Стройка

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ДЕСЯТИДНЕВНИК ЛИТЕРАТУРЫ, КРИТИКИ, ПУБЛИЦИСТИКИ

№ 11

15 июня

1930

ЛЕНИНГРАД, Фонтанка, 57. Телѳфон 79-33.

ПАН-ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРЕЛИ Г-НА БРИАНА

Несмотря на весну в природе, политическая атмосфера в Европе, да и во всем остальной капиталистической мире, сгу
щена совсем поо-сеннему и ни на какое
обновление нет намека. Погоду портит в первую очередь нагромождение циклонов и анти-циклонов тяжелого экономического кризиса, который продолжает углубляться. Атмосфера с самого откры
тая Лондонской конференции по морским вооружениям, и особенно после ее неудачного завершения, и без того до край
ности насыщена электричеством. Конференцию, как известно, сорвала Франция, выдвинувшая такую громадную строитель
ную программу, что всякая возможность реального соглашения с целью снизить
темп подготовки к новой мировой войне оказалась исключенной. Италия, поти
хоньку поддерживаемая Англией, в свою очередь категорически потребовала воен
но-морского паритета с Францией, а после провала конференции заявляет, что она будет строить суда, аэропланы и пушки, стремясь достигнуть не паритета, а превосходства .
Французская газета Репюблик характеризует положение в Европе следующим образом: „Перед лицом итальян
ской угрозы Югославия вооружается до зубов. На Балканах промышляют лишь политикой подготовки войн, Польша превращена в сплошной изрытый окопами
массив. У Германии угасла воля к миру . Газета из деликатности не касается того, что делается в крупнейших империалистических государствах Европы, — в Англии и в самой Франции, но все же заключает, что нынешний год весьма напоминает собой 1914, — год начала мировой войны. Словом, непогода разыгралась во всю и даже как будто надвигается гроза.
И вот, несмотря на непогоду, происходит чудо: между двумя раскатами прибли
жающагося грома из Парижа доносятся нежные соловьиные трели Бриана, почти
бессменного министра иностранных дел в полудюжине кабинетов самых разнообразных мастей. Г-н Бриан, верный палладин империализма, тем не менее грими
руется пацифистом. В течение долгого времени он прекрасно уживался с Пуан
каре, — прямым наследником воинственных традиций тигра , — Клемансо; он толковал о мире, в то время как Пуан
каре думал о войне. Сейчас Бриан опять толкует о всеобщей мире, пока Тардье проводитграндиозную морскую программу. Он торжественно задается целью объеди
нить страждущую и раздробленную Европу, дабы государства, ее составляющие, могли бы в тесных объятиях друг друга ликви
дировать все политические и экономические невзгоды.
Европа, — убедительно доказывает старая лиса,—нуждается в объединении перед лицом опасности, угрожающей всеобщему миру . Необходимость создания
„постоянного режима европейской соли- - дарности и рациональной организации европейского хозяйства вытекает непо
средственно из интересов безопасности и благосостояния народов. Отсутствие неравносия в хозяйстве Европы исчезнет, если „территориальная раздробленность будет компенсирована ультра-соли
дарностью . Образование европейского федерального союза излечит не только политические, но и экономические недуги Европы. Не подумайте чего-либо дур
ного — этот союз не будет ни против кого направлен! Совсем напротив — дело должно быть осуществлено на осноье полного дружественного доверия и сотрудничества со всеми другими государствами. Главное не подумайте, что Франция добивается чего-либо для себя, — нет, нет, она совершенно бескорыстна!
Практические предложения Бриана нарочито туманны. Необходимо заключить пакт, который утвердил бы принцип европейского морального объединения и „торжественно освятил бы солидарность между европейскими государствами . Эти государства должны обязаться периодически рассматривать и решать общим согласием интересующие их вопросы. Для
этого должен быть создай соответствующий механизм — европейская конференция и подчиненный ей европейский по
литический комитет. Все это обеспечит полноту политического сотрудничества европейских государств, распространение на всю Европу системы арбитража и безопасности и создание новой экономической организации.
Что Европа — и не только Европа, но и весь капиталистический мир — тяжело больны, это — факт. Что рецепт, предла
гаемый г. Брианом для ее излечения, ге
ниально прост, — так прост, что почти смахивает на фокус, или на заклинание, это тоже верно. Кризис экономический и политический, исторические конфликты, бешеное соперничество в подготовке к новой войне — все это развеется, как дым без остатка, если только Европа послушается г. Бриана. Он выращивает пальмовые ветви мира прямо на своей соб
ственной ладони; он приручил ангела ми
ра и ходит с ним, как шарманщик со своим попугаем.
Беда лишь в том, что никто не хочет купить счастье, продаваемое с крышки этой французской шарманки. Почему?
Суть дела чрезвычайно проста, — проще даже, чем проекты г-на Бриана. Вер
сальский мир, перекроивший и раздробивший Европу, дал Франции гегемонию на всем западно-европейском континенте. Версальскую систему и эту гегемонию французский империализм готов защи
щать зубами и когтями. С этой целью создана целая серия военных союзов: с Польшей, Югославией, Румынией и Чехо-словакией. С этой же целью Франция одно время оккупировала Рурскую область Германии, но должна была оттуда уйти. В дальнейшем Франция укрепляла свои позиции в Европе через возрождение Антанты с Англией. Теперь эта Антанта захирела; на Лондонской конференции Франция оказалась изолированной; спешно по
требовалось выдумать что-нибудь новое. На этот именно случай Бриан еще года два тому назад подготовил свой проект пан-Ев
ропы. В качестве политического трюка он имеет несомненные достоинства. Фран
ция пытается объединить под своим руководством группу европейских государств и с помощью этого объединения гаран
тировать все существующие террито
риальные границы свои и своих вассалов Успех этого предприятия означая бы укрепление и расширение системы французских военных судов, создание военно
политической комбинации, которых поусмотрению его французских заправил, можно было бы направлять против лю
бого противника. Тем самым Франция могла бы считать основную проблему
своей внешней политики разрешенной, Англия могла быть приведена к сдержан
ности, Германия — к повиновению, Ита
лия — запугана и отброшена, и французский империализм мог бы наконец осущест
вить давнишнюю мечту и стать во главе нового крестового похода против ненавистного им Советского союза.
Увы, расчет был слишком прозрачный Европейские конкуренты Франции ни
сколько не пришли в восторг от пацифистских упражнений г-на Бриана, а наоборот, неприятно взволновались. Больше того, таков уж капиталистический мир раздираемый протизоречиями и антагонизмами, пересекающимися друг с дру
гом самым причудливым образом, что проект пан-Европы по самому существу
своему не мог не вызвать сильнейшег©» раздражения в Америке, всякое объединение европейских стран объективно ока
зывается направленный против Соедштатов. Испугались и маленькие европейские государства, которых Франция хочет привлечь в „пан-Европу“ и которым угрожает полное экономическое порабощение. Наконец Советский союз, а вместе с ним и трудящиеся всего мира,
не могут рассматривать пан-Европу иначе, как новый этап в подготовке вооружекного наступления империалистов против СССР. Словом, проект г-на Бриана является прообразом того самого капиталистиче
ского мира, в обстановке которого он рожден: сладкогласный г-н Бриан оказывается на поверку волком в овечьей шкуре. В этом отношении он конечно не отличается от
своих коллег в столицах друтих напита-- листических стран, но в качестве автора
пресловутого пан-европейского или, как говорят остряки, пан-французского проекта, г-н Бриан повинен кроме того в не
осторожности. Он пытается сразу захватить слишком много и пригом без лишних усилий, и это ему конечно не удастся.
Ну, и пусть не удастся, — хихикает
Бриан, потирая руки. Зато мы опять за—
нимаем авансцену мировой политики. Зато Франция снова может демонстрировать всему миру свое миролюбие и под его прикрытием укреплять систему военный
союзов и подготовлять войну протпк СССР. Пусть пан-европейское щебетание
не возымеет никаких практических по — следствий, оно во всяком случае поможете французскому империализму тем, что бу— дет отвлекать внимание масс от тяжелых хозяйственных перспектив и непосред
ственной угрозы войны. Что же, может быть г. Бриан и прав! Не даром. буржуазия других стран, выступая против эгого проекта, вместе с тем не решается разоблачить его до конца. Дело однако
в том, что с каждый новый оборотом исторического колеса массы все меньше
склонны поддаваться пацифистским иллюзиям и дипломатический мошенничествами.