Однако, несмотря на легкость применения полуваттных ламп, работа с ними требует известного навыка.
Обычным камнем преткновения для всех начинающих является неумение пользоваться комбини
рованным светом двух ламп, благодаря чему на лице снимаемой модели четко вырисовываются скрещивающиеся тени, достигающие в некоторых местах чрезмерной густоты.
Ошибка эта происходит вследствие того, что ослепительно яркий свет полуваттных ламп не по
зволяет новичку правильно оценить соотношение
между светом и тенью, а если при этом принять во внимание, что химическая сила лучей ламп да
леко не соответствует их видимой яркости, то станет понятным, почему снимки начинающих отличаются излишней контрастностью и неприят
ными, режущими глаз тенями. Во избежание этих дефектов, следует добиваться мягкого гармониче
ского освещения, путем прикрытия ламп муслином или бумагой различной плотности. Хотя примене
ние этих экранов увеличивает экспозицию, но зато позволяет достигнуть мягкого, легко контролируемого освещения.
Если по каким-либо причинам удлинение экспозиции нежелательно, то можно прибегнуть к следующему способу: одна из ламп укрепляется не
подвижно с таким расчетом, чтобы давать верхнее боковое освещение; другая берется снимающим в руки и во время экспозиции проводится в раз
личных направлениях. Быстрота движения лампы определяется длительностью экспозиции, направле
ние же продвижения зависит от того эффекта, который желательно получить.
Для избежания чрезмерной яркости, присущей свету полуваттных ламп, некоторые фотографы применяют лампы с так называемым опаловым (мо
лочным) стеклом. Считаем нужным указать, что лампы эти мало пригодны для фотографирования, так как опаловое стекло сильно поглощает ультра
фиолетовые лучи, что, конечно, значительно удлиняет экспозицию.
Другая ошибка, в которую впадают не только новички, но и опытные фотографы, это — излишняя погоня за бликами. Конечно, в некоторых случаях умелое использование бликов содействует оживле
нию портрета, подчеркивая лепку лица и усиливая
гамму светов, но если блики эти применяются без чувства меры и если их появление диктуется не композиционными требованиями, а желанием блеснуть виртоузностью техники, то художественная ценность такого портрета становится весьма сомни
тельной, так как человеческое лицо утрачивает свойственную ему фактуру и напоминает своим
внешним видом снимок, сделанный с фарфора или майолики.
Съемка с отраженным светом
Очень интересные результаты можно получить пользуясь отраженным светом ламп, но выдержка
при этом значительно возрастает и зависит как от коэффициента отражения экрана, так и от взаим
ного расположения источников света, модели и экрана. Наилучшее расположение модели и ламп при пользовании отраженным светом указано на чертеже 1. В виду пользования отраженным светом, следует брать лампы не менее, чем в 1. 000 свечей (500 ватт). При каждой лампе находится вогну
тый рефлектор, отбрасывающий свет под углом в 45° на стену и белый потолок. Рефлекторы должны быть настолько велики, чтобы могли защищать объектив от попадания в него света ламп. Световые эффекты достигаются частичным затемнением отраженного света, изменением его направления, помещением небольших отражающих экра
нов или употреблением одной лампы. Необходимо избежать попадания в объектив боковых лучей, для чего на него следует надевать полый цилиндр, сделанный из картона или плотной черной бумаги.
Только что описанный способ фотографирования при помощи отраженного света, несмотря на все свои положительные качества, обладает и не
которыми весьма существенными недостатками, из которых прежде всего следует указать на громозд
кость и дороговизну его оборудования, что не всегда по силам скромному любителю. Поэтому
в своей практике автор применяет следующий упрощенный способ: источником света служит са
модельный увеличительный аппарат, работающий отраженным светом. Общий вид этого аппарата показан на чертеже 2-ом.
Расположение модели и ламп при съемке с отраженным светом
Аппарат для освещения отраженным светом. А выключатель.
В — штепсель, СС — две полуваттных лампы, Д — отверстие