ФОТО В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СОРЕВНОВАНИИ1

Н. СОФРОНОВ
Помещенная на страницах газеты фотография играет большую роль. Для того, чтобы
читатель лучше усвоил факт или событие, требуется фотографическая документация этого факта. Чтобы заинтересовать читателя во
просами очередной кампании, все чаще и чаще приходится прибегать к методу зрительного воздействия, отчасти через рисунок и, главным образом, через фотографию.
В обслуживании социалистического соревнования фотоснимок становится могучим ору
дием пропаганды, побудителем в трудовом процессе и грозным разоблачителем разгильдяйства, рвачества и вредительства.
На долю советских фоторепортеров и фотолюбителей выпадает поистине благодарная за
дача, активно участвовать в этом величайщем движении эпохи.
Как обслуживать соревнование?
Мы полагаем, что прежде всего следует избегать, по возможности, следующих шаблонных, ничего не говорящих, снимков:
1. «Общие виды» заводов или фабрик, вызвавших на соревнование или принявших вызов (см. фото 1).
2. Моменты подписания договоров (исключая некоторые особо интересные случаи).
3. Группы и собрания по поводу заключения договора.
4. Группы «рабочих, читающих плакат результатов соревнования».
5. Портреты: «тов. такой-то сдалал вызов...» Вся эта фотоканцелярщина в большинстве
случаев только сушит и своей беспредметностью ослабляет то живое дело, которому назначен служить репортаж.
Фотоснимки должны показывать действительные успехи и реальные недочеты в трудо
вом процессе соревнующихся фабрик, заводов и деревень. Поэтому уместно подавать примерно такой материал:
1. Сравнительные фотоснимки: первый должен показывать процесс до соревнования, второй -
Рис. 1. Ничего неговорящий снимок, подобных которому
было не мало в нашей печати
1 Печатается в порядке обмена опытом с приглашением всех тт., работающих в области съемки соц. соревнования, откликнуться на статью.
во время соревнования. Конечно, это годно в тех случаях, когда снимки наглядно показы
вают достигнутое улучшение или замеченный недочет (см. фото 2).
2. Разоблачительные снимки, указывающие на недостатки машин или производственных
37000 РУБЛЕЙ...
... теряет ежегодно Сосневская м-ра на халатном, небрежном и варварском отношении многих рабочих к товару. Комиссия по соревнованию установила, что хлопок и пряжа, которую подкладывают в калоши и валенки работницы („чтобы мягче ходить ...) расхо
дуется на 17000 руб. в год. В ситцевой расходуется на портянки и платочки разных тканей на 20000 руб. в год. На фото калоши, в которых обнаружена пряжа.
процессов, вскрывающие скверные условия труда, иллюстрирующие непроизводительный и напрасный труд, плохую организованность производства, показывающие залежи материалов, небрежное хранение товаров, плохой уход за оборудованием и пр. и пр. (см. фото 3).
Эти снимки требуют от репортера умелого и осторожного подхода, а также некоторого знания или понимания производства обслужи
ваемой фабрики; для таких снимков следует пользоваться также указанием сведущих лиц, в частности, самих рабочих.
3. Портреты вредителей-бюрократов, лентяев, прогульщиков и пр. Портреты должны быть снабжены соответствующей подписью, указы
вающей на конкретное зло. Нельзя, конечно, недооценивать все крупные последствия, которые неизбежны при помещении такой фото
Общий вид фабрики им. Балашева, вступившей а соревнование с Тверским и Московским текстильным комбинатом.
Редакция.
Рис. 3. Снимок, фиксирующий внимание на цифрах,
затерявшихся в сухом отчете