чист и полон... Внизу, под ногами, лежал тяжелый сверкающий пласт воды. Он не вызывая никакого чувства страха. Осво
божденное тело было по-птичьи легким, и птичий же торжествующий клекот возник в его горле, когда, качнувшись на краю вышки, он стремительно ринулся вниз.
Эгим закончился тренировочный день. Компания оделась и, забрав чемоданчики, вышла, из-под арки стадиона.
Справа от них на Невке покачивалась белогрудая яхта, слева по Ждановке, хищно заострившись, мчалась стадионовская гичка.
— А что друзья-товарищи, — вскричал Дергач, провожая глазами гичку, — не махнуть ли и нам на воду?
Предложение было встречено сочувственно...
пруд-бассейн для плавания с вышкой для прыжков, вторая бетонная трибуна на шесть тысяч человек, рюшные площадки, эллинг для гребных судов, — берег Ждановки, примыкающий к стадиону, приодет в бетон.
И вот в 1930 году мои герои могут, не покидая территории стадиона, поиграть в футбол, пожариться на солнце, г.обегать, поплавать, покат ться на лодке. Они могли бы кроме того поиграть в рюхи, в волейбол, в баскетбол, в теннис, попры
гать, потренироваться на велосипеде или мотоцикле. Зимой герои мои на этом же месте смогли бы покататься на коньках, ледяных горах, сыграть в хоккей. Все это могли бы проделать в пол
Но стадион имени Ленина посрамлен достраиваю щимся стадионом химиков, по емкости в три раза большим.
Главная ценность его однако не в величине, не в его дорожках, полях, треке и бассейне, а в чрезвычайно удачном
его местоположении. Он находится в сердце Московско-нарвского района и примыкает к Екатерингофскому парку.
В непосредственной близости находится Московско-нарвский дом культуры с его садом. Все это вместе взятое представляет собой крупный узел культурного обслуживания рабочего района.
Все пятеро повернули назад и бегом пустились к стадионовскому эллингу, где в прохладной долутьме сухо и строго вытянулить длинные лодочные корпуса.
Этот отрывокъ — глава из ненапечатанного еще романа. Сейчас это бытовой роман, но пять лет назад он был бы фантастический.
В двадцать третьей году глубокой осенью на том месте, где герои мои огибали крутой овал гаревой беговой дорожки , я
финишировал на 400 метров в вузовском первенстве Ленинграда. Ноги мои шуршали в кучах опавших листьев, — ни о ка
кой гаревой дорожке не могло быть и речи. Вместо „громадной бетонной трибуны стояла желтая облупившаяся хи
барка, в которой мы перед выходом на старг, дрожа от холода, сбрасывали пиджаки и брюки. Петровский остроз расстилался пустынный, ветреный и нелюдимый.
Через год появились люди с тачками, навезли песку, лесу, цементу, зажгли на берегу Ждановки костры, что-то варили, что-то сколачивали, завалили весь островок обрубками, обрезками, сваленными деревьями, дренажными трубами, забро
сали землей, щебнем, гарью. Прошел еще год, и когда убрали наконец обрубки и
обрезки, оказалось, что разлеглось на Петровской острове зеленое просторное футбольное поле, покрытое сеяной ровной травкой. Вокруг поля вышеупомянутым „крутым овалом легла беговая дорожка, а вокруг дорожки цементный трек для велосипедных и мотоциклетных гонок — первый в СССР трек из бетона. Вдоль поля во всю его длину вытянута большая деревянная трибуна вместимостью в три с половиной тысячи человек. В конце Ждановского мостика выросла трехстворная арка с надписью: Стадион имени Ле
нина . Год от года стадион застраивался, появилось второе тренировочное поле,
ную меру своего удовольствия и своих способностей не только мои герои, но и всякий житель Ленинграда, если бы он того пожелал. Надо только сесть на трамвай номер 6 или 23, который и доставиг вас к Ленинскому стадиону. Впрочем, если вы спутаете и сядете на номер 13 - не огорчай
тесь: вы попадете на стадион химиков, раскинувшийся у самых Нарвских ворот, Номер 4 привезет вас на стадион КИМА на острове Голодае, номер 19 на стадион имени Красного спортинтерна , распо
ложенный на бывшей даче бывшего царского сановника Дурново. Словом, в ка
кой бы трамвай вы ни сели, — при жела
нии попадете на спортивную площадку или на стадион. Жаль, что многие не доезжают до них и изо дня в день, из
недели в неделю, из года в год в рабочие дни и в дни отдыха сходят... на несколько остановок раньше.
Не делайте этого. Поезжайте до тех пор, пока кондуктор не крикнет „стадион и не скажет его названия.
Тогда сходите, снимите галоши и шубу, если дело происходит зимой, скиньте брюки; если дело происходит летом, забудьте букеты ваших бабушек и ды
шите, чорт вас побери, дышите сколько влезет, полной грудью, во всю силу легких морозом, ветром, водой и солнцем.
Дореволюционный Ленинград не знал крупных спортивных сооружений. Даже такие спортивные сенсации как футболь
ный матч Ленинград — Москва зрители созерцали сидя, лежа, стоя на земле вокруг поля. Да и поля были на перечет: Спорт , Коломяги , Унигас , „Паль
ма , „Меркур , да еще пара-другая немудреных площадок.
Сейчас в Ленинграде 100 спортивных площадок и несколько крупных стадионов. Две трибуны стадиона имени Ленина рассчитаны на 9 - 10 тысяч зрителей.
В нынешнем году бетонная трибуна бу
дет в обе стороны продолжена и захватит части виражей.
В последнее время берет верх идея необходимости соединения спортивных сооружений с местами, предназначенными для культурного обслуживания, отдыха, развлечений. Эго естественно, понятно, просто необходимо. Спортивная цеховщина вещь вредная и глупая. Физкультура один из элементов культуры, и дер
жать центры спортивной работы на отлете нельзя.
Крупные московские стадионы уже имеют, кроме чисто спортивных площа
док, эстрады, аттракционы, площадки для танцев и народных игр. Следующей ступенью к осуществлению этой идеи объединения всех элементов культурного об
служивания являются парки культуры и отдыха.
Стадион химиков у Нарвских ворот вместе с Екатерингофским парком, домом культуры и его садом является своего
рода культурный комбинатом — первый в Ленинграде. Порцию же солнца и воздуха каждый ленинградец сможет перехватить на пляжах, соляриях и в купальнях, ко
торые предположено организовать во всех районах.
Девушка из провинции (прохожему). — Скажите, пожалуйста, где здесь Крестовский осгров?
Хмурый гражданин. — Нет здесь Крестовского острова.
Девушка — Но как же... у меня адрес... вот смотрите сами... Ленинград, Крестовский остров, Николаевская улица, дом 2.
Хмурый гражданин. — Брехня. Нет в Ленинграде Крестовского острова, и Николаевской улицы нет. Опоздали на три года, барышня. Поняли? (Отошел)
Девушка (растерянно). — Как же это так... мне же сказали... ушел... экой какой...
Паренек с чемоданом (грудъ открыта, на ногах спортивные туфли, насвистываете что-то не