С. КРАСИНСКИЙ (Москва). Иней

О ЗИМНЕЙ СЪЕМКЕ Фотографическим сезоном у нас принято

считать только теплое время года. Фотографы-портретисты на зиму, конечно, не пре
кращают своей работы, также не могут ее бросить и фото-репортеры, но большинство любителей счи
тает осень и зиму мертвым сезоном. А между тем, зимние сюжеты бывают своеобразны и красивы. Правда, обычно в них мало жизни, мало движения, и вся красота заключается в поразительных оттен
ках, бликах, легких тенях, тонкости и изяществе пушистого снега. Для зимних ландшафтов не нужно особенное богатство и разнообразие форм, здесь центр тяжести — в правильной передаче игры света и легких голубоватых теней. Поэтому вопрос тех
ники при зимней съемке гораздо значительнее, чем при всякой другой ландшафтной работе.
Как известно, лучи различных цветов, то-есть различных длин волн, действуют на фотографическую эмульсию совсем иначе, чем на глаз. Те цвет
ные лучи, которые кажутся глазу яркими (зеленые, желтые), очень мало действуют на обычную фото
графическую эмульсию и, наоборот, лучи мало яркие (синие, фиолетовые) или совсем невидимые для глаза (ультрафиолетовые) — сильнее всего дей
ствуют на фотографическую эмульсию. Поэтому при с емке на обычных пластинках нельзя передать соотношение яркостей цветов таким, каким оно представляется нашему глазу. Например, при с емке ландшафта на обыкновенной пластинке, на отпе
чатке ярко-зеленая трава получается темной, синее небо с белыми облаками — все сплошь однообразно белым.
За последнее время фотографы перестали мириться с такой условной фотографической передачей яркостей. Для того, чтобы сделать фото-эмуль
сии чувствительными к лучам, к которым они мало чувствительны, то-есть к желтым и зеленым, их стали обрабатывать растворами специальных ани
линовых красок (оптическими сенсибилизаторами). Обработанные таким образом пластинки, чувстви
тельные к желтым и зеленым лучам, называются ортохроматическими, а чувствительные более или менее ко всем лучам — панхроматическими. Употребление панхроматических пла
стинок связано со специально оборудованной темной лабораторией и особой обработкой; поэтому на практике в большинстве случаев приходится поль
зоваться ортохроматическими пластинками, к тому же панхроматические пластинки у нас пока даже и не изготовляются. Но все же при с емке на ортохроматических пластинках самые актиничные (сильно действующие на эмульсию) сине-фиолето
вые лучи продолжают сильнее других действовать на эмульсию; поэтому для того, чтобы поглотить излишек этих лучей, перед об ективом помещают желтый светофильтр. Правда, при с емке со свето
фильтром приходится удлинять экспозицию, но зато передача яркостей тонов соответствует восприятию их глазом.
При зимней съемке особенно важно учитывать неправильность цветопередачи обычной пластинкой.
Красота зимних пейзажей заключается в переливах яркой белизны снега и легких голубых теней. Если же снимать на обыкновенной пластинке, то совершенно