Приветствие ®товарищу
Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
	от участников торжественного собрания в Софии, посвященного
седьмой годовщине освобождения Болгарии
	МОСКВА, КРЕМЛЬ,
	Иссибу
	иссарионевичу СТАЛИН
	Вступая в восьмой год существо-
вания народно-демократической вла-
сти в нашей стране, мы уверенно
смотрим в будущее, преисполненные
воли отдать все свои силы защите
мира и строительству социализма в
своей Родине. С братской помощью
Советского Союза, под руководством
своей родной коммунистической пар-
тни во главе с достойным продолжате-
лем димитровского дела т. Вылко
Червенковым, идя неуклонно по пути
Ленина и Сталина, мы будем неуто-
мимо бороться за досрочное выпол-
нение нашего пятилетнего народно-
хозяйственного плана, за отличное
качество продукции, за высокие уро-
жаи в сельском хозяйстве путем ук-
репления трудовых кооперативно-зем-
ледельческих хозяйств, внедрения аг-
ротехники и механизации в сельском
хозяйстве, за непрестанный  под’ем
культуры. Какие бы трудности ни
встретились нам на пути, мы их пре-
одолеем. потому что мы идем с Со-
	ветским Союзом, с товарищем
Сталиным, а там, где Советский
Союз. где Сталин — там и победа.
	Да здравствует и крепнет неруши-
мая болгаро-советская дружба!

Слава непобедимой Советской Ар-
мии-освоболительнице!
	Да здравствует всемирное движе-
ние за мир во главе с великим Со-
ветским Союзом — крепостью мира
и демократии во всем мире!
	Слава великому знаменосцу мира
и дружбы между всеми народами—
нашему учителю и вождю, учителю и
вождю всего прогрессивного челове-

чества Иосифу Виссарионовичу
Сталину! .
	ской правительственной делегации,
член Политбюро Польской об’единен-
ной рабочей партии и заместитель
председателя Совета Министров
Александр Завадский и главы дру-
гих правительственных делегаций де-
мократических государств, прибыв-
ших на празднование седьмой годов-
щины освобождения Болгарии.

С исключительным под’емом и воо-
душевлением участники торжествен-
ного собрания приняли приветствие
гениальному учителю и вождю всего
прогрессивного человечества, лучше-
му другу и защитнику болгарского
народа И. В. Сталину. В зале. возни-
кает бурная овация в честь творца
человеческого счастья, великого
кормчего мира товарища Сталина, в
честь Советского Союза и болгаро-
советской дружбы — основы незави-
симости и процветания народно-де-
мократической Болгарии.
	РВ КОРЕЕ
	щанную нам нашим бессмертным
вождем Г. Димитровым, как самый
прочный залог свободы и расцвета
нашей Родины, ‘мы будем хранить,
как зеницу ока, крепить и расши-
рять всеми силами.

В такие дни, как сегодняшний
праздник, когда мы подводим итог
наших достижений и мобилизуем
свои силы для новой работы во имя
счастья ‘и прогресса нашей Родины,
мы более глубоко и остро, чем ког-
да бы то ни было, чувствуем, как
нужен мир нашему народу и всему
человечеству. Живя в мире, мы мог-
ли за 7 лет продвинуть далеко впе-
ред развитие нашей страны. Мир
нам необходим, чтобы сохранить пло-
ды нашего созидательного труда и
осуществить наши планы строитель-
ства новой, социалистической жизни.
Это сознание является источником
непоколебимой решимости трудящих-
ся бороться вместе со всеми миро-
любивыми народами под руковолст-
вом великого Советского Союза про-
тив наглых поджигателей войны и
их презренных орудий на Балка-
нах — за сохранение мира. Своими
подписями мы единодушно подкре-
пили предложение Всемирного Сове-
та Мира о заключении Пакта Мира
между пятью великими державами.
С неослабевающей энергией и твер-
достью мы будем продолжать итти
в рядах великой армии мира, гени-
альным полководцем которой являе-
	Tech Бы, дорогой товарищ Сталин,
	будем зорко проявлять бдительность
	ресс-конференщия у А. А. Громыко
	РАЛИО
	ными Штатами Тайвана (Формозы),
осуществленный в результате прямой
агрессии США против Китайской На-
родной Республики.

Вместе с тем вопреки Каирской
декларации, в которой правительства
США и Великобритании торжествен-
но заявили, что «они не стремятся
ни к каким завоеваниям для самих
себя и не имеют никаких помыслов
о территориальной экспансии», авто-
ры  американо-английского проекта
предусматривают отторжение от Япо-
нии в пользу США ряда островов
(Рюкю, Бонин и др.) под предлогом
установления над этими островами
опеки со стороны Организации Об’-
единенных Наций, хотя США не име-
ют на эти острова никаких прав.

Это требование правительства Сое-
диненных Штатов продиктовано экс-
пансионистскими аппетитами.
	Советская делегация уже обраща-
ла внимание конференции на недо-
пустимость такого положения, когда
в проекте мирного договора с Япо-
нией ничего не говорится о том, что
Япония должна признать суверени-
тет Советского Союза над Южным
Сахалином и Курильскими острова-
ми. Проект’ находится в грубом про-
тиворечии с обязательствами B OT?
ношении ‘этих территорий, взятыми
на себя США и Англией по Ялтин-
скому соглашению.
	Как известно, советская делегация
внесла на конференции ряд попра-
вок и дополнений к американо-ан-
глийскому проекту, выражающих
позицию Советского правительства
по вопросу о мирном договоре ©
Японией.
	Эти поправки касаются следую?
щих важнейших вопросов:

1. Недопущения возрождения япод-
ского милитаризма.

2. Вывода с территории Японии
иностранных оккупационных войск
и недопущения создания на терри-
тории Японии иностранных военных
баз.

3. Недопущения вступления Япо-
нии в коалиции или военные союзы;
направленные против какой-либо
державы, принимавшей участие в
войне против Японии.
	4. Разрешения территориальных
вопросов в точном соответствии ¢
существующими международными
	соглашениями по этому вонросу.

5. Обеспечения японскому народу
демократических прав и свобод.

6.  Беспрепятственного развития
японской мирной промышленности,
развития торговли Японии с други-
ми государствами и ее доступа к
сырьевым ресурсам.
	Принятие этих поправок конфе-
ренцией могло бы превратить мир-
ный договор с Японией в прочную
основу длительного мира на Даль-
нем Востоке. Но это-то именно и не
входило в расчеты организаторов
этой конференции. Что показала
конференция по вопросу о мирном
договоре с Японией? Она показала,
что правительства Соединенных
Штатов и Англии созвали настоя-
щую конференцию для того, чтобы
навязать подготовленный ими проект
мирного договора участникам  кон-
ференции. Путем всяческого нажн-
ма правительства Соединенных Шта-
тов и Англии добились того, что
многие участники конференции огра-
ничились краткими заявлениями с
восхвалением этого проекта, хотя
тут же оговаривались, что проект
имеет существенные недостатки и
что не все в проекте их устраивает.
Тем не менее, они подали голоса за
этот проект.

Но не следует переоценивать зна-
нение этого факта. Нетрудно путем
механического голосования на кон-
ференции, имея в своем кармане по-
слушное большинство голосов, про-
тащить любую резолюцию или от-
вергнуть любое предложение, как
бы оно ни было разумно. Так, на-
пример, для организаторов на кон-
ференции не составило особого тру-
да заставить большинство конферен-
ции голосовать против предложения
советской делегации о приглашении
на конференцию Китайской Нарол-
ной Республики. Однако это голосо-
вание ни в малейшей степени не
изменило того факта, что именно
правительство Китайской Республи-
ки выражает волю 500-миллионного
китайского народа, доказавшего на
деле, что он умеет отстаивать свои
права, и с этим фактом организа-
торам настоящей конференнии при-
дется считаться, независимо от то-
го, хотят ли они этого или нет.
	То же послушное большинство бы-
ло использовано организаторами
конференции для того, чтобы  до-
биться отклонения поправок и до-
полнений к проекту договора;`пред-
ложенных Советским Союзом.

Однако те, кто добился отклонез
ния этих поправок, еще больше раз-
облачили себя перед народами, втом
числе и перед народами стран Азии,
как ненасытные империалисты, кото-
рые сейчас при обсуждении вопроса
о мирном урегулировании с Японией
	закладывают основы HOBOH войны
на Дальнем Востоке.

Спрашивается: может ли Совет-
	ский Союз быть партнером в такого
рода делах? Разумеется, нет. Совет-
ский Союз не выполнил бы своего
долга, если. бы не заявил во все-
услышание уже теперь, что он не
только отмежевывается от этих пла-
нов подготовки новой войны на
Дальнем Востоке, но и предупреж-
дает, что те, кто навязывает подоб-
ный мирный договор с Японией, бе-
рут на себя перед народами всю от-
ветственность за последствия подоб-
ного птага».
	После того, как А. А. Громыко
сделал свое заявление, он ответил
на многочисленные вопросы коррес-
пондентов.
	22.30 — Оперная музыка, 253,0 — Кон-
церт из произведений С. Каца. 23.30 —
Концерт государственного квартета
Грузинской ССР. 00.05 — Глазунов —
симфоническая фантазия «Лес».

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.30 — Мон-
таж оперы Бизе «Джамиле». 20.10 —
Марийские, чувашские и мордовские
песни. 20.30 — Концерт Д. Ойстраха.
21.20 — Эстрадно-танцевальный кон-
церт. 21.50 — Третья симфония Двор-
жака. 22.35 — Романсы и вокальные
ансамбли Даргомыжского. 23.00 — Кон-
церт хора ВРК. 23.30 — «Поэты-песен-
ники Советской Украины»: «А. Ма-
льиико».
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ
	ко Китай отсутствует на конферен-
ции. Индия — второе по величине
и значению государство Азии, а так-
же Бирма не сочли для себя воз-
можным участвовать в работе кон-
ференции, так как они не могли со-
гласиться с американо-английским
проектом мирного договора с Япо-
нией, находящимся в коренном про-
тиворечии с интересами народов
Азии.

Что касается Советского Союза,
то вопреки утверждениям представи-
телей Соединенных Штатов с Совет-
ским правительством никаких  кон-
сультаций по мирному договору с
Японией не производилось. Когда же
Советское правительство высказыва-
ло те или иные замечания или пред-
ложения по вопросу о мирном до-
говоре с Японией, то правительство
Соединенных Штатов не учитывало
этих замечаний и предложений. Это
означает, что ‚ правительство Соеди-
ненных Штатов не хотело и не же-
лает соглашения © Советским Сою-
зом, хотя на словах заявляло о том,
что оно якобы хочет договориться с
Советским Союзом.
	Всякому понятно, что без участия
Советского Союза закже невозмож-
но мирное урегулирование на Даль-
нем Востоке.
	Всли тем не менее правительства
Соединенных Штатов и Англии, пред-
ставившие свой проект, при этих ус-
ловиях считают возможным заключе-
ние мирного договора с Японией, то
это можно об’яснить только тем, что
они твердо держат курс на заклю-
чение именно сепаратного мирного
договора с Японией без участия
главных соседних с Японией  госу-
дарств, что их целью является не
установление мира на Дальнем Во-
стоке, а развязывание новой войны,
в которой они хотят использовать
Японию как свое орудие для осу
шествления своих агрессивных HM-
периалистических планов.
	Все это не может не вызвать по-
нятной тревоги со стороны  госу-
дарств, которые явились жертвами
японской агрессии. Можно не сомне-
ваться, что японский народ также
тревожит перспектива быть исполь-
вованным в качестве пушечного мя-
са для осуществления агрессивных
американских планов на Дальнем
Востоке. Об этом говорит, например,
факт получения делегацией Совет-
ского Союза петиции от Японского
совета патриотического движения за
всесторонний мирный договор, [o-
сланной также правительствам Сое-
диненных Штатов, Англии, Франции
и Индии. В этой петиции говорится,
что в Японии уже собрано более
пяти миллионов подписей под про-
тестом против навязываемого Японии
одностороннего мирного договора, и
заявляется, что если такой договор
будет подписан японской делегацией,
возглавляемой премьером Иосила,
то японский народ не признает та-
кого договора.

Советской делегацией получен так-
же ряд писем от различных проф-
союзных организаций Японии с про-
тестом против втягивания Японии в
военные авантюры и против сепарат-
ного мирного договора.
	Американо-английский проект яв-
ляется, попросту говоря, сделкой пра-
вительства Соединенных Штатов с
теперешним японским  правительст-
вом, которое связано американцами
по рукам и ногам и не может поэто-
му выражать мнение японского на-
рода.

Выступление премьера теперелтнего
японского правительства Июсида на
конференции показало, что еще не
все в Японии усвоили необходи-
мость установления и поддержания
нормальных мирных отношений преж-
де всего с соседними государствами—
Советским Союзом и Китайской На-
родной Республикой. Японский
премьер, пытаясь оправдать сделку,
на которую пошло японское прави-
тельство с Соединенными Штатами,
превратив Японию в американскую
военную базу, повторял обычные кле-
ветнические измышления, будто бы
для Японии существует какая-то
«угроза с севера», хотя абсурдность
таких измышлений является очевид-
HOR.
	Упомянутые письма и петиции
только подтверждают тот бесспорный
факт, что правительство Соединен-
ных Штатов для осуществления сво-
их военных планов в Японии опи-
рается на те же самые милитарист-
ские круги, которые уже не раз тол-
кали Японию на путь агрессии, а не
на демократические силы Японии.
Именно этим об’ясняется отсутствие
в американо-английском проекте мир-
ного договора каких-либо положений,
гарантирующих японскому народу
основные демократические права и
свободы и предусматривающия недо-
пустимость возрождения каких-либо
милитаристских организаций. Таких
положений нет в американо-англий-
ском проекте, хотя они имеются во
всех мирных договорах, заключенных
в Европе в 1947 году, так как они
прямо предусмотрены Потсдамской
декларацией.

Что касается территбриальных воп-
росов, то, как всем хорошо известно,
американо-английский проект мирно-
го договора с Японией грубо нару-
шает бесспорные права Китая на
Тайван (Формоза), Пескадорские,
Парасельские и другие острова, яв-
ляющиеся исконной территорией Ки-
тая, отторгнутой от него в результа-
те японекой агрессии. И это, не-
смотря на то, что авторы данного
проекта — правительства США и
Англии — в Каирской и Потсдам-
ской деклараниях признали бесспор-
ные права Китая на эти территории
и приняли на себя обязательство
обеспечить осуществление этих прав.
	Таким. образом, авторы проекта
хотят легализовать захват Соединен-
	СЕГОДНЯ
	канских плацдармов. Разве можно
при таких условиях говорить о су-
веренитете Японии? Ясно, что при та-
ких условиях суверенитет Японии по
американо-английскому проекту ма-
ло чем будет отличаться от сувере-
нитета, например, Филиппин, опу-
танных американскими военными ба-
зами.

Наконец, необходимо добавить к
этому, что американо-английский
проект мирного договора с Японией
предусматривает вовлечение Японии
в агрессивные военные коалиции,
создаваемые под эгидой Соединенных
Штатов. Для каждого ясно, против
каких государств создаются эти коа-
лиции. Не случайно подготовка про-
екта мирного договора с Японией
была поручена такому матерому под-
жигателю войны, как Джон Фостер
Даллес, который, наподобие проныр-
ливого коммивояжера, раз’езжал по
столицам некоторых стран, навязы-
вая правительствам этих стран угод-
	ный Соединенным Штатам проект
мирного   договора.
Bee это ‘показывает, что авторы
	американо-английского проекта пре-
следуют агрессивные пели, что за
этим проектом скрываются захватни-
ческие планы империалистов. Этого
факта нельзя прикрыть никакими ли-
цемерными и фальшивыми  заявле-
ниями, с которыми выступают Ha
конференции инициаторы этого про-
екта и некоторые сателлиты США.
Это особенно относится к делегатам
Соединенных Штатов, = хвастливые
речи которых, равно как их грубое
и заносчивое поведение на конферен-
ции, лишь разоблачают еще больше
политику правительства США как
врага мира. —

Попытки оправдать включение в
договор указанных положений ссыл-
ками на то, что все это делается
будто бы в интересах самообороны
Японии, могут быть приняты всерьез
только наивными людьми или пол-
ными невеждами. Хорошо известно,
что Японии никто не угрожает, что
на протяжении столетий Япония не
подвергалась никакому нападению с
чьей бы то ни было стороны, хотя
японские милитаристы неоднократно
пускались на путь агрессии против
других государств, особенно соседних
с Японией стран. На самом деле
ссылки на самооборону понадобились
лишь для того, чтобы скрыть дейст-
вительное назначение указанных вы-
ше военных статей американо-ан-
глийского проекта мирного договора
с Японией, направленных своим ост-
рием против соседних с Японией го-
сударств и прежде всего против Со-
ветского Союза и Китайской Народ-
ной Республики. Это видно хотя бы
уже из того факта, что в предус-
матриваемом в американо-англий-
ском. проекте мирного ` договора во-
енном соглашении исключается уча-
стие таких стран, как Китайская На-
родная Республика и Советский Со-
103.

Советское правительство уже ука-
зывало на недопустимость заключе-
ния сепаратного договора с Японией.
То, что происходит на конференции
в Сан-Франциско, есть заключение
именно сепаратного мирного догово-
ра с Японией. Всякому здравомысля-
шему человеку должно быть понят-
HO, что без участия Китайской На-
родной Республики, являющейся од-
ним из ближайших соседей Японии,
не может быть подлинного мирного
урегулирования на Дальнем Восто-
ке. Китайский народ понес большие
жертвы в борьбе против японекого
агрессора и внес наибольший вклад
в дело победы над японскими мили-
таристами. Естественно поэтому, что
китайский народ стремится к Тому,
чтобы создать подлинный мир Ha
Дальнем Востоке. В силу этого на-
род Китая имеет днеоспоримое право
на участие в подготовке и заключе-
нии мирного договора с Японией.

Если бы правительства Соединен-
ных Штатов и Англии действительно
стремились к установлению мира на
Дальнем Востоке, они должны были
бы попытаться договориться с Ки-
тайской Наролной Республикой по
вопросу о мирном договоре с Японя-
ей. Хорошо известно, что таких попы-
ток авторы проекта мирного догово-
ра с Японией не предпринимали. Бо-
лее того, когда советская делегация
внесла предложение на конференции
пригласить правительство Китайской
Народной Республики принять уча-
стие. на: конференции в качестве рав-
ноправного ее члена, это предложе-
ние в результате грубого нажима
Ссединенных татов было отклоне-
но. Тем самым был совершен акт
величайшей несправедливости в OT-
ношении китайского народа. Можно
не сомневаться, что 500-миллионный
китайский народ не забудет этого
грубого нарушения его неоспоримых
‘прав.

Таким образом создалось такое по-
ложение, когда китайский народ, вы-
несший на своих плечах основную тя-
жесть борьбы с японскими’ милита-
ристами, на конференции не пред-
ставлен, и в то же время вопрос о
мирном договоре с Японией решится
на конференции стран, подавляющее
большинство которых вообще не при-
нимало никакого участия в войне
против Японии.

Нужно быть слепыми, чтобы не ви-
деть, в каком смешном положении
оказались организаторы  конферен-
ции, поставившие дело так, что в
решении вопроса о мирном договоре
с Японией участвуют такие государ-
ства, как, например, Сальвадор - и
Никарагуа, и не участвует Китай.
Понятно, что от того, подпишут ли
мирный договор с Японией некото-
рые из присутствующих на конфе-
ренции государств, никому не будет
ня тепло, ни холодно. Другое дело,
если договор не подпишет Китайская
Народная Республика. Следует, од-
нако, указать, что, как известно, из
	числа азиатских стран не один. тольв-
	САН-ФРАНЦИСКО, 9. — (Спец.
корр. ТАСС). Вчера глава советской
делегации на конференции в Сан-
Франциско по мирному договору с
Японией А. А. Громыко созвал
пресс-конференцию, на которой в
присутствии трехсот корреспондентов
сделал следующее заявление:

«Советская делегация в своем за-
явлении на конференции ‘уже дала
оценку американо-английскому про-
екту мирного договора с Японией.
Она показала, что этот проект не м9-
жет быть основой подлинного мир-
ного урегулирования на Дальнем
Востоке. Он не может быть основой
такого мирного урегулирования, ко-
торое не позволило бы поднять го-
лову японскому милитаризму, обес-
печило бы мир и безопасность для
всех стран Азии ‘и Дальнего Восто-
ка, удовлетворило бы справедливые
требования народов, пострадавших
от японской агрессии, и в то же
время обеспечило бы восстановление
суверенитета и независимости Яно-
НИИ.

Американо-английский проект мир-
ного договора с Японией не содер-
жит никаких гарантий против воз-
рождения японского милитаризма, в
то время как установление таких
гарантий должно являться одной из
основных задач мирного урегулиро-
вания с Японией. Между тем, необ-
ходимость установления гарантий
против возрождения Японии, как
агрессивного государства, признава-
лась всеми участниками войны с
Японией в качестве одного из основ-
ных принципов‘ мирного урегулирова-
ния на Дальнем Востоке. Именно
эта задача была поставлена в каче-
стве главной задачи в Потсдамской
декларации от 26 июля 1945 года и
в принятых на ‘основе ее решениях
Дальневосточной комиссии.

Вопреки указанному основному
принципу мирного урегулирования на
Дальнем Востоке. американо-англий-
ский проект мирного договора с
Японией в отличие от всех мирных
договоров, заключенных в Европе в
1947 году, в частности от мирного
договора с Италией, не содержит
никаких ограничений японских во-
оруженных сил и вообще никаких
гарантий против возрождения япон-
ского милитаризма.

Между тем, опыт показывает, что,
как только японские милитаристы
замышляли агрессию против какого-
либо из своих соседей, они быстро
увеличивали свои вооруженные си-
лы. .

Сказанное можно подтвердить сле-
дующими примерами;

Напав на Россию в 1904 году;
Япония быстро развернула армию до
2.750 тысяч человек.

Для интервенции против Советско-
го государства на Дальнем Востоке
в 1920 году и захвата советских
дальневосточных ‹ земель Япония на-
правила 11 пехотных дивизий чис-
ленностью около. 175 тысяч человек
из числа 91 дивизии, которые Япо-
ния имела в то время, а также
крупные военные корабли и морскую
пехоту. .

К началу вторжения японских во-
оруженных сил в Маньчжурию в
1931 году Япония имела 200-тысяч-
ную армию и. быстро развернула
крупный военно-морской флот в с9-
гтаве 10 линейных кораблей, 4 авиа-
носцев, 38 крейсеров, 102 эскадрен-
ных миноносцев, 58 подводных ло-
док и более 100 других военных ко-
раблей.

Перед нападением на Китай в
1937 году Япония быстро разверну-
ла армию почти до 400.000 человек.
К этому времени состав японского
военно-морского флота обновился и
увеличился более чем до 300 боевых
кораблей обжим водоизмещением
свыше 1.130 тысяч тонн. .

Готовясь к большой агрессивной
войне в бассейне Тихого океана с
целью захвата чужих территорий,
порабощения = многих азиатских
стран, к началу ‘декабря 1941 года
Япония увеличила свою армию до
3.200 тысяч человек, обновила свой
военно-морской флот. В составе фло-
та находилось более 403 боевых и
вспомогательных судов общим, водо-
измещением в 1.400 тыс. тонн и ©
личным составом. свыше 600. тысяч
человек.

К концу войны: (август 1945’ года)
японская армия насчитывала B CBO-
ем составе около 6 млн. человек,
военно-морской флот имел в своем
составе более 500 кораблей и лич-
ный состав около 1.700 тысяч  чело-
век. ]

О том, что представляет собой в
действительности американо-англий-
ский проект, было заявлено полным
голосом советской делегацией, атак-
же делегациями. Польши. и Чехосло-
вакии. В своем заявлении делегация
СССР показала, что он является
не проектом мирного урегулирова-
ния, а проектом подготовки новой
войны на Дальнем Востоке. Прави-
телььтва США и Англии, как это
видно из их проекта, имеют свои
особые планы в отношении Японии.
Они поставили цель — широко рас-
чистить дорогу для возрождения
японского милитаризма, что создает
вновь угрозу для тех государств, ко-
торые пострадали от японской агрес-
сии, и прежде всего для соседних с
Японией стран.

Американо-английский проект He
только широко расчищает путь для
возрождения японского милитаризма,
но предусматривает также превра-
щение Японии в американскую воен-
ную базу, так как уже теперь свя-
зывает ее обязательством предоста-
вить японскую территорию для пре-
бывания американских войск. Фак-
тически OH сохраняет оккупацию
Японии американскими войсками.
Япония, таким образом, рассматри-
вается как один из военных амери-
	Дорогой товарищ Сталин!
	Торжественное собрание трудящих-
ся Софии, созванное по случаю 7-й
годовщины освобождения нашей Ро-
дины от фашизма и иностранного
нипериалистического рабства, шлет
Вам, нашему освободителю, самому
большому нашему другу и защитни-
ку, учителю и вождю всего прогрес-
	сивного человечества, пламенный
боевой привет.

В день самого светлого нашего
	праздника мысли и чувства всего на-
шего народа, преисполненные глубо-
кой признательности, направлены к
великой советской стране, к ее геро-
ическим народам и ее доблестной
армии, которые освободили нашу Ро-
дину от гитлеровских фашистов и
этим создали условия для победы
нашего народного восстания 9 сен-
тября, которое смело кровавую дик-
татуру монархо-фашизма и открыло
перед нами путь к новой свободной
и счастливой социалистической жиз-
ни, В течение семи лет идя по это-
му пути, мы на каждом шагу чув-
ствуем огромную всестороннсю
браткую помощь Советского Союза,
лично Вашу помощь, товарищ
Сталин, как надежный щит нашей
национальной независимости и могу-
чий двигатель нашего социалистиче-
ского строительства. И если сегодня
мы можем с законной гордостью дать
отчет о крупных достижениях в по-
литической, экономической и куль-
турной жизни страны, завоеванных в
течение 7 лет, то это потому, что
наш народ твердо идет с советски-
ми народами и растет под солнцем
болгаро-советской дружбы. Эту свя-
			течение 7 лет, то это потому, что и безжалостно уничтожать шпионов
наш народ твердо идет с советски- и предателей — агентов империали-
ми народами и растет под солнцем   стов, строить и укреплять нашу На-
болгаро-советской дружбы. Эту свя-  родную Республику, как надежную
щенную животворную дружбу, заве-: силу мира на Балканах.
	Торжественное собрание в Софии
	СОФИЯ, 8. (ТАСС). Сегодня вече-   \тельственных делегаций демократи-
	ром в Народном театре Софии со-
стоялось торжественное — собрание,
посвященное седьмой годовщине со
дня освобождения Болгарии от фа-
шистского рабства.

В празднично украшенном зале те-
атра виднейшие партийные, государ-
ственные и общественные деятели
страны, передовики производства и
сельского хозяйства, представители
науки и культуры, офицеры и солдаты
Народной армии, члены дипломатиче-
ского корпуса, аккредитованные в
Софии, зарубежные гости.

Появление за столом президиума
руководителей партии и правитель-
ства во главе с генеральным секре-
тарем ЦК БКП и председателем Со-
вета Министров Вылко Червенковым,
советской правительственной делега-
ции во главе с Маршалом Советско-
го Союза В. Д. Соколовским, прави-
	БВ странах
народной
демократии
	На строительстве
канала
Дунай — Черное море
	БУХАРЕСТ, 9. (ТАСС). На всей
трассе сооружаемого канала Дунай
—Черное море работают сотни но-
вейших машин советского производ-
ства. Используя замечательную тех-
нику, широко применяя методы тру-
да советских стахановцев, строители
канала добились в первом полуго-
дии повышения производительностн
труда на 64 процента. За это время
механизация работ возросла на 286
процентов, об’ем земляных работ,
выполняемых экскаваторами, увели-
чился на 126 проц.

Многие экскаваторщики, применяя
методы советских стахановцев, Ha-
много перевыполияют нормы. Вдвое
перевыполняют дневные задания экс-
каваторщики Александру Трандафир,
Елена Чиокан, Филипп Фронозу и
многие другие. Молодежная бригада
Эуджена Житару уже выполнила
свои годовые нормы.
	С начала строительства канала
школы экскаваторшиков, шоферов,
электриков окончили свыше 3.500 че-
ловек. Сейчас в этих школах учатся
свыше двух тысяч рабочих. Ha
строительстве созданы многочислен-
ные школы по ликвидации неграмот-
ности и малограмотности, которые в
текущем году окончили 3.700 чело-
век.
	Высшее образование
в Венгрии
	БУДАПЕШТ, 9. (ТАСС). Благода-
ря заботе народного правительства
Венгрии в стране расширяется сеть
высших учебных заведений и увели-
чивается число учащихся.

В буржуазной Венгрии в высших
учебных заведениях страны Училось
1  тыс. человек, из которых только
1—2 процента составляли дети ра-
бочих и крестьян. В настоящее вре-
мя число студентов увеличилось В
4 с лишним раза, 57 процентов сту-
дентов — выходцы из рабочих и
крестьян.

Только на первые курсы универси-
тетов и институтов в текущем году
принято 16,5 тыс. человек, из кото-
рых около 72 проц. рабочие и тру-
	дящиеся крестьяне.

В Сегеде открылся новый HUCTH-
тут транспорта и связи, В Будапеш-
те — институт иностранных языков.
В новых, хорошо оборудованных по-
мещениях начала заниматься в TE
кущем году часть студентов Миш-
кольского политехнического институ-
та тяжелой промышленности, строи-
тельство которого является одним из
крупнейших об’ектов пятилетки.
	В текушем учебном ГОДУ будет
продолжаться перестройка системы
народного образования Ha основе
использования опыта организации
системы образования В НИ
Союзе, Намечен ряд мероприяти”,
которые должны укрепить связи ВУ

воз с производством, повысить каче-
С а р о ом CO-

ство преподавания и его иденно
деэжание,
	ческих государств было встречено
бурной, долго не смолкающей оваци-
ей всех присутствующих в зале. Раз-
даются мощные возгласы: «Сталин!»,
«ВКП(6б)!», «Сталин — значит мир».
	Торжественное собрание OTKDbIN
секретарь ЦК БКП Иван Райков.
	Доклад о 7-Й родовщине освобож-
дения Болгарии сделал председатель
Совета Министров, генеральный сек-
ретарь ЦК БКИ Вылко Червенков.
	Бурными аплодисментами и ова-
цией сопровождалось выступление
главы советской правительственной
делегации Маршала Советского Co-
юза В. Д. Соколовского,
	С приветственными речами высту-
пили также глава делегации Китай-
ской Народной Республики, посол
Китайской Народной Республики в
Болгарии Цао Сян-жень, глава поль-
	СОБЫТИЯ
	СООБШЕНИВ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	пили один вражеский корабль, вторг-
нтийся в воды Вонсана и произво-
дивший варварский артиллерийский
обстрел мирных населенных пунктов.

Сегодня зенитные части Народной
армии и отряды стрелков-—охотников
за самолетами сбили пять самолетов
противника, участвовавших в варвар-
ской бомбардировке и производив-
ших пулеметный обстрел районов
Пхеньяна, Хванчжу, Нампхо и Воп-
сана.
	ПХЕНЬЯН, 9. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
на всех фронтах соединения корей-
ской Народной армии в тесном вза-
имодействии с частями китайских
народных добровольцев отбивают
атаки противника и наносят ему
серьезные потёри.

Вчера в районе восточного побе-
режья части Народной армии пото-
	Гонка вооружений в США
	ДАЛЬНЕЙШЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ РАСХОДОВ НА ВООРУЖЕНИЯ
	ний. Сумма, ассигнуемая этим зако-
нопроектом, на 5 млрд. долларов
превосходит ассигнования, одобрен-
ные палатой представителей, и на
3.5 млрд. долларов сумму, которую
Трумэн требовал по бюджетным ас-
сигнованиям. Корреспондент  добав-
ляет, что военные расходы в теку-
щем финансовом году составят в об-
щей сложности около 80 млрд. дол-
ларов, когда конгресс одобрит закр-
нопроект об оказании военной «по-
мощи» другим странам, и ассигнова-
ние «около 5 млрд. долларов на рас-
	ходы, связанные с войной в Корее»,
и около б млрд. долларов на строи-
тельство военных баз США в других
странах.
	миллиард на вооружение. Потому,
что по приказу из Вашингтона пра-
вительство отказывается поддержи-
вать со странами Востока и в 0с0-
бенности с Советским Союзом нор-
	мальные экономические отношения,
которые дали бы нашему народу ра-
боту и дешевый хлеб. ‘

Коммунисты правы, когда они
	утверждают, что вооружение озна-
чает снижение уровня жизни трудя-
щихся, когда они требуют политики
мира и нормальных экономических
отношений с восточными странамиз.
	В заключение бельгийская KOM-
партия призывает трудящихся, безра-
ботных, пенсионеров и домохозяек
повсеместно еще более развернуть
борьбу против политики дороговиз-
ны и вооружения.
	ются исключения из Олимпийского
комитета единственного представите-
ля ДСНФ Ирье Энне. Кроме того,
правые социал-демократы стремятся
исключить народных демократов так-
же и из других учреждений, занима-
ющихся подготовкой к олимпийским
играм.

Как указывает газета «Тюэкансан
саномат», на место Энне собираются
назначить  социал-демократа  Арви
Хейконена, который за время своей
работы в ТУЛ зарекомендовал себя
в качестве одного из наиболее от-
кровенных противников укрепления
отношений со спортсменами  Совет-
ского Союза.

«Тюэкансан саномат» подчеркива-
ет, что правые социал-демократиче-
ские лидеры стремятся исключить
народных демократов из органов, за-
нимающихся подготовкой к олимпий-
ским играм, потому что им He Hpa-
вится политика мира, которую отста-
	ивают Народные демократы.
	ВАШИНГТОН, 10. (ТАСС). Ce-
натская комиссия по ассигнованиям
на закрытом заседании одобрила за-
конопроект, согласно которому на
1952 финансовый год ассигнуется на
военные расходы 61.190 млн. долла-
ров.

Корреспондент агентства Юнайгед
Пресс сообщает, что комиссия одоб-
рила ассигнование 20.026 млн. дол-
ларов армии, свыше 20 млрд. долла-
ров — военно-воздушным силам,
15,5 млрд. долларов—военно-морскому
флоту и корпусу морской пехоты,
помимо 5 млрд. долларов «нацио-
нального чрезвычайного фонда».

Корреспондент указывает, что за-
конопроект будет быстро одобрен без
	значительного сокращения ассигнова-
	БРЮССЕЛЬ, 9. (ТАСС). Газега
«Драпо руж» опубликовала заявле-
ние бельгийской компартии в связи
с повышением цен. В заявлении го-
ворится: «Хлеб стоит 7,5 франка,
молоко подорожало на 50 сантимов
за литр. Вот последние злодеяния
правительства Фольена, специалиста
по дороговизне. Жертвами этого яв-
ляются простые люди — рабочие,
200 тысяч безработных, пенсионеры
и домохозяйки.

Почему вздорожал хлеб? Потому,
что американцы сочли, что бельгий-
пы жили слишком › хорошо, что
23 млрд., которые правительство вы-
делило на вооружение, недостаточ-
ны. Потому, что правительство, отме-
нив субсидию в ! млрд. франков,
которая позволяла удерживать хлеб
в пене 6/9 франка, выделяет этот
	ХЕЛЬСИНКИ, 10. (ТАСС). За по-
следние дни в печати появился ряд
сообщений о том, что буржуазия и
правые социал-демократические ли-
деры хотят использовать олимпий-
ские игры, Которые должны с0-
стояться в Хельсинки в будущем го-
ду, для очередного наступления на
права трудящихся. Газеты указыва-
ют, что представитель правых  со-
циал-демократов в Олимпийском ко-
митете бывший председатель ТУЛ
(Рабочего спортивного союза  Фин-
лянлии) Олави Суванто потребовал,
чтобы на время олимпийских игр
правительству Финляндии были пре-
доставлены «чрезвычайные полномо-
чия», при помощи которых оно мог-
ло бы запретить любое движение тру-
дящихся и всякую забастовочную
борьбу.

Демократическая печать сообщает,
что правые  социал-демократические
лидеры. в частности новый предсе-
		Результаты гонки вооружений
ЗАЯВЛЕНИЕ БЕЛЬГИЙСКОЙ КОМПАРТИИ
	Вокруг подготовки к олимпийским играм
	СОЗДАНИЕ АГРЕССИВНОГО АМЕРИКАНО-
ЯПОНСКОГО БЛОКА
	САН-ФРАНЦИСКО, 9. (ТАСС).
Вчера вскоре после подписания сепа-
ратного мирного договора с Японией
было официально об’явлено, что пра-
вительства Соединенных Штатов и
Японии подписали двусторонний так
называемый «договор безопасности».

Согласно этому договору, США по-
лучают право держать неограничен-
ное время «в Японии и поблизости от
Hee» свои сухопутные, военно-воз-
душные и военно-морские силы для
использования их в своих целях на
Дальнем Востоке. Фактически дого-
вор означает продолжение OKXY-
пации Японии американскими вой-
сками на неопределенный срок. До-
говор также предусматривает ис-
пользование американских оккупа-
	ционных войск в Японии — против

японского народа: в договоре указы-
вается, что вооруженные силы США

могут быть использованы для подав-
ления в Японии «внутренних восста-
ний и беспорядков больших масшта-
	бов».
НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Агент-
ство Юнайтед Пресс сообщает
	из Сан-Франциско, что, помимо дву-
стороннего американо-япоиского «до-
говора о безопасности», имеется так
называемый «отдельный документ»,
который не будет опубликован.
Агентство указывает, что в этом до-
кументе перечислены названия пун-
ктов, в которых находятся 20 авиа-
пнонных и военно-морских баз, ко-
	торые США получают в Японии.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — Спор-
тивная передача. 18.30 — Концерт-бе-
седа «Ответы на письма радиослуша-
телей». 19.30 — Чайковский — кантата,
написанная к открытию Политехниче-
ской выставки, 20.00 — Концерт дека-
ды болгарской музыки. 20.30 — Пере-
дача для работников легкой промыш-
	ленности. 20.50 — Из цикла «Первые
постановки классических опер»; Рим-
ский-Корсаков — опера-былина «Сад-
ко». 21.30 — В. Маяковский — «Баня»
(радиоспектакль). 00.05 — Концерт-
очерк «Польская певица Е. Бандров-
ска-Турска».

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — Ka-
мерный концерт из произведений
Гайдна, 18,30 — Для детей: «Заседание
радиоклуба юных географов». 19.00 —
Русские песни. 19,30 — Концерт масте-
ров искусств, 20.00 — Лекция «Место и
	роль естественных наук в ообществен-
ной эсизни». 20.30 — Ансамбли из опе-
	ретт. 20.45 — «По страницам журна-
тов». 21.50 — Вальсы Вальдтейфеля.
	Сегодня в программе передач Цент-
ральной студии телевидения: 20.00 —
Концерт участников фестиваля моло-
дежи и студентов в Берлине.
	Ответственный редактор
А. А. ФОМИЧЕВ.