ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОТОГРАФИИ
Л. Межеричер

О художественных способах печати

Нормальный бромо- или хлоро-серебряный отпечаток отличается некоторой механической сухостью, довольно неприятной, когда фотограф стремится создать художественное изображение. Это было особенно заметно в «сред
ние века» фотографии 80—90-х годов, когда любительская художественная фотография по
лучила уже значительное распространение, а способы смягчения изображений еще не были разработаны. Мягкая оптика, диффузоры, спе
циальные сорта бумаг, оптическая печать — все это было еще впереди.
Мысль художников-фотографов искала таких способов печати, при которых фотографическое изображение обобщалось бы, прибли
жаясь в картинности, теряя свою механическипротокольную внешность.
В конце XIX и начале XX веков был разработан целый ряд таких способов.
Мы вкратце остановимся на тех из них, которые опираются на свойства хромовых солей: на пигментной печати, гуммипечати, масляной печати и, наконец, на порожденном ими бромомасляном способе, или «бромойле».
Общая фотохимическая основа этих способов заключается в свойстве хромовых солей (двухромовокислого калия и аммония) очувствлять клеевой слой к свету и дубить его раз
личные участки в пропорциональной зависимости от того, насколько эти участки освещены.
В пигментном процессе мы имеем дело с бумагой, на которую нанесен толстый желатино
вый слой, окрашенный цветным пигментом. Бумагу обрабатывают раствором двухромовокислого калия, высушивают и печатают под
негативом. Участки, на негативе прозрачные (тени), дубятся, желатина становится нераство
римой; обратное происходит с участками, которые на негативе непрозрачны (света). Вся шкала промежуточных полутонов приобретает нерастворимость в большей или меньшей степени в зависимости от силы тона. В результа
те, если опустить отпечаток в горячую воду, он проявится: темные места изображения останутся сильно окрашенными, в яркобелых жела
тина смоется вместе с третным пигментом. Это смывание будет большим или меньшим в
зависимости от того, как глубоко проникло действие света в толщу желатинового слоя; а это, в свою очередь, зависело от относительной густоты полутонов негатива.
В итоге получается изображение, окрашенное в произвольно выбранный нами цвет (пиг
ментная бумага бывает самой разнообразной
окраски) и приобретшее приятную зернистость и сочность.
Пигментный процесс на деле довольно кропотлив и капризен. Многие неудачи возможны из-за отклонения температур на несколько гра
Пигмент, гумми, масло, бромомасло
дусов, или времени обработки — на несколько минут. Пигментный отпечаток обрабатывается не на своей подложке, а переносится на дру
гую — специальную переносную бумагу. Он, таким образом, получается обращенным. Иногда с этим можно помириться; но бывают сю
жеты, которые этим уродуются. Тогда следует второй перенос.
Практика переносов перешла и в другие способы печати, которых мы коснемся ниже; она сильно усложняет работу, но зато откры
вает очень широкие возможности художественной обработки снимка. Оказывается возмож
ным достижение таких эффектов, которые не
допустимы ни на каких бромистых бумагах, даже самых высоких сортов.
За самые последние годы пигментный процесс с двойным переносом получил новый толчок: он лег в основу новейших процедур трех
цветной фотографии — процессов «Карбро», «Ви-векс», «Хроматон» и др.
Процесс гуммипечати отличается тем, что основой клеевого слоя служит не желатина, а
гуммиарабик. Техника работы — иная. Бумагу приготовляет сам печатающий, непосредственно перед печатью.
Гуммипроцесс ведется и без переноса, но имеет одно интереснейшее отличие: комбина
ционный характер, заключающийся в том, что отпечаток обрабатывается два или даже три раза. На практике это выглядит так: когда бумага приготовлена, снимок откопирован, про
явлен и высушен — на него снова наносится гуммиарабиковый слой с краской и хромовыми солями, снова производится печать с негатива наложенного с абсолютной точностью на пер
вый отпечаток, проявление и т. д.; затем та же операция в третий раз. Экспозиция и обработ
ка рассчитываются так, чтобы в первый раз выработать света, во второй — полутона, в третий — глубокие тени. В результате, если хоро
шо овладеть процессом, можно получить отпечаток с яркими светами, большим богатством
деталей и вместе с тем замечательно сочный и глубокий в тенях.
Если вспомнить, что в каждой из трех обработок может быть взят иной оттенок краски, любопытные творческие возможности комбинационного гумми становятся еще шире.
Масляная печать сильно отличается от обеих вышеописанных. В этом процессе краска не вводится заранее в слой с тем, чтобы потом отмываться, а наносится после копировки. Про
цесс начинается с того, что желатиновый слой очувствляется раствором хромовой соли и после сушки откопировывается под негативом. Ес
ли теперь опустить отпечаток в холодную воду, желатина набухает в светах там, где не по
действовал свет, и не воспринимает воды в тенях; в промежуточных полутонах происхо