А. Грекулов, — Новые сорта урожайных хлебов — колхозным полям! Кастрация колоса перед искус
ственным опылением (из фотосерии Украинского генегико-селекционного института в Одессе)
ектов съемки внутри кадра, выразительное освещение.
Какое значение имеет удачное освещение, убедительно доказывает снимок фотокора Матвеева «Дискование паров», помещенный в № 10 «Пролетарского фото» за прошлый год. Снимок сделан довольно скучным, «общим» планом при «неподвиж
ном» горизонте, фигуры людей и лошадей поданы вяло, но необычайно удачное мягкое освещение придает снимку большую выразительность. Прекрасно проработаны борозды вспаханного и про
боронованного поля и тени лошадей на них. В снимке много света и воздуха, снимок производит радостное, бодрящее впечатление.
Не меньшее значение имеет правильное применение крупного плана. По техническим условиям (плохие клише, плохая бумага и печать) для боль
шинства газет, особенно низовых, фотоснимки крупным планом приемлемее снимков общим планом. Снимки со множеством деталей и загроможденным задним планом попросту не поддаются пе
реводу на клише — получается сплошное черное пятно. Снимки крупным планом выходят в газетах лучше и красивее.
Кроме того съемка крупным планом позволяет лучше сосредоточить внимание зрителя на наиболее важных деталях. В некоторых случаях крупный план прямо необходим.
Разберем снимок т. Н. Кубеева — пахота в Макушинском зерносовхозе на Урале. Снимок построен так, что из него совершенно «убрано» небо, которое неизбежно висит слепым белым пят
ном на снимках фотокоров. Такая композиция всецело отвечает содержанию снимка: снимается пахота, т. е. земля, и небо здесь необязательно.
Трактор помещен на заднем плане, на переднем — взрытые им глубокие ровные борозды. Это тоже правильно: нам нужно показать не самый трактор, а качество его работы, т. е. про
веденные им борозды. Правильная композиция усилила агротехническую выразительность сним
ка — всякий видит, что данный трактор пашет хорошо.
Снимок построен по диагонали. В снимке есть движение, трактор действительно движется, а не замер посредине поля, как на снимках, снятых честно «в лоб». Продуманная, примененная умело композиция крупным планом сделала снимок выразительным, живым и ярким.
Тема показа хорошей пахоты подана в соответствующей заданию форме.
Приведем еще снимок т. Маклецова из Сталинграда — пшеница нового урожая в колхозе «Первое мая». Снимок эффектен потому, что сделан крупным планом с хорошей проработкой фак
туры зерна. Правильно примененный формальный прием хорошо выявил политическое задание — показать, что колхозники в результате ударной работы на севе и уборке получили прекрасный урожай. Применение формально композиционного приема в каждом конкретном случае диктуется конкретным политическим заданием — темой снимка.
Фоторепортеры и фотокоры должны больше уделять внимания художественному оформлению своих снимков, глубже прорабатывать вопросы композиции и освещения, шире применять композиционные приемы, увязывая их с темой снимка, непрестанно учиться и повышать свой политикокультурный уровень.
Н. Кубеев. — Пахота в Макушинском зерносовхозе (Урал)