Вообще говоря, зимние ландшафты особенно интересны и красивы только тогда, когда они освещены солнцем. Солнечное освещение подчеркивает ослепительную яркость искрящегося снега и кра
соту неба и теней. При съемке без солнца снимки получаются более плоскими. Но даже и при сол
нечном освещении строение снега не передается правильно, если при съемке не принять во внима
ние угол зрения и угол освещения. Обычно бывает хорошо избрать для камеры низкую точку зрения,
солнце же должно освещать ландшафт сбоку или немного сзади. Конечно, фотограф-художник по своему вкусу выбирает сюжет и освещение, но все
таки для съемки зимних ландшафтов необходимо считаться с указанными основными положениями.
Удивительно декоративны деревья и кусты, покрытые инеем, но их снять не всегда удается, так как иней обычно держится недолго. Такие ландшафты лучше всего снимать рано утром.
При съемке контрастных ландшафтов надо тщательно устанавливать экспозицию и особенно бо
яться недодержек, так как на негативе пропадет тогда красота оттенков и строения снега. Также нужно обращать внимание на правильность про
явления: перепроявление сглаживает яркие света и поэтому весьма ухудшает передачу снега; недо проявление придает негативу вялость.
Проявитель не должен быть слишком холодным, что легко может случиться в зимнее время, — это очень скверно влияет на качество негатива: пра
вильно экспонированная пластинка не достигает нормальной плотности, и получается жиденький негатив, т. к. многие проявители теряют свою про
являющую способность при низкой температуре. Нормальной температурой, в среднем, надо считать 18°-20° С.
При съемке контрастных, освещенных солнцем ландшафтов лучше проявлять разбавленным про
явителем для того, чтобы успели выявиться детали прежде, чем негатив станет слишком контрастным.
Зимой лучше работать с объективами, состоящими только из двух склеенных половин, так как подобный объектив, в случае надобности, можно легко и быстро протереть даже и в том случае, если руки у вас замерзли.
На морозе часто случается, что затворы центральные и в особенности шторные, начинают капризничать. В центральных затворах, имеющих воздушный тормазок ( Компаунд , Койлос , Бауш и Ломб и др. ), поршень примерзает к цилиндрику, и затвор или перестает работать вовсе, или дает экспозицию большую, чем это желательно. В штор
ных затворах шторка из прорезиненной материи теряет свою эластичность и поэтому передвижение ее замедляется. В случае замерзания центрального затвора, следует, погрев пальцами цилиндр, сделать вхолостую 5 — 7 спусков затвора. Со шторным же затвором ничего не поделаешь. Да и вообще жела
тельно в сильные морозы не работать аппаратами со шторным затвором, так как шторка может вся потрескаться. Лучше всего употреблять централь
ные затворы без воздушного тормазка ( Компур „Ибсо“ и др. ).
После окончания работы, по возвращении домой, отпотевшую камеру надо хорошенько про
тереть и оставить открытой в течение некоторого времени.
Отпечатки зимних ландшафтов очень красиво исполнять на крупно-зернистой черной или синей бумаге. Оттенки же коричневатые и сепия совсем не подходят к этому жанру.
А. К.
С. КРАСИНСКИЙ (Москва). Избы затопили(2-ая выставка фото-репортажа)