ГОЛОС МАСС

ДИСКУССИЯ О СОВЕТСКИХ ФОТОАППАРАТАХ
Выпуск советских фотоаппаратов становится реальной действительностью. Этими словами «Советское Фото» открыло на своих стра
ницах (в № 22 за 1929 г.). Всесоюзный митинг фотолюбителей.
- „Я вероятно, не ошибусь, если выскажу предположение, что ни один номер „Советского Фото“ не производил такого впечатления, как № 22 за 1929 г.
Так начинает свое письмо в редакцию член Томского отд. ОДСК т. Белый.
Подавляющее большинство участников митинга приветствует редакцию «Советское Фо
то» за возбуждение столь важного вопроса, как производство советской фотоаппаратуры
и позицию журнала признает правильной. Продолжается еще поток писем от фотолюбителей. Где-нибудь в провинциальном клубе звучат еще убежденные, а порой гневные голоса фотокружковцев; однако, и сейчас уже по имею
щемуся обширному материалу выступлений
можно уловить общую, всех волнующую мысль, и с уверенностью сделать соответствую
щие выводы. Последнее тем более допустимо, что среди участников нашего митинга мы слышим голоса и организованных в кружки фотолюбителей, и фотолюбителей-одиночек. красноармейцев, рабочих, вузовцев, фоторепортеров, рабкоров, деревенских фотолюбителей и, наконец, работников науки.
Еще о планах „на ниточках
Единодушное негодование всех выступающих - главным образом, по адресу ТОМП’а и его пятилетки - лишний раз говорит о том, что производственные планы организаций, взявшихся за выпуск фотоаппаратуры, составлены без всякого участия масс.
„Пятилетка ТОМП а - ужасна! Остановите его если еще не поздно (Д. Толстиков, ст. Павшино).
„Пятилетний план ЮМП‘а - это издевательство над острой нуждой рабочего и деревенского фотолюбителя (А. Соловьев, Минск).
- „Ждал три года выпуска советского фотоаппа
рата, а ознакомившись с планом ТОМП а ничего, кроме горького разочарования не получил (Каракулов, Пермск. окр.)
„Планы ТОМП-а и ЭФТЭ убили надежду (Л. Помазан, Кронштадт).
От всех, для кого фотография служит одним из способов борьбы за социалистическую культуру, мы слышим справедливую, иногда полную негодования и даже резкую критику пятилетних планов ТОМП’а и ЭФТЭ.
„Пишу это письмо, а с губ срывается невольная брань (В. - Кострома).
Мы не слышали ни одного голоса среди выступавших, целиком одобрившего производственые планы указанных организаций.
О ком и о чем думает ТОМП?
Прежде всего - о камерах 13×18. В плане ТОМП а эта камера запроектирована в двух типах: деревянная штативная и складная по типу «универсальных». Мы не знаем, откуда черпал ТОМП данные о емкости рынка для ка
мер этого размера; тем не менее, можно утверждать, что выпуск таковых в количестве 26.500 штук в пятилетку ничем оправдан быть не может, кроме как головотяпством. Именно такой - мы сказали бы «деликатный» - вывод можно сделать на основании всех использованных нами писем.
Было бы ошибочным утверждать, что имеющиеся в обращении камеры 13 × 18 (старые, обоих типов) не используются сейчас фотолю
бителями; за неимением более подходящих и удобных советский фотолюбитель работает еще с такими камерами, многому с ними научился и многое постиг - этот фонд, оставшийся от дореволюционной эпохи, использован им почти полностью. Однако, из этого вовсе не сле
дует, что в наше время быстрых, напряженных и одновременно четких установок, мы должны будем в дальнейшем выбрасывать на рынок большое количество камер 13 × 18 и снабжать ими массовое фотолюбительство. Последнему нет времени возиться при съемке с такой ка
мерой, и поэтому кажется удивительным что в отношении массового обслуживания ТОМП.
очевидно, рисует себе в будущем картину, над которой иронизирует сейчас деревенский фотолюбитель.
„Дяденька, останови трактор, а я тебя сниму ! (В. Кукушкин, Сибкрай).
„Ни одному фотолюбителю, а особенно рабочему - члену фотокружка, аппарат 13 × 18 см. не нужен (Дехтарев, фотокружок при Морском институте).
„Аппарат 13 × 18 см. совершенно не нужен. (Производство таких аппаратов обречено на полное отсутствие сбыта их. Кто из числа фотолюбителей
будет платить 425 рублей, когда за 200 рублей не исключена возможность приобрести более удобную камеру 9 × 12 см. (Ю. Деладвез, Казань).
Совершенно не требуется приводить дальнейшие выдержки из многочисленных писем - в основном мнение всех совершенно одинаково:
ни в городе, ни в деревне размер 13 × 18 не может быть типом массовой камеры, и что большое количество их, намеченное к выпуску в пятилетку, является с этой точки зрения совершеннейшим абсурдом.
Было бы далеко неправильным утверждение о том, что камера 13 × 18 совершенно ненужна и что в пятилетием плане этот тип не дол
жен быть намечен. В этом отношении научный сотрудник Института древесины тов. Пономарев (Свердловск) напрасно упрекает «Советское Фото» в том, что редакция забыла о фо