Героика, воплощенная в снимках

Л. Межеричер
Культурный рост нашей родины выражается между прочим и в том, что великие эпизоды борьбы за социализм находят теперь самое полное фотодокументальное отражение. Этого раньше не было. Сравните фотодокументацию VIII съезда партии в 1919 г. (известны три снимка)—и ее же XVII съезда в 1934 г.; строительство Волховской ГРЭС, оставившее прямо нищенский фотома
териал, — и Днепрострой, который был не только фотографически запротоколирован в мельчайших деталях и этапах, но и родил ряд великолепных художественных фотопроизведений. И если счастье видеть бой под Перекопом не выпало на долю
ни одного фотокорреспондента, то в челюскинской эпопее их участвовало четверо, причем один из них — уже достаточно известный Петр Карлович Новицкий работал и в двухмесячном ледовом лагере Шмидта.
Значение подобных фотодокументаций громадно, причем научная и историческая стороны дела, сами по себе чрезвычайно важные, отступают на
второй план перед неоценимым пропагандистским, политическим эффектом этих фотодокументаций.
В самом деле, в наших условиях, когда рост страны, темпы строительства опираются на активность масс и их сплоченность вокруг большевист
ского авангарда, в этих условиях исключительно важно, чтобы в каждом серьезном эпизоде боя за социализм участвовали миллионы. И когда фотография ярко запечатлевает и широко разно
сит через печать показ борьбы за блюминг, подъем стратостата, преодоление на автомобилях Кара- Кума, спасение со льдины челюскинцев, это де
лает миллионы людей, разбросанных по всей стране, очевидцами и сопереживающими участниками эпопеи. Фотография, благодаря своей документальной реалистичности и сюжетности, обла
дает свойством переносить читателя на место изо
бражаемого действия; и в челюскинской эпопее это многократно подтвердилось.
Надо со всей силой подчеркнуть это свойство нашей фотографии и эту ее функцию, приобретаемую в служении делу социалистического строи
тельства. Капиталистическому фоторепортажу это свойство нельзя сказать, чтобы не было прису
ще... Фотография и там остается сама собой — способной заражать и увлекать. Но общественная ее функция, вытекающая из этого свойства, в капиталистических условиях становится совер
шенно противоположной. Вместо того чтобы усиливать, укреплять широкую массовую организацию для борьбы за классовые интересы — фото
графия — превращается в служанку господ
ствующего меньшинства, работающую на отвлечение масс от их классовых интересов, на «де
зорганизацию» масс. Капиталистическому миру также знакомы трудные экспедиции, смелые рейсы, талантливые исследовательские попытки, свя
занные с борьбой, неудачами, катастрофами. Но каким продажным убожеством становятся снимки этих событий в руках буржуазных редакторов!.. Как далеки они от того, чтобы воспитывать людей, будить какие-нибудь гражданские чувства, кроме шовинизма, призывать к какой-нибудь ак
тивности, кроме экспансии за новые рынки сбыта...
Роль фотокорреспондента, участника героического эпизода, ясна без дальнейших доказательств. Важность этой роли возлагает на фотографа очень большую ответственность. От его материала требуются:
а) полнота, — то есть, чтобы ни один значительный эпизод, ни одна характерная черта совершившегося события не были пропущены;
б) правильность передачи — то есть, чтобы ход событий был отражен верно; чтобы не было показано слишком легким трудное, и, наоборот, в особенности важен показ живых лю
дей, их поведения, их организованность, ибо это имеет наибольшее массово-воспитательное значение;
в) надлежащая художественная форма — то есть, чтобы действительность была показана в выразительной, волнующей подаче, в эмоционально-окрашенной реалистической форме, соответствующей высокому и славному значению совершившихся событий.
Как растут с каждым днем требования к художнику нашего времени, как усложняется и обо
гащается ежечасно обстановка его творчества! И как радостно итти навстречу этим зовам завтраш
него дня! В самом деле — едва года два прошло с того времени, когда перед советским фотохудож
ником стояла не столь уже простая проблема:
дать портрет ударника, рабочего-передовика. Эта проблема далеко еще не решена нами — и вот она уже подавляется другой, новой и более широкой
проблемой показа героических кусков нашей борьбы.
Фото- и киноматериал челюскинской эпопеи, анализируемые в готовом виде, дают богатые выводы.
Кинофильм из материала, заснятого тт. Трояновским и Шафраном, производит огромное впе
чатление. Материалы экспедиции, просмотренные с начала до конца, воспринимаются как величе
ственная повесть и кажутся на голову выше
обычного все ее люди, от командиров Шмидта и Воронина, до скромных бортмехаников самолетов. Этот фильм, несомненно, сам будет порождать новых героев.
Но в нем замечается неполнота, переходящая в известную неправильность освещения: показ труд
ностей и борьбы с ними занимает место, далеко не соответствующее действительной пропорции ве
щей. Многое по фильму выходит очень легким. Ясно, что такой показ снижает героическую высоту событий. Ясно, что от этого дефекта материала страдает и художественная форма произве
дения, его правдивая выразительность, его реалистичность.
Фотоматериал, заснятый П. К. Новицким, выгодно отличается от фильма тем, что он в мелочах умеет показать тяжелую обстановку и му
жественную борьбу с ней обитателей ледового лагеря. Мы видим и гибель камбуза под ледяным валом; и неоднократный разрыв барака льдом; и
аэродромы, перебитые трещинами сейчас же после того, как они выравнены ценою неимоверных усилий; и изворотливую робинзоновскую изобре
тательность на льду, когда из банок делались окна, из клистирной кружки — нефтяное «отопление» палатки, из железной бочки — печь и т. д.