метил, что «фотодело в нашей стране по сравнению с другими видами искусств, является еще запущенным делом, почти во всех отно
шениях, начиная с его материальной базы, с производства фотоаппаратуры. Производство фотоаппаратуры у нас поставлено из рук вон плохо. Если мы возьмем производство бумаги, пленок, пластинок, то все это делается очень плохо, все это не соответствует уровню культуры нашей страны».
Об этом же несоответствии говорили на совещании и основные докладчики, и почти все выступавшие фотомастера (С. Фридлянд, М. Марков, М. Наппельбаум, Я. Халип). В этом корень многих бед советской фотографии, отсюда надо начинать развертывание ее нового подъема.
Правильно подметил, тов. Юдин и второе слабое звено в фотоделе:
— С фотомастерами до сих пор не было еще солидной, по государственному поставленной работы в смысле дальнейшего повышения ква
лификации мастеров. А ведь мастер, который пошел назад или даже задержался на месте, перестает быть мастером.
И тов. Юдин своевременно предупредил наших мастеров о той «угрозе», какую создают им массы фотолюбителей, из которых несомненно растут и будут расти новые фотомастера:
— Через какой-нибудь год-два вы почувствуете необычайно сильный напор людей, которые овладели техникой фотодела и дают замечательные фотографии. Они вас (фотомасте
ров) снизу припрут как следует, если вы не будете работать над повышением своей культуры, над повышением своей технической квалификации.
В связи с тем, что в докладе т. Евгенова особо был заострен вопрос о фотоинформации
и фоторепортаже, — политически-актуальном, образцово-оперативном — был выдвинут на первое место среди других жанров фотографии, в прениях развернулась дискуссия на те
му: является ли фотография искусством, и в какой мере. На этот вопрос тов. Юдин дал в своей речи наиболее исчерпывающий ответ:
— Вопрос о том, является ли фото искусством или не является, будет решен не резолю
циями, которые вы примете, не теми статьями, которые будут написаны в журналах, не теми длинными речами, которые будут произнесены на дискуссиях, — этот вопрос будет решен только вашей работой, дружной и высококачественной. Это надо твердо помнить. Перед вами стоит задача доказать всем и каждому, что фотография есть подлинное искусство.
В этой борьбе за создание подлинного советского фотоискусства мастерам и работникам фотографии предстоит всячески преодолевать малейшие проявления мещанского опошления, желтизны и формалистского трюкачества, от
нюдь еще неизжитые ни в нашем фоторепортаже, ни в области художественной фотогра
фии. Этому вопросу совещание уделило немалое внимание.
По вопросу о фотоинформации и репортаже принято решение о том, что фотоинформация является одной из важней
ших отраслей газетной работы, — снимок печатается в газетах как самостоятельный материал. Союзфотохроника и отделения обязаны поставить фотоинформацию по газетному, для чего обеспечить: а) политическую актуальность и опера
тивность с использованием всей техники связи (автосвязь, авиасвязь, бильдпередача и т. д.); б) разнообразие и широкий охват тем; в) ма
ксимальную художественную выразительность снимков; д) соответствие снимков требованиям полиграфической техники газет (преимущественно крупные планы, соответствующее увеличение и т. д.).
Необходимо поднять значение и авторитет фоторепортажа как передового отряда совет
ской фотографии и воспитать из механических съемщиков по заказу, какими в данное время, особенно на периферии, являются большинство наших фоторепортеров, — подлинных фоторепортеров советской прессы, от которых тре
буются: высокий политический уровень при большой инициативе и оперативности в работе, безукоризненное владение современной фотографической техникой и наилучшая техническая оснащенность, журналистские навыки в ор
ганизации съемок и литературной обработке материала, развитый художественный вкус.
Совещание наметило ряд новых направлений в работе по клише, по выпуску массовой фото
продукции, по развитию самых разнообразных форм и видов фотографии — в том числе бромойля и цветной фотографии.
Для повышения творческой квалификации фоторепортеров и фотокоров на местах решено выпускать ежегодник советской фотогра
фии из лучших работ, и совместно с ЦК союза организовать передвижную выставку советской фотографии.
Нет сомнения в том, что совещание послужит дальнейшему улучшению работы Союзфото и советской фотографии в целом, что не останется на бумаге заключительное решение совещания:
«Приложить все силы к тому, чтобы углубить сдвиги к улучшению работы Союзфото, отмечаемые в последние месяцы, и дальнейшей
дружной большевистской работой, широким привлечением к Союзфото и выращиванием в его системе лучших мастеров и работников фо
тографии, вывести советскую художественную фотографию, и в первую очередь фоторепортаж, на передовые позиции советского искусства».