М. Калашников. — I мая 1934 г. в Москве. Параскева Димитрова, Г. Димитров, М. Горький на трибуне мавзолея
сии. Чем в сущности занималось большинство спорщиков? Механическим перенесением в сферу
фотографии диалектических норм, заимствованных (и притом весьма поверхностно) из других областей искусства и идеологии.
Нет метода более недопустимого с точки зрения самой же диалектики. Можно вскрыть законы развития, единство противоположностей, движение в данной сфере только путем глубокого исследования, изучения исторически накопившегося материала этой сферы. Это изучение практики должно опираться на диа
лектический метод, и в результате (как синтез! ) мы получим осмысление данной практики, открытие ее законов и путей дальнейшего развития.
Ленин указывал, что «диалектика требует всестороннего исследования данного общественного явления в его развитии». При этом диалектика требует исследования не «вообще», а в данных жизненных связях и взаимоотношениях, в специфике обстановки каждого этапа и перехода.
«... Самая суть... живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации» (Ленин).
Мы в наших творческих спорах во многих случаях подменили это терпеливое, глубокое, конкрет
ное исследование метафизическим выдумыванием норм и подгонкой под них живой практики. В этом были повинны все — и «левые», и «правые», и «Октябрь», и РОПФ.
Никто не занимался — и не занимается до сих пор — тем, с чего следует начинать: накоплением, систематизацией, классификацией ма
териала прошлых лет. Без накопления невозможно исследование, — следовательно, невозможно создание марксистской теории.
Можно сразу указать ряд интереснейших проблем, к которым не прикасался марксистский ана
лиз и не сможет коснуться, если не будет двинуто накопление материала:
а) Возникновение фотографии как технического метода и перерастание ее в отрасль идеологической деятельности.
б) Появление и истоки художественной фотографии, нити связей ее с другими искусствами, влияние школ и техники родственных искусств (живописи, графики, кино) на фотографию и обратно.
в) Портрет, его социальная функция и формальная трактовка в старой и новой фотографии.
г) Влияние аппаратуры и оптики (вообще технических средств) на художественную форму в: фотографии.
д) Возникновение и первоначальные формы фоторепортажа. Развитие его в связи с эволюцией репродукционной и полиграфической техники.
е) «Вечный» сюжет на разных этапах фотографии: обнаженное тело, дети, ландшафт, натюрморт.
ж) Метод передачи пространства в старой и новой фотографии.
з) То же—поверхности и формы. и) То же — движения.
И так далее, в очень далеких пределах. С другой стороны, темы такого порядка, как:
а) Показ труда и трудовых процессов в старой и советской фотографии.
б) Отражение массовых праздников советским фоторепортажем на разных этапах.
в) То же—индустриализация страны. г) То же — реорганизация сельского хозяйства.. д) Показ советским фоторепортажем женщины в социалистическом строительстве. е) То же—молодежи. И так далее.
Это накопление должно итти в самых разнообразных формах: выпуска альбомов, брошюр, ста
тей, диссертаций, сборников; устройства выставок; чтения докладов со всяческим показом; соби
рания библиотек, архивов, фототек; организации фотокабинетов при вузах, институтах, публичной библиотеке.
Куда, к чему должно вести это накопление и
становящееся возможным за ним исследование?