Автомобильные гонки. Снимок сделан при вращении камеры, и поэтому неподвижный фон вышел размазанным, а авто на полном ходу (200 километров в час) получился резким
затруднительно держать сразу и камеру, и лупу, и спускать затвор.
Я очень жалею все же, что на моей камере нет проволочного иконометра, в котором изображение видно в натуральную величину и которым снабжается теперь большинство складных аппаратов, даже дешевых. Иконометр — действительно совершенный видоискатель.
Центральный затвор имеет перед шторным еще и то преимущество, что он гораздо быстрее приво
дится в действие, и объект не успевает выйти из поля зрения объектива. В некоторых же (особенно гер
манских) зеркалках на спуск шторного затвора уходит столько времени, что требуется особая сно
ровка — начинать спуск затвора заблаговременно, когда объект еще не появился в зеркале.
В результате моей работы по спортивным съем
кам камерой 4,5 × 6 см, с центральным затвором, в облачную погоду, были некоторые недодержки, около половины негативов пришлось даже усиливать (ураном), но зато со всех негативов удавались увеличения на высокочув
ствительной контрастной бумаге (газлихт), и ни один снимок не оказался непригодным по причине недодержки или смазанности. В этом отноше
нии я оказался счастливее моих коллег, работавших камерами 9 × 12 см со шторными затворами.
Вот и все мои наблюдения. Может быть, и не складно, но зато от чисто го сердца.
С своей стороны, мне
хотелось бы послушать товарищей, работавших новейшей светосильной оптикой — до Ф/1,8 включительно. Там, конечно, дол
жен быть совершенно другой подход, так как при самой пасмурной погоде возможны снимки с короткой экспозицией (ведь, Ф/1,8 в 6 раз светосильнее, чем Ф/4,5!). Мне все же кажется, что малая глубина резкости вряд ли позволит работать с отверстием большим, чем Ф/3,5.
Некоторые московские товарищи пользуются Эрностаром Ф/2, Дальмейером Ф/2,9 и Тессаром Ф/2,7, — может быть, они поделятся своим опытом? Это будет тем более кстати, что о практическом применении оптики высокой светосилы пока, к сожалению, мы почти ничего не слышали.
Г. НАУМАН

ФОТО - КЛИМАТОГРАФИЯ

Эта статья из цикла „Фотограф - краевед“ указывает фотографу - любителю один из путей приложения его труда к делу фотографического изучения климата родного края.

О

ПИСАНИЕ климатов является до сих пор привиллегией кабинетных ученых. Главной базой всех климатических описаний служат многочисленные таблицы чисел, характеризующие многолетние средние, крайние и средние отклоне
ния от них, изменчивость и т. д. разных элементов климата. Иногда, к сожалению, довольно редко, эти числа сопровождаются немногими графиками. Нужен исключительный дар слова, чтобы суметь ожи
вить эти цифровые таблицы и графики. Лишь лица, специально заинтересованные в изучении климата страны, способны углубиться в чтение климатиче
ского очерка ее. Для большинства же эти описания остаются совсем недоступными
Между тем, попав в какой-нибудь новый край, мы очень быстро составляем обыкновенно общее представление о его климате. Мы чувствуем, как жжет солнце, мы видим растительность, почву, жи
вотных, реки и по всему этому составляем себе понятие о климате. Но то, что мы видим, то мы
можем и сфотографировать, и эти снимки, хорошо подобранные, помогут нам дать каждому и не быв
шему там представление о климате интересующего его края.
Фотография может и должна притти на помощь климатологу в популяризации его науки. Но так как климатологам редко удается вплотную подхо
дить к природе, то доставить им нужные снимки —
дело метеорологов - любителей, наблюдателей и естествоиспытателей. Само собой понятно, что серьезный исследователь природы может и сам, подобрав в литературе нужный ему климатографический материал, составить интересный очерк края иллюстрировав его своими фото-снимками.
Главнейшими элементами климата являются, как известно, количество солнечного света (радиация), большею частью лишь приблизительно характеризуемое облачностью, температура и влажность воздуха, ветры, осадки и снеговой покров. Эти элементы, изменяясь не только во времени, но и