благоприятными, потому что, во-первых, от увеличения обычно не требуют абсолютной резкости, как
от контактного отпечатка, а во вторых, благодаря короткому фокусному расстоянию, все второстепенные части снимка получаются несравненно резче.
На основании вышеизложенных теоретических предпосылок, этим летом я сделал изрядное коли
чество спортивных снимков камерой 4,5 × 6 см, с оптикой Ф/4,5, с затвором Компур, при чем, не имея запаса кассет, я пользовался фильмпаками, чувствительность которых (не более 17° по Шей
неру), как известно, значительно ниже чувствительности пластинок (пленки были у меня Агфа и Герц — оказались одинаковыми). При съемке маленьким аппаратом (4,5 × 6 см) играет роль еще и экономический фактор — дешевизна фото-материала.
Однажды я производил съемки в облачный день. Солнце было закрыто густыми облаками, лишь изредка выглядывало из-за них; время от времени шел дождь. Так как по условиям движения почти все время приходилось снимать с 1/300 секунды, я был убежден, что мне предстоит муторная и долгая работа по проявлению и, вероятно, почти полный неуспех.
Фото-репортеры снимали одновременно со мной шторными затворами со скоростью в 1/500 секунды и в большинстве случаев получили малоиспра
вимую недодержку. В результате же моей работы оказалось, что скорость в 1/300 секунды совершенно достаточна если не для всех, то для большинства спортивных съемок, но зато почти все мои негативы в конце концов оказались проработанными и дали хорошие отпечатки.
Опытом нескольких месяцев я выяснил, что надо следить за тем, чтобы в вышеприведенной формуле
отношение не было меньше 2, т.-е.
чтобы расстояние от объектива до предмета съемки было по крайней мере вдвое больше, чем скорость его движения по перпендикуляру к оси аппарата.
Эту относительную скорость движения можно уменьшить тремя способами.
Первый, как уже было отмечено,— отойти с аппаратом подальше, увеличив таким образом величину е.
Второй — это выбрать позицию для аппарата такую, чтобы объект двигался прямо на аппарат или же под ост
рым углом в 45° к оси объектива; этот старый прием часто оказывает помощь нашим фото-репортерам.
Третий способ заключается в поворачивании камеры вслед за движу
щимся объектом съемки таким образом, чтобы объект оставался в видоискателе все время на одном и том же месте; затвор спускают в нужный момент, не приостанавливая движения — вращения камеры. Правда, при этом зад
ний, неподвижный фон размазывается, но зато прием дает возможность избе
жать большой нерезкости — особенно при съемке быстрого движения (при
веденный на следующей странице снимок автомобиля на гонках сделан именно таким образом — при вращении аппарата). Для данного приема удобна зеркальная камера: в ней легко держать объект в од
ном и том же месте матового стекла, и она не
колеблется вверх или вниз, так как прикреплена ремнями.
При всех моих снимках 4,5 × 6 см увеличения до 9 × 12 см и даже 13 × 18 см получались отличные, нерезкость заметно не увеличивалась.
В моей маленькой камере был обыкновенный крошечный зеркальный видоискатель, в который трудно было ловить движущиеся объекты. Поэтому несколько снимков потерялись из-за слишком ран
него или позднего спуска затвора. Теперь же я приделал к аппарату сквозной визир — стало значительно удобнее.
Некоторые германские фирмы советуют держать над видоискателем специальную лупу, благодаря которой изображение кажется большим. Я попробовал это и нашел возможным, хотя довольно
А. ТЕЛЕШОВ (Москва). Прыжок в воду ласточкой
(5-ая премия на конкурсе „Физкультура на воде“) Снято аппаратом 4,5 × 6 см с центральным затвором