НОВЕЙШИЕ СПОСОБЫ ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ

Различных способов цветной фотографии существует довольно много, но все они не разрешают вопроса, так как одни из них (автохромный процесс Люмьера и ему подобные методы) дают в результате единственный диапозитив, а другие — требуют получения трех от
дельных негативов, служащих в дальнейшем для изготовления цветных отпечатков, и сопря
жены с затруднениями трехкратной с емки с различными светофильтрами (пинатипия и др.). Описываемые ниже новые способы цветной фотографии на бумаге ,,Lage“ и „Jos-Ре“
ставят задачу массового изготовления цветных отпечатков на вполне реальную почву.

Цветная фотография на бумаге по способу ,,Lage“ („Лаге“)

ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы в области фотографирования в натуральных цветах все усилия были устремлены на то, чтобы пригото
вить для цветного снимка такой же негатив, как и для обыкновенной однотонной фото
графии, с которого можно было бы получить на бумаге неограниченное количество отпечатков.
Эту задачу ныне разрешила германская фирма Е. Лаге в Гамбурге, выпустившая в продажу пла
стинки, бумагу и химические реактивы, благодаря которым является возможность получения специ
ального негатива и притом любым фотографическим аппаратом без каких-либо приспособлений. Снимок производится один раз на одной пластинке, без вся
ких светофильтров, и с полученных негативов можно изготовить неограниченное количество отпечатков. В основу своего способа „Лаге“ кладет принцип пропускания лучей света на эмульсию сквозь соответствующие цветные среды: красную, желтую и синюю
Разрешает он эту задачу следующим образом: первый эмульсионный слой, чувствительный к крас
ным лучам, он наносит на основную стеклянную пластинку. Эта пластинка с одной стороны прикрывается пленкой, у которой наружная поверх
ность имеет эмульсию, чувствительную к синим лучам, а поверхность, прилегающая к пластинке — эмульсию, чувствительную к желтым лучам. Лучи света проходят сначала через внешний синий слой,
дающий впоследствии желтое изображение, затем — через желтый слой, дающий в дальнейшем красное изображение и, наконец, — через красный слой эмульсии, дающий синюю часть изображения. В дальнейшем мы их так и будем называть: синяя пластинка, красная пленка и желтая пленка.
Пластинка вкладывается в кассету, как и обыкновенная, но, принимая во внмание высокую панхроматичность ее, это следует производить при темном зеленом свете. Самый процесс съемки также ничем не отличается от обычного, только экспози
ция удлиняется: она должна быть в 15 раз дольше, чем при съемке на обыкновенных пластинках чувствительности 12° Шейнера (при прежних спосо
бах цветной фотографии экспозиция бралась 60-тикратная). Следовательно, летом на солнце возможны моментальные снимки.
В дальнейшем производятся следующие процессы, при чем вначале в лаборатории должно быть темно-зеленое освещение. По извлечении пластинки из кассеты от нее отделяют пленку. За
тем проявляют сначала стеклянную пластинку.
Негатив получается несколько вялый. Пластинка фиксируется, промывается и сушится, как обычно.
Таким же порядком проявляется и пленка, но так как она двухсторонняя, то во время проявле
ния ее беспрерывно переворачивают. Затем пленку фиксируют, промывают и обрабатывают в водном растворе формалина с глицерином; а затем подвешивают в зажимах для сушки. Когда пленка совершенно высохнет, ее надрезают по краям и от
деляют один слой от другого; таким образом из пленки получаются два негатива — желтый и крас
ный. В результате всех этих работ, получаются три негатива: один стеклянный — синий, и два пле
ночных — желтый и красный, при чем все эти негативы разной плотности; желтый — самый сла
бый, стеклянный — вялый и красный — наиболее контрастный. Эта разница в силе негативов способствует наиболее правильной передаче натураль
ных цветов; недостаточная вырисовка на одном негативе возмещается более сильной передачей того же на остальных двух негативах.
Имея эти три негатива, приступают к печатанию на бумаге. Печатание производится на особой газопечатной бумаге, выпущенной той же фирмой.
Прежде всего печатают с желтой фильмы. Получается черный отпечаток нормальной силы, который проявляют, как обычно, промывают и су
шат. По высыхании отпечатка, рассматривают его на просвет и острым мягким карандашом, на обратной стороне его, отмечают наиболее характерные контуры изображения. Затем отпечаток от
беливают в специаль
ном растворе до тех пор, пока глубокие тени станут слабо-желтоватыми, снимок про
мывают, обрабатывают в просветляющей ванне и сушат.
После высыхания на него наносят посредством ватного там
пона особый синий раствор, слегка подсушивают и вкладывают
в копировальную рамку на синий пленочный негатив, при чем на просвет наблюдают, чтобы контуры изображений на негативе совпадали с отме
ченными карандашом на левой стороне бумаги. Копирование можно производить и на дневном свету. Отпечаток промывают и сушат, после чего, так же, как и перед синим печатанием, на него наносят желто-красный раствор и вкладывают в копировальную рамку для печатания с красного негатива. Печатание ведется точно так же, как и пре
дыдущее. Снимок промывают минут десять, и он получает желто-сине-зеленую окраску. Затем его погружают в теплую воду в 35—40° Ц, где жела
тинный слой вздувается, и поверхность получает некоторый рельеф.
Короткая промывка холодной водой, просушивание между пропускной бумагой и окончательное завершение работы проводкой по снимку валиком с накатанной на нем красной краской. Валик можно заменить щеткой, как при бромойле, или
даже комбинировать оба способа. По окончании этого процесса снимок погружают в обычную нейтральную фиксажную ванну, промывают и обезжи
ривают в спирту. Можно покрыть его лаком. Способ „Лаге“ представляет большой интерес для разных научных работ (бактериологии, например), для целей художественных (при реставрации картин) и т. д.
Снятие пленки с пластинки.