Сквозь стальную сетку Бруклинского моста

П. Априясский (Нью-Йорк) ПРИГОТОВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ РАСТВОРОВ

В. Яштолд - Говорко
Очень часто приходится слышать от фотолюбителей, что, мол, «прочитал в журнале та
кой-то способ, попробовал сделать и... ничего не вышло, а это значит, — продолжает тот же
фотолюбитель, делающий поспешный вывод, — что в журнале или книге рецепт. указан неправильный или неточный».
Вместе с тем, в громадном большинстве случаев бывает в неудаче виноват сам фотолю
битель в силу того, что неправильно составил раствор, перепутал порядок растворения веществ и т. д.
Приготовление растворов является не столь уж простой операцией, как это кажется многим. Поэтому мы решили осветить этот вопрос и дать ряд основных правил для составления растворов, следуя которым фотолюби
тель сможет, в значительной степени уменьшить свои неудачи.
ВОДА КАК РАСТВОРИТЕЛЬ
Химические вещества делятся на твердые, жидкие и газообразные. Жидкие вещества, или, как их короче называют, жидкости, могут растворять в себе как твердые, так и га
зообразные вещества. Не каждая жидкость может растворить в себе любое химическое вещество: одни вещества растворяются в воде, другие только в спирте, эфире и т. д.
Громадное большинство веществ, употребляемых в фотографии, растворяется в воде.
Для растворения большинства фотографических веществ можно употреблять воду прямо из водопровода или колодца. Не имеющим водопровода рекомендуется особенно пользоваться дождевою водою или водою от раста
явшего чистого снега. Только проявляющие вещества необходимо растворять в прокипячен
ной воде, так как кипяченая вода содержит в себе меньше окисляющего проявляющее ве
щество кислорода. Дестиллированною водою пользуются для растворения очень ограничен
ного числа фотографических веществ. В этом случае в рецепте раствора всегда имеется соответствующее указание.
Вода растворяет не все вещества в одинаковой степени. Некоторые вещества, например,
бромистое и хлористое серебро, металлы и т. д. растворяются в воде в минимальнейших коли
чествах. Такие вещества обычно называются нерастворимыми. Другие же вещества, а осо
бенно употребляемые в фотографии, более или менее легко растворимы в воде. Растворяться вещества не могут беспредельно: если положить, например, в стакан много соды и на
лить в него незначительное количество воды, то не вся сода растворится: некоторая часть ее, сколько бы ни стоял раствор, останется нерастворенной. В этом случае говорят, что ра
створ насыщен содою. Насыщенность раствора веществом обычно увеличивается с повышением температуры: поэтому для каждой дан