HOTA СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
пПРАРИТЕЛЬСТВУ НОРВЕГИ
	Как уже сообщалось. в печати,
норвежскими властями В настоящее
время проводится массовое из’ятие
из могил останков советских - ВОИ-

нов, погибших во’ время освобожде-
ния Норвегии от немецко-фашист-
	ских захватчиков. $
Советское Посольство в Норвегии

неоднократно заявляло норвежеко- ,
му Министерству Иностранных Дел
свои возражения против подобных
мероприятий, как несовместимых <
уважением к памяти советских во-
“HOB, павших в борьбе за освобож-
дение Норвегии от гитлеровских ок-
купантов. Посольство указывало.
также, что из’ятие останков совет-
ских воинов из’могил в трех север-
ных губерниях ‘Норвегии — В Hop-
ланде, Тромсе и Финмарке › с тем,
чтобы их перенести на остров Тьет-,
та, не вызывается никаксй необхо-
димостью. Вместе с тем, Посольство
выражало готовность благоустрой-
ство могил на кладбищах в Норве-.
гии взять на себя.

В отвег на последнюю ноту HO
этому вопросу Посольства СССР в
Норвегии от 22 августа норвежское
Министерство Иностранных Дел но-!
той от 19 сентября отказалось пере-
смотреть свой план ликвидации мо-
гил советских воинов и заявило, что
все могилы будут перенесены на
остров Тьетта, ссылаясь при. этом на
то, что приостановка работы по про-
ведению в жизнь этого плана яко-
бы сопряжена с болышими трудно-

стями.
1 октября с. г. Министр Иност-

ранных Дел Союза CCP Tos. А. Я.
Вышинский вручил норвежскому
послу г-ну Хельгебю следующую но-
ту Советского Правительства:

«В связи с нотой Министерства
Иностранных Дел Норвегии от 19
сентября сего года, в которой сооб-
шается, что норвежскими властями
уже начаты работы по массовой
эксгумации (из’ятию из могил)
останков советских воинов,  погиб-
ших на норвежской территории во
время освобождения Норвегии от
немецко-фашистских оккупантов, Со-
ветское Правительство считает не-
обхолимым заявить следующее.
	Посольство СССР в Осло уже об-
ращало внимание Министерства
Иностранных Дел Норвегии на то,
что намерение Норвежского Прави-
тельства осуществить массовый пе-
ренос могил советских воинов, за-
хороненных на территории  Норве-
гии, в изолированные и отдаленные
места не вызывается практической
необходимостью. Правильность тако-
го вывода видна хотя бы уже из
того, что перемещение должно ка-
CATLCA значительного количества мо-
гил, главным образом, в трех север-
ных губерниях Норланд, Tpome и
Финмарк, в районах, где происходи-
ли бои советских войск с немецко-
фашистскими войсками и где пали
тысячи советских воинов. Большин-
ство могил советских воинов сосре-
доточено на кладбищах при насе-
ленных пунктах, причем, во многих
случаях на-могилах установлены мо-
нументы и возведены специальные
ограды, что, естественно, облегчает
населению возможность чтить па-
мять советских воинов, погибших от
рук гитлеровских OkKynanToR ” hips
освобождении Норвегии.

В ноте Министерства Иностран-

ных Дел Норвегии от 2 августа со-
общается, чта в качестве места за-
хоронения советских воинов, могилы.
которых нахолятся в Северной Нор-
вегии, избран отдаленный, располо-
женный в малонаселенном районе,
	НЕЛОПУСТИМАЯ МЕДЛИТЕЛЬПОСТЬ
		ЕСТЬ о TOM, что сооружать зда-
ние детских яслей завода «Гро-
	летарскин труд» поручено  тресту
«Строитель», встретили на пред-
приятии по-разному. Одни говори-
ли:
	— Такой трест не подведет. Он—
один из старейших и крупнейших
в столице.

— Знаем, — замечали другие, —
Видали мы, как он строит наш дом

на улице Чайковского: в год по
этажу.
	Разговор этот происходил в мар-
те нынешнего года, после подписа-
ния договора между представителя-
ми завода и треста, Уже через ме-
сяц, в апреле, на заводе не на
шутку забеспокоились. Подписав до-
говор, строители не появлялись на
площадке. Затем прошел май. Лишь
в конце июня в Сельсоюзном про-
езде, что за Красной Пресней, на
	небольшой площадке, наспех обне-
сенной тесовым забором, экскаватор
зачерпнул первый ковш грунта.

—  Наконен, начали земляные ра-
боты, — сообщил в завком «Про-
летарского труда» начальник отде-
ла капитального строительства тсв.
Панин.
	Через неделю он принес еше од-
ну приятную новость: котлован го-
тов. А потом в завком стали по-
ступать тревожные сигналы. Рабо-
ты на стройке почти прекратились.
С горем пополам закончив устрой-
ство фундамента, прораб тов. Ка:
лугин 11  августа отметил в журна-
	ле, что кладка стен задерживается:
нет каменштиков,
	По графику, утвержденному на-
чальником третьего строительного
управления тов. Морозовым, — тут
	должны были работать 18 каменщи-
ков, но прислали только четырех.
	да и то лишь во второй половине
августа. Многого сделать они, ко-
нечно не могли. Стены подвала,
	например, клали больше месяца.
	Прошло всего три с небольшим
месяца, как началось строительство
двухэтажного здания детских яслей.
А отстали строители за это время,
	по словам прораба тов. Калугина,
на два месяца!

Сейчас все еше велется кладка
	первого этажа. Каменщиков, как и
прежде. нехватает. Многие работы —
установку санитарно-технического
оборудования, штукатурку под-
вальных помещений еше не на-
чинали. О прокладке наружных
коммуникаций — водопровода, га-
зовых линий канализации — даже
и разговора нет. К этой работе и
приступать сейчас нельзя, так как
мешает дорога, пересекающая стро-
ительную  плошадку. По проекту
порогу следует проложить в дру-
гом месте, что и поручено двум
организациям. Одна из них уже ве-
дет работу. а на участке, отведен-
ном для треста «Строитель», ниче-
го не делается. Трест чего-то вы-
жидает.

Много беспорядков на стройке.
Площадка захламлена. Всюду му-
	Тьетта на расстоянии 800—
1000 км./от основных Мест ныне
него захоронения. Хотя в ноте Миз
нистерства Иностранных Дел Hopses
гии от 19 сентября не указывается
место, в которое норвежские властж
намереваются перевести останки с0-
ветских BOHHOB C кладбищ, находя+
щихся в других районах страны, ода
нако, в ноте Министерства от 10 ию-
ля с. г. говорится, что предпола-
гается сконцентрировать «советские
военные могилы В 2—3 местах Нор-
вегии»; Таким. образом, остальные
могилы также предполагается скон-

у. м чета тлАЮ

остров
	а. и ааа => Г
центрировать за сотни километров
oe о д ох  У АИ
	РЗ: тт

от основных Мест

нынешнего захо-
	ронения,
Советское Правительство He MO
	жет пройти мимо того, что при про-
ведении работ по переносу могил
имеют место такие недопустимые
факты, как взрывание памятников и
надгробных плит, установленных на
могилах, которые в свое время были
возведены при содействии и участии
норвежского населения; разрушение
оград и уничтожение всяких следов
могил. и кладбиш, как это, напри-
мер, имело место в Нарвике, Хар*
стаде, Бейсфьорде и Буде. Сообще
ния о фактах ликвидации установ
ленных на кладбищах монументов и
полном уничтожении следов MOTTA
советских воинов, как известно, пуб=
ликовались В норвежской печати. =

Кроме Toro, в последнее время
стало известно о таких мероприя-
тиях норвежских властей, которые
нельзя расценить иначе, „как глум-
ление над памятью советских вои-
нов, павших в боях против фашист
ских оккупантов. Так, например, на
кладбище в районе Нарвика, гле
было погребено 118 чел. останки
вывозились небрежно в бумажных
мешках, причем в мешки складыва-
лись только головы, а кресты Ha
могилах и дошечки с надписями бы“
ли поломаны и свалены в кучу.

Посольство СССР. неоднократно и;
в частности,’ в своей ноте от 22 ав-
густа, возражало против намечен-
ных норвежскими властями меро-
приятий по массовому из’ятию и
могил останков советских воинов.
Посолество заявляло одновременно,
что оно берет на себя все заботы и
расходы, связанные с приведением в
порядок могил и с их содержанием.
Тем ве менее 19 сентября Мини-
стерство Иностранных Дел Норвзе
гии сообщило Посольству, что рабо-
ты по переносу могил уже началчзь
и что якобы в настоящее время
«приостановка работ и переделка
планов была бы связана с большич
ми трудностями».

Правительство СССР считает,
что ссылки Министерства Иностран-
ных Дел Норвегии на какие-то труд-
ности, якобы связанные с приоста-
новкой работ по из’ятию из могил
останков, лишены всякого  основа-
ния. Советское Правительство н@
может не`рассматривать все эти
действия норвежских властей по
массовому из’ятию из могил остан-
ков советских воинов, как глумле-
ние над памятью советских воинов
и как недружественный акт в отно
шении Советского Союза.

Советское Правительство настаи-
вает на немедленном прекрашении
норвежскими властями“ работ Tio
	массовому изятию’ из могил остан-.
	ков советских воинов в пПорвегии.

Вместе с тем Советское Правн-
тельство предлагает создать  сме-
шанную ‘комиссию из представите-
лей обеих сторон для принятия мер
по благоустройству могил советских
воинов в Норвегии».
	жатся в срок, если будут работать
прежними темпами. Не пора лин
тресту «Строитель» отказаться от
позиции невмешательства в дела
пусковой стройки и вывести ее из
прорыва?

К сожалению, это не единствен-
ная строительная плошадка в. Мо-
скве, где плохо сооружаются зда-
ния дошкольных учреждений. Мно-
гие строительные организации ст
стают от графика.

В июне 2-е строигельно-монтаж-
ное управление 6-го треста «Мсс-
культстроя» начало возводить зда-
ние детского сада в Ждановском
районе на Рабочей улице. По гра-
фику кладку первого этажа следо-
вало закончить во второй декаде
сентября. И тут строители отстали.
Пока выполнена лишь половина
намеченных работ. Причина в т6м,
что 2-е строительно-монтажное ум»
равление; возглавляемое тов. Cxon-
пом, a Tpect № 6 «Москультстроя»
(управляющий тов. Петрук) не обе
спечили стройку необходимыми Ма“
териалами. Каменшиков на площад-
ке немного, но и они нередко пПо“
стаивают: то нет кирпича. TO He
доставлен цемент, то нехватает плит
aa межэтажных перекрытий.
результате график  систематическя
нарушается, месячные планы Невы“
полняются.

Тот же 6-й трест строит здавие
детского сада в Сивяковом переул-
ке ana Молотовского. района. Пс
	рялчик — подведомственное тресту
3-е `строительно-монтажное управ
ление (начальник тов. Мешков,
	главный инжепер тов. Козлов) п!
ступило к делу еше в июле. Рабо-
ты велись настолько медленно. что
до сих пор не закончено  устрой
ство фундамента.

Сейчас укладывают бут. Все де
лается вручную. Из кониа в конец
площадки холят люди с носилками
и поаносят пегок я цемент 4A
раствора. Готовят же его вручную.
Можно ли представить сёбе боль-
шую отсталость. чем на стройке 8
Сивяковом переулке!

А между тем на алошадке есть
	растворомешалка. но она  бездей-
ствует, потому что 11-Й трест УП:
равления «Москультстрой» (началь-
	ник управления тов Ильин) не про
ложил к ней водопровол. Из-за
этого десятки людей заняты тяже
лым и непроизводительным трудом.
Разве управление «Москультстрой»
не могло добиться, чтобы подвелом-
ственный ему трест своевременно
проложил несколько десятков мет“
ров труб? Управление плохо знает
положение дел на стройках. слабо
координирует плействия своих Тре
CTOB. `

В нынешнем году в столице дол.
жно быть ввелено в эксплуатацию
90. новых зданий дошкольных учре
ждений. Сроки слачи близятся К
концу. Руководители строительных
организаций. которым поручено это
большое и важное дело. обязаны
добиться коренного перелома в XO
де работ и наверстать  упушенное.
	_ И. Козловский
	il

ra
	RB © LL S x] [A] 2
	х х
	СНОВА
ЗА ННИГУ
	На 69 языках могут читать г
ниальное произведение И. В. Сталина
«Краткий курс истории ВКП (6) > по-
сетители Государственной библиоте-
ки СССР имени Ленина.

В тихих читальных залах склоня-
ются над замечательной летописью
большевистской партий рабочие и
студенты, ученые и инженеры. Вчера
знакомую всем советским Людям кни-
гу можно было увидеть не только
Ha столах читальных залов..Ее по-
ложили перед собой работники биб-
лиотеки — слушатели кружков пар-
	тийного просвещения, собравшиеся
на первые занятия.
В Государственной библиотеке
	СССР имени В. И. Ленина работает
большой коллектив. Около семисот
человек будут заниматься в этом го-
ду в различных кружках, самостоя-
тельно изучать марксистско-ленин-
скую теорию.

6 часов вечера. В одной из ком-
нат, на двери которой висит об’явле-
ние — «Здесь занимается кружок по
изучению «Краткого курса истории
ВКП(б)», собирается группа слу-
шателей. Почти все они хорошо зна-
ют друг друга не только по работе,
но и по занятиям в кружке. Для
них наступил четвертый год совмест-
ной учебы. Закончив в течение пер-
вых двух лет изучение «Краткого
курса истории ВКП(б)», они поже-
лали углубить и расширить свои зна-
ния. В прошлом году начали зани-
маться в кружке повышенного типа.
Теперь библиотекарям членам
ВКП(б) ‘тт. Кузьминой, Колосовой,
беспартийной работнице библиотеки
тов. Преображенской и другим пред-
стоит закончить изучение истории
большевистской партии с привлече-
нием произведений классиков марк-
сизма-ленинизма. Беседой о партии
большевиков в период иностранной
военной интервенции и гражданской
войны начались вчера занятия В
этом кружке, которым руководит
пропагандист тов. Гофман.

В эти же часы в другой комнате
слушатели открыли книгу на первой
странице. Содержательным  расска-
зом о значении «Краткого курса ис-
тории ВКП(б)» — энциклопедии ос-
новных знаний в области марксизма-
ленинизма начала занятия пропаган-
дист тов. Андрианова.
	Насто обрашаясь к наглядным по
собиям, ведет занятия в кружке по
изучению биографии Иосифа Висса:
рионовича Сталина пропагандист
тов. Орлов.
	Большая группа работников биб-
лиотеки — около 250 человек — бу-
дет изучать  марксистско-ленинскую
теорию самостоятельно. В помощь
им партбюро выделило 31 консуль-
танта. Вчера многие консультанты
обсуждали с коммунистами и бес-
партийными товарищами: их индиви-
дуальные планы изучения отдельных
	` :-произведений классиков MapKCH3Ma-
	ленинизма.
	в сети партийного прос
	*

*
	электролитного завода имени В.

BKIV(6)> тов.
		МИКБКУЛИН проводит
	‹ото JI. KOJIOKOJIOBA.
	Политическая учеба в партийной организации медеплавильного и
Молотова. Руководитель кружка по изучению «Краткого курса истории
	первую беседу.
	НА ЗАВОДЕ
‚„НАУЧУН“
	Дневная смена подходила к КОН
цу. В партийный кабинет завода
«Каучук» заходят слушатели круж:
ков и пропагандисты. Одни уточня-
ют часы начала занятий, другие
советуются с заведующей парткаби-
нетом тов. Грачевой, как лучше
провести беседу.
	Работник финансового отдела тов.
Федин впервые будет работать
пропагандистом, руководить круж-
ком по изучению истории BKII(6).
Летом он учился на курсах пра
Фрунзенском райкоме. партии. Но
сейчас, прежде чем начать занятия,
тов. Федин решил еще раз  посове-
товаться о плане своей первой бе-
седы.

Тов. Грачева знакомится с КОН
спектом, советует, на каких вопро-
сах следует остановиться более под-
робно, рекомендует руководителю
кружка наглядные пособия.
	Партийный комитет завода провел
большую подготовительную работу.
В результате во всех 25 кружках,
политшколах и семинарах занятия
начались вчера организованно. За
учебу взялись сотни коммунистов и
беспартийных,
	Просторная комната заводского
комитета профсоюза подготовлена к
учебной работе. Здесь начинаются
занятия кружка по изучению «Крат-
кого курса истории ВКП(б)». Про-
пагандист тов. Бенюш знакомится со
слушателями. Они впервые присту-
пают к изучению гениального
сталинского труда. Вводная беседа
посвяшена теме: «История ВКП (6) —
марксизм-ленинизм в действии».
	Над тетрадью склонился слесарь
тов. Кузьмичев. Он внимательно слу-
пгает пропагандиста, делает записи.
Коммунист Кузьмичев и в прошлом
настойчиво повышал свой идейно-
политический уровень. Семь месяцев
назад его избрали партгруппоргом.
Он активно участвует в социалисти-
ческом  соревноваяии, ежедневно
вдвое перевыполняет нормы выра.
ботки.
	В числе слушателей кружка ра-
ботница тов. Махалина. Год назад
ее приняли в члены ВКП (6). Чтобы
оправдать высокое звание коммуни-
ста, стахановка-клейщица Tos. Ma-
халина отлично справляется с пору-
ченным делом, активно участвует в
обшественной жизни.
	Первые занятия в кружках и по
литшколах показали огромное стрем-
ление коммунистов завода «Кау-
чук» к дальнейшему глубокому изу-
чению марксистско-ленинской — тео-
рии.
	С. Михайлов.
	Результат.
плохой
подготовки

Свыше 50 коммунистов и многие
беспартийные активисты электроме-
ханического инструментального заво-
да из’явили желание заниматься в
кружках и политшкойах сети пар-
тийного просвещения’ Вчера на за’
воде состоялись первые занятия.

В 17 часов в кабинете главного
инженера, где должен был в STO
время начать заниматься кружок
повышенного типа по — изучению
«Краткого курса истории ВКП (6) »,
находилось только четыре KOMMY-
ниста. Через пять минут пришли
еше три. Коммунисты тт. Семенова,
Козин, Пешкова и Тёплицкий яви-
лись с опозданием ‘Ha 15 минут.
Пропагандист кружка тов. Цейтлин
был вынужден несколькс раз пов-
торять свою вступительную беседу.

В другой комнате приступил К за-
нятиям кружок пропагандиста тов.
Тимакова. Здесь также учеба нача-
лась с опозданием. Вместо 11 слу-
шателей на занятия пришли толь-
ко 7. :

Не лучше прошел первый день уче-
бы в кружке пропагандиста тов. На-
умова. Из 13 слушателей присутст-
вовали семь. Коммунисты мастер ли-
тейного цеха тов. Орехов и норми-
ровшица тов. Скрипова не явились
без уважительных причин. Не при-
сутствовала на занятиях и члез
ВКП(б) тов. Поташнова.

Первый день партийной учебы на
заводе прошел неорганизованно. Не-
которые коммунисты. как выясни-
лось, не были своевременно извеще-
ны, где и когда будут проходить
занятия. Члены партийного бюро
(секретарь тов. Мельников) не соч-
ли нужным дополнительно побеседо-
вать с коммунистами о предстоящей
учебе. В результате в первый день
20 слушателей из 96 не явились на
занятия.

Е. Абрамов.
	ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
	TlyY Th
	го просвещения. Явка была почти
полной. Слушатели пришли, имея
при себе учебные пособия, тетради

для записей.
	Наиболее хорошо прошли занятия
в кружках повышенного типа. Так,
в кружке, где пропагандистом тов.
Полякова, к назначенному времени
явились все слушатели. Первые де-
	сять — пятнадцать минут. ушли на
решение организационных вопросов:
выбор старосты, ознакомление с
	учебным планом, изменениями, KO-
торые внесены в программу. Затем
тов. Полякова сделала вводный рас-
сказ по первой теме занятий.
	Тов. Полякова умело поставила
перед слушателями главные вопро-
сы, составляющие идею темы. При
этом она связала изучение истории
партии с современным положением.
	Хорошо подготовились к первым
занятиям пропагандисты тт. Озер-
ский, Кондрацшюва, Лавров, Алексан-
дров и другие.

Начали работать семинары, в кЗ-
торых коммунисты и беспартийная
интеллигенция электролампового за-
вода изучают философию, политэко-
HOMHIO. Товарищи, самостоятельно
изучающие историю и теорию боль-
шевистской партии, встретились с
консультантами, уточнили учебные
планы, получили советы о том, как
приступить к изучению  произведе-
ний классиков марксизма-ленинизма.
	Организованно начался учебный
год в парторганизации Сталинской
водопроводной станции. Здесь 75 ком-
мунистов самостоятельно овладевают
марксизмом-ленинизмом. Дяя слуша-
телей вечерней партийной школы ра-
ботниками районного парткабинета
тт. Калинкиным и Врубель прочи-
таны лекции «Манифест Коммунисти-
ческой партии» и «Партия больше-
виков в период иностранной военной
интервенции и гражданской войны».
	Нервые встречи с консультантамн
состоялись в партийной организации
научно-исследовательского института
«Стройнефть». Здесь все научные со-
трудники и инженерно-технические
работники из’явили желание изу-
чать историю партии, философию,
политэкономию, историю  междунз-
родных отношений. Многие товари-
щи, которые в прошлом году зани-
мались в кружках, теперь работают
самостоятельно, под руководством
консультантов. В первый день учеб-
ного года здесь вышел специальный
номер стенной газеты. Вечером со-
стоялось совещание консультантов,
на котором они обменялись мнения-

PO C
	ми о начале учебы. При этом про-
пагандисты отмечали возросший ин-
терес интеллигенции к самостоятель-
ной работе над произведениями
классиков марксизма-ленинизма.
	Но не во всех партииных органи-
зациях удалось избежать ошибок.
Так из 67 слушателей кружков, соз-
данных в парторганизации завода
«Комега», 14 товарищей не явились
на занятия. На совещании пропа-
гандистов этого’ предприятия выяс-
нилось, что некоторые из них мето-
дически слабо подготовлены.
	Неполной была явка на занятия
в парторганизации фабрики «Крас:
ный Восток». Пропагандист тов.
Волкова, выступая с вводной бесе-
дой для слушателей кружка основ-
ного типа по изучению <«Краткого
курса истории ВКП(б)», не пол-
ностью раскрыла содержание темы.
	Пропагандиет из парторганизацие
14-й шерстопрядильной фабрики тов.
Гуревич вместо вводной беседы к
очередной теме по «Краткому курсу
истории ВКП(б)» сделал беглый об-
зор материала, пройденного в про
шлом учебном году. Видимо, этот
пропагандист не подготовился к за
нятию, У него не было конспекта,
плана по первой теме. Выявилось,
что в этой партийной организации
неудачно скомплектована одна из
политшкол. Часть ее слушателей не
	явилась, так как была занята на
работе.
Далеко не все пропагандисты
	пользуются в своей работе карта-
ми, наглядными пособиями. Некото-

рые не составили календарных пла-
НОВ.
	В середине месяца состоится CU-
брание партийного актива района,
ксторое обсудит первые итоги уче:
бы.
	Перед райкомом партии, первич-
ными партийными организациями
стоит задача — организованно, на
высоком идейно-теоретическом ‘уров-
не провести весь учебный год. Это-
го мы добьемся лишь при том усло-
вии, если последующие занятия В
системе партийного просвещения бу-
дут проводиться так же организо-
ванно, как это было в первый день
в болыпцинстве организаций, если
при этом райком и партийные орга-
низации сумеют быстро устранить
выявленные недостатки, предупре-
дить повторение их в будушем.
	В. Голубева,

заведующая отделом пропаганды
		и агитации Сталинского
райкома ВКП(б).
	ОКТЯБРЯ в партийных органи-

зациях Сталинского района, как
и повсеместно, прошли первые заня-
тия семинаров, кружков и ПоЛит-
школ, состоялись первые лекции для
самостоятельно изучающих маркси-
стско-ленинскую теорию.

Этому предшествовала длительная
и кропотливая подготовительная ра-
бота. Районная партийная организа-
ция готовилась к учебному году
тщательно, с учетом недостатков,
допущенных в прошлом. Они были
значительными — часть кружков И
политшкол не выполнила учебных
ланов, некоторые коммунисты сла-
бо усвоили пройденный материал.
Внимание первичных партийных ор-
ганизаций было направлено к раз-
решению главной задачи — дальней-
шему повышению  идейно-теоретиче-
ского уровня партийной пропаганды.

В новом учебном году в системе
партийного просвещения, в сети ком-
сомольского политического  образо-
вавия, а также в вечерних учебных
заведениях учатся 13 тысяч комму-
нистов, 10 с половиной тысяч ком-
сомольцев и более 7 тысяч беспар-
тийных. Треть состава районной
партийной организации избрала фор-
мой своей учебы самостоятельное
изучение истории и теории больше-
вистской партии. Свыше половины
коммунистов занимается в повышен-
ных звеньях партийного  просвеще-.
HHA.

Широкий размах пропагандистской
работы потребовал от партийных
организаций большего внимания К
подбору, расстановке пропагандист-
ских кадров, повседневной работы с
ними. В районе — 1710 пропагандя-
стов. Многие из товаришей прошли
в течение последних двух-трех лет
курсовую подготовку. Учеба продол-
жается в семинарах. В отличие от
прошлых лет пропагандистские се-
минары созданы не только при парт-
кабинете райкома, но и на ряде
крупных предприятий.

Состоявшиеся вчера первые заня-
тия показали, что в тех партийных
организациях, где учебному году,
предшествовала вдумчивая подгото-
вительная работа, политическая уче-
ба началась организованно, занятия
прошли на высоком уровне.

Работники райкома партии побы-
вали в первый день на занятиях
кружков в парторганизациях элек-
тролампового завода, Сталинской во-
допроводной станции, завода «Кэ-
мега», фабрик «Красный Восток»,
14-й  шерстопрядильной и многих
других. На электроламповом заводе
начала работать вся сеть партийно-

КОНЦЕ сентября коммунисты

прядильно-ткацкой фабрики
имени Фрунзе обсуждали на собра-
нни задачи партийной организации
в новом учебном году в сети пар-
тийного просвещения. Слово взяла
ткачиха Праскозья Абрамовна Вол-
	кова, женщина, за плечами  кото-
рой — полувековая трудовая жизнь.

— Когла я читаю — сталинский
	Краткий курс истории нашей боль-
шевистской партии, — говорила
Прасковья Абрамовна, — передо
мной встает вся жизнь, начиная с
детских лет, когла я начала рабо-
тать на фабрике английского капи-
талиста Чешера, что была за Нарв-
ской заставой в Петербурге. Исто-
рия партии — это история нашей
жизни, борьбы большевиков за на-
родное счастье.
	Может кое-кто скажет: зачем
учиться мне, старому человеку, на
сельмом десятке лет? Я на это от-
вечу так: «Нам, большевикам, нужно
очень много знать и для этого мно-
го, настойчиво учиться. И как могу
не заниматься я, когда учатся все
вокруг, когла у людей — не только
в нашей стране, а во всем мире —

огромная тяга к  ленинскому, к
сталинскому учению».
	Эти слова старой ткачихи вспо-
минали вчера многие из слушавших
ее на собрании. Первого октября
во второй половине дня фабрика
походила на большое учебное заве-
дение. Сменяя один другого, в за-
висимости от времени начала и
окончания работы в цехах, собира-
лись на первые в новом учебном го-
ду занятия слушатели кружков пар-
тийного просвещения.
	С каждым годом растет у работни-
ков фабрики интересе к изучению
марксистско-ленинской теории, к ов-
ладению большевизмом. 19  круж-
ков партийного просвешения и 13
комсомольских начали занятия. Учат-
ся 313 членов и кандидатов в члены
ВКП(б), 170 комсомольцев, 174 бес-
партийных, люди разных возрастов и
профессий — инженеры, техники,
мастера, ткачи, прядильщики,  ров-
ничницы, служащие.
	Нервые занятия состоялись вчера
в 21 кружке.
	Сегодня — день занятий. в дру-
гих кружках.
		Е. Климентьева.
	УСКОРИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО
доОшкольньх УЧРЕЖДЕНИЙ
		сор. Многие тысячи кирпичей пре-
вращены в шебенку.

— Как же это произошло?

На этот вопрос прораб тов. Ка-
лугин ответил:

— Кирпич не весь наш. Часть его
принадлежит строителям  управле-
ния, которое сооружает жилой дом
на улице Чайковского. Там, гово-
рят, очень тесная площадка. По-
этому кирпич на время переброси-
ли сюда. Перевозили ночью нава-
лом, вот и получился бой.

Плохо на стройке используется
под’емный кран. Устанавливал ero
ремонтно-механический завод треста
«Строитель» (директор гов. Гальчен-
ко), выполнивший эту работу с боль-
шим опозданием, лишь в первой де-
каде сентября, и к тому же небреж-
но. Из-за различных неполадок кран
больше простаивает, чем действует.

На площадке используются ста-
	рой конструкции контейнеры для
подачи кирпича к местам работы
каменщиков. Такелажникам  прихо-
	дится тратить много времени, что-
бы снарядить пакет с материалами
и отправить его наверх На передо-
вых московских стройках давно от-
казались ог тачек. Здесь же они в
болыном ходу. На них доставляет-
ся раствор Разве нельзя было най-
ти лучший способ подачи раствора?

Детские ясли завода «Пролетар-
	ский труд» должны быть сланы к
	о декабря. Вряд ли строители уло-
	доптколь-
	с переоосями
	На строительство
ных учреждений ‹
	фабрики выбрали тов. Артемъеву в
состав партийного бюро.
Таких примеров много.
..Занятие началось точно в наз-
наченное время. Пропагандист Зези-
на познакомила слушателей с учеб-
ным планом и первый час посвяти-
	ла рассказу по леме «История
ВКП(б) — марксизм-ленинизм в
действии».
	После короткого перерыва нача-
лась вводная беседа по первой гла-
ве «Краткого курса истории
ВКП(б)». И хотя все полтора часа
говорил пропагандист, занятие ни-
сколько не походило на школьный
урок

В умении придать беседе’ теплый,
задушевный характер сказалось ма-
стерство пропагандиста. Тов. Зези-
на вела беседу по продуманному
плану, подкрепляя свои тезисы при-
мерами, ссылками на первоисточни-
ки, говорила простым, доходчивым
языком. Готовясь к занятиям, Ва-
лентина Ивановна использовала
конспекты, которые вела летом на
курсах пропагандистов, сделала вы-
писки из трудов товарища ` Сталина,
использовала большой консультатив-
ный материал.
	Тщательная подготовка к новому
учебному году чувствовалась и в
	других кружках партийного просве-
шения.

— К комплектованию политшкол и
кружков, — рассказывает секретарь
партбюро тов. Масленников, — мы
приступили сразу же после итого-
вых занятий. Члены бюро беседова-
ли с каждым слушателем. Заблаго-
временно был составлен график за-
нятий с тем. чтобы при трехеменной
	работе фабрики всем слушателям
предоставить возможность занимать-
ся систематически. Задолго до на-
чала учебного года были утвержде-
ны пропагандисты. Это болышая
группа — 41! товарищ,

Результаты первых занятий  пол-
ностью оправдали затраченные уси-
лия. Новый учебный год начался в
	партийной организации фабрики
имени Фрунзе организованно.

А. Машин.
	Изучать марксистско-ленинскую те-
орию из’являет желание все боль-
шее количество рабочих и служа-
щих. В политшколах и кружках пар-
тийного просвещения вместе с ком-
мунистами к занятиям приступили
98 товарищей, не состоящих в
ВКП (6), больше половины из них
взялось за политическую учебу впер-
вые.

Сеть партийного просвещения вы-
росла’ не только количественно, но и
качественно. Количество кружков по
изучению истории партии возросло в
несколько раз. Впервые приступил к
работе семинар партийно-хозяйствен-
ного актива, из’явившего желание
изучать диалектический и историче-
ский материализм.
			В ПЯТНАДЦАТИ
АУДИТОРИЯХ
	К началу занятий в сети партий-
	ного  просвешения Министерства
местной промышленности РСФСР
вышел специальный номер стенной га-
зеты. В номере помешены заметки
пропагандистов и’ слушателей о пред-
стояшей учебе. Среди других опуб-
ликован и рассказ пропагандиста
м. И. Басниной.
	Мария Ивановна Баснина два го-
да руководила политшколой. Окон-
чив занятия, слушатели выразили
настойчивое желание — продолжать
под руководством того же пропаган-
листа изучение «Краткого курса ис-
торий ВКП(б)» Баснина согласи.-
	тории ВКП(б)». Баснина согласи-
лась, и вот в газете она рассказы.
вает о том, как будет добиваться
высокого идейно-теоретического уров-
ня занятий. «Чтобы живее провести
занятие. — пишет она, — нужно хо-
рошо знать материал, готовиться
	очень тщательно, излагать свов мыс-
ли просто и доходчиво»,

Начались занятия. В пятнадцати
аудиториях работники аппарата ми-
нистерства внимательно слушают
пропагандистов.

На занятиях в сети  партпросве-
шения министерства присутствовало
болынинство слушателей. Не явив-
	шихся без уважительных причин не
было. °
	Петрова.
	Вокруг пропагандиста инженера
Валентины Ивановны Зезиной, заве-
луюшей производственной лаборато-
рией, собрались 14 работниц и ма-
стериц. За исключением одной, забо-
левшей, все слушатели кружка в
сборе, и почти все они давно знако-
мы с пропагандистом. Позади два
гола занятий в политшколе.
	Помошник мастера тов. Емельяно-
ва вступила в политшколу пропаган-
диста Зезиной, будучи кандидатом в
члены партии. Не было у молодой
коммунистки тогда знаний, умения
формулировать своч мысли, навы-
ков работы с политической литера-
турой. Далеко вперед шагнула с тех
пор в своем политическом развитии
тов. Емельянова. Овна — руководитель
бригады. агитатор, деятельный уча-
	стник общественной жизни цеха.
Коммунисты фабрики единогласно
приняли тов. Емельянову в члены
ВКП (6).

Или вот старая работница — ров-
ничница тов. Артемьева, удостоен.
	ная за свой самоотверженный труд
высокой правительственной  награ-
ды — орлена Ленина. Здесь, на фаб-
рике, в сети партийного просвеще-
Hua тов. Артемьева получила по-
	литическое образование. Грудящие-
ся Москворецкого района оказали
ей высокую честь, избрав депутатом
районного Совета а коммунисты
	доставляются материалы. Из-за
этого часты простои люлей.
	— Что вы сделали для того, что-
бы каменщики не простаивали?

— Мы организовали места пля
сидения.
	Рис. Ю. ЧЕРЕПАНОВА.