Фотолюбитель на съемке
А. Скурихин (Москва)
1. Аммоний хлористый (нашатырь) 2. Калий бромистый.
3. Калий двухромовокислый (хромпик)
4. Калий железосинеродистый (красная кровяная соль) 5. Калий углекислый (поташ) 6. Квасцы калийные 7. Квасцы хромовые
8. Натрий сернистый
9. Натрий серноватистокислый (гипосульфит) 10. Натрий углекислый (сода) 1 Уран азотнокислый 12. Сульфит натрия
Растворы последнего являются довольно не стойкими, но сильно концентрированными (1: 4,0; они окисляются медленно).
ВЗВЕШИВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА
При взвешивании необходимо вещество класть не непосредственно на чашки весов, а на бумагу, которую при ссыпании веществ рекомендуется не встряхивать. В противном случае мельчайшие частицы взвешиваемого вещества могут попасть в различные растворы и вызывать нежелаемые результаты.
Объем жидкостей измеряется мензуркой. Жидкость, вследствие явления смачивания,
принимает в мензурке вогнутое положение, образуя так называемый мениск. Отсчет надо производить всегда по нижнему уровню мениска.
РАСТВОРЕНИЕ
На скорость растворения влияет ряд фактов, а именно:
а) температура растворителя,
в) степень раздробления тела, подлежащего растворению, и
с) скорость помешивания раствора при рарастворению и
Громадное большинство веществ с повышением температуры растворяется легче (за исключением газов), поэтому при приготовлении растворов рекомендуется по возможности чаще пользоваться горячей водой, которую брать для облегчения последующего охлаждения в меньшем количестве, чем указано в рецепте. Надо помнить только, что некоторые вещества в горячей воде разлагаются; к ним относятся: метабисульфит калия, бисульфит натрия.
Так как большинство фотопроцессов протекает при температуре в 17—18° Ц, то растворы, приготовленные на горячей воде, необходимо охлаждать, что достигается добавле
нием холодной воды до объема, указанного в рецепте.
При пользовании безводными солями, например, безводным сульфитом или содой, надо их постепенно высыпать в воду, при постоянном помешивании. Если действовать наоборот, то соль превращается в массу, по
крытую твердой корой, растворение которой идет очень медленно.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЯЮЩИХ РАСТВОРОВ
Проявители состоят из следующих состав
ных частей: