Они должны новым путем, медленным, но прочным, поднять культуру советской фотогра
фии и вооружить ее творческих работников всем
богатством средств социалистического реализма. Это и будет; овладение методом
пролетарской фотографии, это и приведет к выковыванию ее марксистской теории.
Здесь вырастет она диалектически, а не схоластически, — из анализа, а не из шаманства.
*
Если расшевелить эту работу, в известной мере будет ликвидирован тяготящий нас период теоре
тического затишья в области фотографии. Но этим дело далеко не исчерпывается, ибо творче
ское затишье представляет еще большую опасность.
Здесь придется повести борьбу с «творческойпассивностью, свившей себе гнездо в некоторых организациях, в частности среди работников круп
нейшей производственной организации советской фотографии—треста Союзфото.
Надо признать со всей прямотой, какой требует большевистская самокритика, что за последний период работу Союзфото по вине самих фотоработников в большей мере, чем прежде, характеризуют будничность, отсутствие смелых и интерес
ных начинаний, слабость воспитательной работы и снижение авторитета среди фоторепортеров. Творческое качество продукции Союзфото не улуч
шается. Союзфото не служит толкачом, бродилом
творческого соревнования фоторепортеров, кадры их все больше отдаляются от Союзфото.
В чем причина этого? На наш взгляд она в отсутствии интереса со стороны руководства я акти
ва треста к творческим проблемам фото; к недооценке того значения, которое имеет для фотоис
кусства апрельское решение ЦК; в переоценке хозяйственно-материальных функций Союзфото; наконец, в неполном понимании той решающей роли,
которую способно играть Союзфото в развитии советской фотографии.
Нужна перестройка и журнала «Советское фото». Автор принадлежит к составу его редакционной коллегии, что сильно облегчает задачу самокритики.
Нужно понять, что на сегодняшний день «Советское фото» служит единственным организационно
политическим центром советского фотодвижения и его творческих кадров в особенности. «ОЗПКФупразднено. «ОРФ» не создано. Культсектор ВЦСПС не руководит фотодвижением, как не за
нимаются им и редакции газет. Фотосекция Дома печати замкнулась в узкий круг будничной рабо
ты. Фотосекция БОКС имеет специальные задачи.
Журнал «Советское фото» не сумеет справиться со своей задачей, если будет попрежнему двухмесяч
ным и редакция будет работать без актива и плана; если вопросы оперативной работы и простейшей техники не будут перенесены в газету «Фотокор», выход которой должен быть возобновлен.
Пора покончить с благодушной дремотой на творческом участке фотографии. Классовая борь
ба там не кончилась, как не кончилась она во всей нашей стране. Огромные задачи стоят перед совет
ской фотографией — организатором, агитатором и пропагандистом. Мы пишем об этих задачах в передовицах нашего журнала, пишем по большей ча
сти правильно, но следует помнить, что слово, не подкрепленное делом, — не большевистское слово.
Самые правильные вещи, только декларированные, в лучшем случае суть честная болтовня. В большевистской практике ей места быть не должно.
Налицо все предпосылки к тому, чтобы снова оживить, но уже на здоровой и правильной осно
ве, творческую и исследовательскую работу на фронте фотографии. Воплощение этой возможно
сти в действительность зависит от нас самих, от активности и зоркости руководства и актива треста Союзфото и журнала «Советское фото».
С. Свидель— Знатные люди страны на первомайском празднике в Москве. Старший стрелочик ст. Волноваха т. Простак и колхозник-ударник Очил Радтаб (колхоз им. Сталина, Наусский район, Таджикистан)