жить «Фотогазета», выпускаемая в селе Лучинском, Воскресенского района, того же Москов
ского округа. Эта газета лишь в одном из своих номеров дает яркий снимок на тему классовой борьбы, - показывает развалины дома колхозного общежития, сожженного сек
тантами и рядом постройку нового дома на
том же месте; совершенно очевидно, что и здесь внимание фотолюбителя т. С. Чумичева привлек не столько акт классовой борьбы (поджог колхозного дома), сколько новое строительство; снимок пожарища был сделан и сохранился, очевидно, случайно - ну его и на
клеили. Установки на то, чтобы выступить в качестве организатора в классовой борьбе, разоблачителя классового врага, ни у редколлегии газеты, ни у т. Чумичева не было.
Фотокружок станицы Тифлисской, Армавирского округа, в своей стенгазете «Наш бытпоказывает демонстрацию пионеров, несущих карикатуру кулака - злостного несдатчика хлеба; смекалки и инициативы на то, чтобы показать этого самого несдатчика, несколько несдатчиков (не в портрете, а в злом фото
шарже, с агитационной подписью) у фотокружка нехватило.
По имеющимся у нас материалам, с постановкой вопросов классовой борьбы лучше других справляются фотогазета «Объектив» и стенгазета «Сельхозрабочий», выпускаемые батра
ками в селе Родино, Славгородского округа. Здесь не зря пишут лозунг о фото и классовой борьбе, поняли, что значит «показывать фото
графии с соответствующими подписями». В
«Объективе» среди не очень большого (по сравнению с другими фотогазетами) количества снимков, хорошо систематизированных, сопровожденных незамысловатыми, но яркими подписями, мы встречаем снимок ремонта деревенской церкви с такой подписью:
«Интересный вид - баптистский пресвитер Капуста с братом ремонтируют православную церковь. Значит у них (с попом. Ред.) цель одна - обманывать темных».
Рядом довольно удачный снимок внутренности сельской церкви с подписью: «В этом месте получишь темноту и невежество. Попу же создали роскошную жизнь. Долой религию - дурман народа».
В стенгазете «Сельхозрабочий», выпускаемой в том же селе, заметка о несдаче хлеба кулаками сопровождается снимком - крестьяне рассматривают плакат-карикатуру на кулака, сидящего на мешках, с надписью: «Сегодня этот кулак злостный несдатчик хлеба - про
дан». В другом номере заметка о частном торговце-жулике, сопровождается фотографией торговца, предлагающего свои товары.
В другом номере в конце передовой статьи читаем:
«Наша нужда для кулака - счастье. Вот он на снимке - портрет кулацкой физиономии. Он ехидно выглядывает изподлобья, намереваясь душу вымотать из бедняков. Поэтому нам ждать нечего, пока кулак на своем «Серко» (лошадь, Ред.) будет возить хлеб на сто
рону, мы должны немедленно забрать у кулака хлебные излишки».
Такие строки, тут же сопровождаемые портретом действительно ухмыляющегося испод
лобья кулака, стоящего рядом со своим «Серко», несомненно оказали должное воздействие, - такое применение фотографии и явля
ется подлинным участием с фотоаппаратом в классовой борьбе, при таком именно применении фотография выступает как подлинный активный агитатор и организатор масс.
Из «Сельхозрабочего» следуют привести и другой пример. В центре номера, сверху помещен
крупный снимок, изображающий скрюченный, обезображенный, окровавленный труп пожи
лого, бородатого крестьянина. Жуткий снимок. Под снимком - заметка, написанная крупными печатными буквами: «Жертва кулацкая».
Товарищи, посмотрите на снимок. Это наш батрак тов. Киричок, сторож степнокучукского потребобщества, убитый кулаками и банди
тами. Он убит степнокучукскими кулаками только за то что он батрак и что он их клас
совый враг. Допустим ли мы это, товарищи. Можем ли мы спокойно смотреть, как кулак из-за угла целится в батрака или бедняка. Нет, товарищи. Мы этого допустить не можем. Мы должны тесно сплотиться вокруг нашей коммунистической партии под ее руководством вышибить оружие из рук кулацких».
У родинского «Объектива», родинского «Сельхозрабочего» должны поучиться наши - не только деревенские фотокружки - поучиться, несмотря на то, что классовая борьба в фото
снимках этих газет еще не нашла исчерпывающего и разностороннего отображения; но зато основной курс родинских товарищей на фотографию, как организатора в классовой борьбе, правилен и тверд. Такими яркими образ
цами непосредственного участия в классовой борьбе едва ли может похвалиться какой-либо другой коллектив фотолюбителей или даже фоторепортер.
Родинские примеры говорят о том, что лозунг о фото и классовой борьбе советские фотографы могут не только «исповедывать», но и проводить в жизнь, если захотят. Они обязаны захотеть и обязаны проводить, ибо обязаны показывать не только праздники, не только достижения нашего строительства, но и будни, и борьбу, помогать организации масс в этой борьбе.
На данном этапе социалистического наступления, когда поставлена задача окончательного выкорчевывания капиталистических элементов в нашей стране, задача ликвидации кулачества, как класса, - активное участие со
ветского фотодвижения в классовой борьбе должно быть проявлено со всей яркостью. В противном случае советское фотодвижение и
его организации рискуют оказаться в стане прилежных говорунов, способных только на провозглашение лозунгов, но негодных для инициативного, твердого и практического проведения этих лозунгов в жизнь.
ОТ КОНСУЛЬТАЦИИ „СОВЕТСКОГО ФОТО
Для получения отзывов на снимки, присылаемые в редакцию, следует в нижнем левом углу конверта делать пометку: „На отзыв . Без этой пометки снимки, в случае непринятия, будут возвращаться авторам без отзыва.