Глядя на мир его глазами, т. е. через линзу и объектив его аппарата, мы тоже видим этот мир впервые... Сознательный подбор экспонатов, — пишет рецензент газеты „Польска збройна“, — по характеру своему пропагандистских, которым чужды меланхолия, отрицание и анемия, представляю
щих силу, волю, неудержимое стремление вперед, весело смеющихся за работой людей, становится как бы целеустремленной композицией, которую можно, пожалуй, назвать симфонией современной России“.
Можно бы привести еще ряд не менее восторженных цитат из других отзывов, но и приведенных достаточно, чтобы убедиться, как свежа даже для буржуазного наблюдателя советская фотогра
фия. Да, наша фотография ничего общего не имеет с традиционным слюнтяйством худосочных натюрмортов. Мы уже имеем фотографов, которые научились смотреть и заставляют других смо
треть на вещи по-новому, с совершенно другой, необычайной для них перспективы. Это — точка зрения классовых позиций пролетариата, точка зрения социалистического реализма. Это — показ во

всем ее многообразии правды о нашей действительности, когда средствами фотоискусства активновскрываются основные и ведущие тенденции нашего развития.

Можно себе представить, какое впечатление производила выставка нашего фото на посещавших ее польских рабочих, когда они увидали на советских снимках горделиво высящиеся трубы и подъ
емные краны наших социалистических заводов (работы Дебабова), уверенность в себе девушек; и юношей нашей страны (работы Смирнова, Кудоярова), беззаботный смех наших ребят (работы Фридлянда и Микулиной), убедительную силу наших стальных тракторов (Дебабов), отдых и веселье нашей молодежи в ее парках культуры и отдыха (работы Смирнова).

Наша фотография уже делает свое дело и внутри СССР и за ее пределами.

Испанский писатель Альберти рассказывал на съезде советских писателей, каким громадным успехом пользуется в Испании левый журнал „Октябрь“, потому что он, будучи богато иллюстрирован советскими снимками, показывает практику социалистического строительства.
Но было бы глубоко ошибочным переоценивать достижения нашего фотоискусства и не видетьего недостатков, его отставания от нашей бурной жизни.
Мы должны работать под знаком той жестокой самокритики, под которым работал съезд советских писателей. Мы должны для оценки произведений фотоискусства применять выдвинутый на съезде мировой критерий и требовать от наших фотохудожников осознания нашей эпохи, понимания того факта, что на нас смотрит весь мир, что наши идеи, как и наши снимки проникают во все уголки мира и что мы должны этому миру, как и собственной стране, показать с максимальной полнотой и высоким качеством все главное, что у нас происходит.
Мы в этом отношении делаем только первые шаги.
Требование съезда, чтобы писатель был человеком высокой личной культуры, относится ковсем художникам и в том числе к фотохудожникам. Разве мы не должны заявить, во всеуслышание, что среди наших фоторепортеров встречаются малограмотные люди, думающие, что достаточно владеть аппаратом, чтобы стать мастером.
Нет, этого недостаточно. Наша действительность и наша эпоха с каждым днем усложняются и, чтобы их понимать, надо с каждым днем все больше знать, все больше учиться.

Фотохудожник — это не помощник, а соратник писателя. Своими средствами он вместе с писателем борется, должен бороться за высокое мастерское отображение и организацию новой социа

листической жизни, а поэтому мастерство фотохудожника требует не меньше культуры, образован
ности, горизонта, чем мастерство писателя. Мы полагаем, что каждый фотожурналист должен: изучить материалы съезда писателей и поставленные там проблемы, продумать их отношение к фотоискусству.

Чрезвычайно остра и для нас проблема формы и содержания, проблема показа нового человека, складывающегося нового быта людей, зажиточную жизнь и рабочего и колхозника. Чрезвы

чайно остра для нас проблема вовлечения в единое фотожурналистское движение; всех советских фотожурналистов и подъем их культурного уровня в са
мом широком этого слова смысле, так, как это поставлено в отношении писателей на их первом съезде. Вопросы работы с корреспондентской сетью с этой
точки зрения приобретают исключительное значение. И, как уже указано в последних номерах нашего журнала, вырасти должна организационная и культурно-воспитательная

роль нашего журнала и собирающегося вокруг него актива. Что этот актив, тревожат судьбы советской фотографии, показывает та самокритика и та дискуссия о текущих боевых задачах нашей работы, которая развертывается на страницах нашего журнала 1.

Мы всемерно поощряем эту дискуссию и пр зываем наш актив, наших производственников, на.- ших мастеров и подмастерьев включиться в обсуждение принципиальных боевых проблем нашей работы.

И еще одно. Чрезвычайно важно, чтобы работники советского фотографического фронта, ставящие на страницах нашего журнала определенные вопросы качества и содержания работы, одно

временно собственной работой изо дня в день добивались этого качества, возглавляли
бы в цехах, в редакциях, на съемках борьбу за необходимое нашей стране высшее мастерствосоветского фотопроизведения.
1 См. в № 3 „Советское фото“ статью т. Межеричера „Затянувшееся затишье“ и отклики на нее, печатаемые в настоящем
номере.