барбизонцев 1. Это явление было прямым следствием увлечения мягкой оптикой, свойственного буржуазной художественной стилистике.
Таким образом художественная фотография развилась в отрицание художественной фотографии, перешла в свою собственную противоположность.
Единственным, зато очень важным положительным последствием этого периода было то, что фотохудожниками была осознана необходимость перерабатывать, преображать материал действительности.
Тем временем созревала база для новых форм художественной фотографии, которые начали в послевоенный период, сначала на Западе, а затем и в Советском союзе, энергично пробивать шелуху старой подражательной, рукодельной школы.
Эту базу составляли техника кино и газетный фоторепортаж, с их светосильной короткофокусной
оптикой, новыми средствами освещения, огромным негативным вооружением, способностью налету схватывать явления и вещи. У фотографии появились новые, уже ей одной специфически свойственные, выразительные возможности. Средства «отбора» у
фотохудожника колоссально обогатились; свет, фильтры, композиция и ограничение кадра, новые точки съемки и ракурсы и т. д. — все это позволило уйти далеко от недавних размытых, анемичных изображений, заснятых моноклем в па
вильоне и претендовавших монопольно на звание «произведений художественной фотографии».
Фотография только теперь — за последние 10—12 лет — полноправно претендует на звание искусства, и притом самостоятельного искусства. Теперь в распоряжении фотографии находятся многочисленные средства художественного преображения действительности, художественного отбора явлений; и притом эти свойства — особенны, специфичны, свойственны только фотографии, и продукт их не напоминает (и тем более не старается напоминать) продуктов других пространственных искусств.
После всего сказанного должно быть совершенно ясно, что проблемы социалистического реализма имеют не менее близкое отношение к фотографии, чем ко всякому другому искусству.
Что же такое метод социалистического реализма, в чем его содержание и отличие от других творческих методов?
Социалистический реализм, как художественный метод, неразрывно присущ пролетарскому мировоззрению и служит отличием произведения пролетарского искусства от гнилых продуктов искусства капитализма.
Быть может, наиболее просто, ярко и вместе с тем глубоко выразит сущность реализма отрывок из доклада А. Толстого:
«На-днях в разговоре об искусстве Лазарь Моисеевич Каганович удачным приме
ром иллюстрировал разницу между натурализмом и реализмом.
«Человек шагает по грязи. Человек может при этом испытывать радостное чувство преодоления трудной дороги, ощущение своей силы... Фото
граф, фиксирующий его аппаратом с тротуара, заснимет лишь забрызганного грязью человека. Фотограф, щелкающий затвором с тротуара, — натуралист; художник, понимающий внутреннее состояние человека, — реалист».
1 Барбизонцы — знаменитая группа французских живописцев, главным образом пейзажистов, в прошлом веке — Коро, Руссо, Тронон, Милле и др.
Снова мы встречаем печальную для нас ссылку на фотографа, как на неизбежного пред
ставителя натурализма. Но пусть это не смутит нас. Мы уже знаем, что фотография может действительно служить оружием плоского натурализма, и что это ее свойство обнаруживается сразу же в руках некультурного, неумелого, небрежного — одним словом, скверного фотографа.
Но всякий ли фотограф должен быть таков, и всегда ли фотография должна оставаться такою?
Мы уже показали, что в распоряжении фотографии есть все средства реалистического художественного языка: заговорит она им или нет — зависит в каждом случае от человека, от автора, от мастера, в руках которого «щелкает» аппарат.
Москва строит метро. В условиях капиталистического Запада постройка метро — узкотехническая задача, неспособная воодушевить ни строи
теля, ни зрителя. В наших условиях стройка метро есть штурм одной из твердынь новейшей тех
ники. крупный шаг к социализму. Вокруг этой стройки разгорается энтузиазм десятков тысяч ударников-строителей и сотен тысяч трудящихся Москвы, помогавших на субботниках.
Снимать стройку метро натуралистически — значит снять только «людей, забрызганных грязью». Снять в духе реализма — значит показать энтузиазм этих забрызганных грязью лю
дей, показать радость победы над подземными трудностями.
Наш фоторепортаж много снимал стройку метро. Правильно ли будет сказать, что он оставал
ся пои этом на почве натурализма? Отчасти — да. Ряд работ не поднимался выше этого уров
ня. Но наряду с этим создан ряд прекрасных фотодокументов, показывающих, как работа на метро стала для строителей делом чести и геройства. Создан замечательный типаж ударной молодежи, выдвиженцев, людей, пришедших темными из деревни и выросших в героев трудового фронта. Не подлежит никакому сомнению, что в отра
жении стройки метро нашему фоторепортажу удалось дать ряд произведений в духе социалистического реализма; пусть еще далеки они от совершенства — но они ярко и сознательно оттолкнулись как от натурализма, так и от ложно-реалистических, слащаво-эстетских или левацко-трюкаческих форм. На этом примере мы можем дать ответ на следующий вопрос — чем отличается социалистический реализм от реализма вообще?
«Он отличается, прежде всего, материалом искусства... Социалистический реализм отличается от просто реализма тем, что он в центре внимания неизбежно ставит изображение строительства социализма, борьбы пролетариата, нового человека и всех многосложнейших «связей и опосредствований» великого исторического процесса современности» (Н. Бухарин, доклад на
Всесоюзном съезде писателей, «Правда», 30/VIII — 34 г.). И еще:
«Этот реализм мы называем социалистическим, потому что он — не просто фотография жизни. Он основан на понимании того, куда идет мир. Мир идет к победе социализма, и только художник, который понимает, куда идет мир, сумеет отобразить в великих образах основ
ные линии этого развития» (К Радек, доклад на Всесоюзном съезде писателей, «Правда», 28/VIII 1934 г.).
Около трех лет назад М. Альперт создал