Накануне декады
‚узбекской литературы
Н искусства.
	ВЫСТАВКА
В TOME ЛИТЕРАТОРОВ
	В дни декалы в Центральном до-
ме литераторов будет развернута
большая выставка узбекской книги.
	Одно из центральных мест на вы-
ставке займут произведения Ленина
и Сталина в переводах на узбекский
язык. Работы великих вождей рево-
люции издаются в Узбекистане в ог-
ромных тиражах. Так, например,
произведения В. И. Ленина изданы
тиражом в 2.180 тысяч экземпляров,
произведения И. В. Сталина — ти-
ражом 7.298 тысяч экземпляров.
	На выставке посетители увидят
книги классиков узбекской литера-
туры и современных писателей. От-
дельный стенд посвящается  творче-
ству узбекских писателей — лаурея-
тов Сталинской премии Гафура Гу-
ляма, Айбека, Яшена. Среди других
разделов выставки — «Классики рус-
ской литературы в переводах на
узбекский -язык», «Узбекистан в Ху-
дожественной литературе», «Лите-
ратура братских народов СССР в
переводе на узбекский язык» и др.
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ
УЗБЕКСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ x
	К предстоящей декаде на русский
язык переведено множество прозан-
ческих и стихотворных произведений
узбекских писателей.
	Москвичи смогут — познакомиться,
например, с романами лауреата
Сталинской премии Айбека ” «Ветер

золотой долины» — о послевоенной
колхозной жизни, Абдулла Каххара
«Огни Кошчинара» — о колхозном

строительстве з Узбекистане, пове-
стями Шарафа Рашидова «Победи-
тели» — о преобразовании природы,
Аскада Мухтара «Там, ‘rae ‚сливают-
ся реки» и др.
	На русский язык переведены по-
эмы Гафура Гуляма .<Товарищу
Сталину» (перевод П. Шубина),
Мирмухсина «Уста Гияс» (перевод
С. Липкина), А.. Мухтара «На боль-
ом пути» “(перезод Я. Хелемского),
Э. Рахима «Дорога счастья» (nepe-
всд Н. Милованова). ,
		В США преследуют
борцов за мир
	На суде по делу д-ра Дюбуа и четырех сотрудников
Американского информационного центра сторонников мира
	ВАШИНГТОН, 16. (ТАСС). На
судебном заседании 14 ноября про-
должалось разбирательство дела
д-ра Дюбуа и четырех других со-
трудников бывшего Информационно-
го центра сторонников мира. Защит-
ник Маркантонио полностью разоб-
лачил показания титовского агента
Рогге; выступившего в суде в каче-
стве свидетеля обвинения:

Сфабрикованное американским
правительством дело руководителей
движения сторонников мира в США
строится на утверждении о том, буд-
то Американский информационный
центр сторонников мира был «иност-
ранным агентом» Всемирного кон-
гресса сторонников мира и что этот
центр. не зарегистрировавшись в
министерстве юстипии, нарушил за-
кон. требующий регистрации «иност-
ранных агентов», Рогге, который
официально зарегистрирован как
агент Тито, услужливо поддержал
представителей обвинения и утвер-
ждал, что Информапионный центр
сторонников мира был агентом
«иностранного хозяина». Марканто-
нио, подвергнув Рогге перекрестно-
му допросу, пред’явил регистрацион-
ное заявление, которое было запол-
нено Рогге как титовским агентом
в министерстве , юстиции 3 марта
1950 года. В этом регистрационном
заявлении Рогге, указывая на свое
участие в то время в работе Все-
мирного Совета Мира, писал: «Я
не считаю это иностранным прави-
тельством, иностранной политической
Партией или же. агентством такого
правительства или такой партии»,

Комментируя презренную роль, ко-
торую играет Рогге, обозреватель
газеты «Дейли компас» Стоун заяв-
ляет, что Рогге «предал самого себя
и дело мира, когда он на суде над
Дюбуа и другими сотрудниками Ин-
форманионного центра сторонников
мира выступил свидетелем со сто-
роны обвинения. Одно дело не со-
глашаться со Стокгольмским Воз-
званием и коммунистами, другое де-

ло выстулать в роли осведомителя в
интересах обвинения, когда суду
преданы те, кто пытался распрост-
ранить это Воззвание в нашей
стране».

Заявляя, что ‘судебное преследова-
нне такого известного во всем мире
негритянского ученого, как Дюбуа,
повсеместно вызовет возмущение,
Стоун в заключение пишет: «Стра-
ну мобилизуют на поддержку поли-
тики развязывания войны, Вот по-
чему всякий стремящийся к миру,
независимо от того, согласен ли он
с д-ром Цюбуа и Стокгольмским
Воззваннем или нет, должен высту-

‘пить против этогозсудебного пресле-

дования».

На судебном заседании 15 нояб-
ря обвинение продолжало представ-
лять совершенно неубедительные
«доказательства» по делу Дюбуа и
других сотрудников Информационно-
го центра сторонников мира. «Дока-
зывались», в частности, общеизвест-
ные факты, что такой центр суще-
ствовал, имел сотрудников и вел
работу, направленную на защиту
мира.

В качестве свидетеля обвинения
выступил агент федерального бюро
расследований (американская охран-
ка) Кэрни, который рассказал о ми-
тинге, устроенном Информационным
центром сторонников мира в Нью-
Иорке в июле 1950 года. Другой сви-
детель обвинения — голливудский
киносценарист Ласки рассказал с
своем посещении Информационного
центра сторонников мира в сентяб-
ре 1950 года с нелью взять там ин-
тервью. В то время Ласки работал
в газете «Нью-Исрк уорлд  теле-
трам». На суде он привел следую-
ний факт. якобы оказавший «вред-
ное влияние»: Ласки сообщил, что
среди иллюстрированной литературы,
которая была роздана  репортерам,
бравшим интервью у. сотрудников
Информационного центра сторонни-
ков мира, находилась изданная во
Франции книга «В защиту мира».
	В Румынской Народной Республике издается много книг для детей.
	Союза трудящейся
	молодежи выпустило
	Одно только издательство
	два миллиона книг для юных читателей. Детскую библиотеку Румын-
` ского общества по укреплению связи с СССР в Бухаресте посептают сот-
	детской био-
	НА СНИМКЕ: в читальне
		ни пионеров и школьников,
лиотеки.
	ООБЫТИЯ
	СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	На центральном и западном фрон-
тах соединения Народной армии ве-
ли с противником бои местного
значения на прежних рубежах.

‚ Зенитные части Народной армии и
отряды стрелков — охотников за
самолетами сбили 2 самолета про-
тивника, продолжавшего подвергать
	варварской бомбардировке и пуле-
метному обстрелу мирное население
в районах Вонсана, Аньбеня, Муньч-

хоня, Саривоня и Чэрёна.
	00 американской политикс
	..Всли американская сторона счи-
тает, что она может использовать
вопрос о военной демарканионной
линии прекращения огня в качестве
орудия для установления демилита-
ризованной зоны только тогда, когда
изменения в линии соприкосновения
будут наиболее благоприятными для
нее, то мы должны указать, что это
палка о двух концах...

Газета ‘подчеркивает, что амери-
Канские империалисты продолжают
затягивать переговоры о перемирии
в Корее потому, что они стремятся
создавать и сохранять напряжение в
международных отношениях. Такое
напряжение, пишет газета, нужно
американским империалистам для
того, чтобы заставить Америку и ее
страны-сателлиты накапливать во-
осружение и препятствовать все ра-
стушему движению народов, ‘высту-
пающих за прекрашение корейской
войны, за заключение Пакта Мира и
всеобщее сокращение вооружений.

Им это нужно для того, чтобы
архимиллионеры Уолл-стрита могли
продолжать получать, огромные воен-
ные прибыли.

Правильность этого довода  под-
тверждается рядом недавних воин-
ственных высказываний представите-
лей американских официальных и
полуофициальных кругов.
	своей речи о внешней политике
от 7 ноября Трумэн дал понять, что
переговоры о перемирии в Корее нз-
обходимо затягивать, чтобы уско-
рить гонку вооружений для войны.
Он. сказал, что до тех пор, пока во-
енные действия ‘прололжаются,
«действительный прогресс по пути к
сокрашению вооружений может ока-
заться невозможным». 8 ноября на
сессии Генеральной Ассамблеи ООН
	Ачесон призвал  раболепствующие
перед Америкой страны — члены
Организании Об’единенных Наций

BHECTH «максимальные вклады... во-
оруженными силами и другими сред-
ствами» в корейскую войну. Началь-
ник штаба американской армии Кол-
линс, после поездки по корейскому
фронту, 29 октября открыто заявил:
«Я не знаю, сколько потребуется
для этого (для достижения соглаше-
ния на переговорах о перемирии. —
Ред.) времени. Я не думаю, что это
будет в ближайшем будущем». Кол-
линс проговорился, что американ-
ская армия «готовится провести енте
одну зимнюю кампанию». В начале
июля этого года руководитель Уп-
равления мобилизации для. обороны
Вильсон, представитель банкирского
дома Морганов в правительстве Сое-
диненных Штатов, заявил, что Ma-
лейшее ослабление международного
напряжения ‹ явится угрозой для
экономики США. Одним словом; в
глазах семейств морганов, рокфел-
леров, мелонов и дюпонов и их
агентов продолжение корейской вой-
ны и сохранение международного
напряжения являются «стимулом»
для извлечения ими военных прибы-
лей, а источниками их огромного
обогашения является гибель амерл-
канских солдат. Такова действитель-
ная причина продолжающегося за-
тягивания переговоров о перемирии
в Корее.

Но, как бы то ни было, планы
американских империалистов, рассчи-
танные на задержку и затягивание
переговоров с перемирии в Корее,
на продолжение агрессии и подго-
	товку к расширению масштабов BOH-
ны, должны потерпеть и, безусловно,
потерпят провал.

Китайский народ, пишет в заклю-
чение газета, будет продолжать
вместе с корейским народом прила-

гать усилия и бороться за успех в
переговорах о перемирии в Корее.
	ПХЕНЬЯН, 15. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской — Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
на всех фронтах соединения корей-
ской Народной армии, действуя в
тесном взаимодействии с частями
китайских народных добровольцев,
продолжают вести оборонительные
бои с американо-английскими ин-
тервентами и лисынмановскими
пойсками, нанося противнику круп-
ные потери в живой силе и технике.
	Газета «Женьминьжиба0у
	ПЕКИН, 16. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Синьхуа. 14 но-
ября газета «Женьминьжибао» опу-
бликовала статью, озаглавленную «В
чем основные причины отсутствия
прогресса в переговорах о переми-
рии в Корее?». В статье дается ана-
лиз изменений тактики американской
стороны после возобновления 25 ок-
тябоя переговоров.

Касаясь причин отказа американ-
ской стороны принять предложение
китайской и корейской делегации о
военной демаркационной линии пре-
кращения огня и по вопросу о де-
	милитаризованной зоне, газета пИ-
шет:

Американская сторона выдвигает
	две «причины»: первая, что будто бы
демилитаризованная зона, если ее
установить в соответствии с предло-
жением китайской и корейской сто-
роны, будет «окончательной», и вто-
рая, что китайская и корейская
сторона хочет устранить американ-
ский «военный нажим», то есть уст-
ранить «стимул» ‹к достижению со-
глашения по другим пунктам. В за-
явлении главы делегации американ-
ских захватнических вооруженных
сил «Об’единенных Наций» вице-ад-
мирала Джоя от 11 ноября говорит-
ся: «В действительности противник
(имеется в виду корейская и китай-
ская сторона. — Ред.) хочет, что-
бы установленная сейчас зона. была
окончательной. Он хочет получить
все преимущества от прекращения
огня де-факто с тем, чтобы он смог
продолжать затягивать переговоры
без какого-либо ущерба для себя.
Он хочет немедленно освободиться
от нашего неумолимого военного на-
жима — нажима, который является
стимулом к быстрому достижению
соглашения по другим пунктам».
Hu один здравомыслящий человек
не увидит в этих доводах ничего
иного, кроме открытой наглой лжи.
Всему миру известно, что предло-
жение китайской и корейской сторо-
ны о вознной демаркационной линии
и демилитаризованной зоне основы-
вается на военной действительности.
В то же время это ни в коем слу-
	чае не означает, что они будут
«окончательными», так как предло-
жение ясно предусматривает, что:
	«Пюсле того, как будет достигнута
договоренность по поводу соглаше-
ния о перемирии в целом, и до того,
как оно будет поднисано, подкоми-
тет должен внести изменения в эту
военную демаркационную линию и
демилитаризованную зону, соответ-
ствующие изменениям в существую-
щей линии соприкосновения между
обеими сторонами, которые произой-
дут к этому дню». Из этого ясно,
что разговоры о том, будто бы ки-
тайская и корейская сторона стре-
мится сделать «установленную зону
	окончательной», являются ЯВНОЙ
ложью агрессоров.
Более того, разглагольствования
	Джоя © том, что «неумолимый воен-
ный нажим» с американской сторо-
ны — это «стимул» к быстрому лдо-
стижению соглашения no другим
пунктам, являются еше одним при-
мером безрассудности американских
милитаристов. Если придерживаться
этой логики, тогда надо признать,
что для достижения мира нужно
развязывать и проводить агрессив-
ную войну, что для достижения пе-
ремирия не требуется никакого чет-
кого соглашения относительно основ-
ных условий такого перемирия, а,
наоборот, нужна война. Это — логи-
ка кровожадных американских гене-
ралов. Это — логика от’явленных
поджигателей войны. Этим амери-
канские генералы полностью показа-
ли свою глубокую ненависть к миру.
	B переговорах о перемирии в Корее
	«3a M
Фотоэтюд птгкольницы Ирины Стин,
		в Центральном доме
	up!»
	премированный на выставке юных
журналиста.
		КОНЦЕРТ ПОЛЬСКОЙ
МУЗЫКИ
	Программу второго концерта цик-
ла «Музыка стран народной демо-
кратни» Московская  государствен-
ная филармония посвятила компози-
торам Польши.
	Музыкальная культура —Полыпи
замечательна выдающимися комно-
зиторами и исполнителями. Наш
	слушатель хорошо знает и любит
оперу «Галька» Монюшко, скрипич-
ные произведения Венявского и мно-
гие сочинения других авторов. Ог-
ромную популярность завоевала в
нашей стране музыка Шопена. На-
ши пианисты издавна славятся как
лучшие (наряду с польскими) интер-
претаторы произведений великого
польского композитора. Об этом
говорят хотя бы шопеновские кон-
курсы в Варшаве.

Связи русской и советской музы-
кальной культуры с творчеством
Шопена не исчерпываются лишь ис-
полнительством. В творчестве ряда
выдающихся русских композиторов
(Лядова, Скрябина) музыка Шопена
сыграла значительную роль. Рим-
ский-Корсаков посвятил оперу «Пан-
воевола» памяти Шопена. Глазунов
оркестровал несколько  фортепиан-
ных произведений композитора, об’е-
динив их в сюиту под названием
«Шопеннана». Ляпунов создал сим-
фоническую поэму «Желязбва во-
ля», посвященную детству Шопена.

Приведенные примеры можно бы-
ло бы продолжить, но’и указанного
достаточно, чтобы стало ясно, сколь
близка и родственна нам польская
музыкальная культура в лице ее ве-
личайшего представителя — Шопе-
на. -

Программа концерта Tocymapcr-
венного симфонического оркестра
Союза CCP под управлением
Н. Аносова была составлена (3a
исключением широко — известного
фортепианного концерта Шопена)
из произведений польской музыки,
почти не знакомых советским слу-
	шателям.
Большой интерес представляет
творчество крупного симфониста
	М. Карловича. Несчастный случай
(горный обвал в Карпатах) оборвал
его жизнь в 1903 году, когда ему
было лишь 33 года. И естественно,
что дарование композитора еще не
смогло развернуться во всю ширь.
Но и то, что сделано им, имеет
большое значение в развитии музы-
кальной культуры.

Карлович — подлинный симфонист.
Музыка его выразительна, серьезна
и глубока. Она захватывает слуша-
теля, оставляя сильное и’ волную-
щее впечатление. Отлично владея
оркестром, Карлович никогда не де-
лает самоцелью эффектное звучание.
Все его мастерство направлено на
раскрытие музыкальной мысли. Эти
качества присущи исполненной в от-
	четном концерте его симфонической
сюите.
	Книжная
	полка
	Что касается скрипичного концер-
та, то это произведение написано
Карловичем в очень молодые годы.
Обладая рядом достоинств (увлека-
тельной мелодичностью, свежестью,
юношеским темпераментом), оно все
же не свободно от некоторых недо-
статков: нечеткости формы, а глав-
	ное, местами перегруженной ин-
струментовки.

Кроме произведений  Карловича
была исполнена «Сказка» Монюпь-
ко — одно из немногих произведе-
ний, написанных им для оркестра.
Это произведение привлекательно
	своей безыскусственностью, народно-
стью мелодий.

В программу концерта были так-
же включены два вокальных произ-
ведения и три’ фортепианные пьесы
Шопена в переложенин для пения.
Подобного рода «обработки» не мо-
гут не вызвать протеста. Переложе-
ния эти не только противоречат за-
мыслу Шопена, но и искажают под-
линный текст его произведений. Нок-
тюрн и особенно мазурка снабжены
фиоритурами и руладами, не имею-
щими ничего общего с музыкой Шо-
пена.

Единственным вокальным  номе-
ром, включение которого в програм-
му можно было бы приветствовать,
явилась польская народная песня
«Шла девица». у

Д. Пантофель-Неченцкая исполни-
ла ‘все эти пройзведения со свой-
стведным ей мастерством, но нельзя
не пожалеть о том, что певица была
поставлена в невыгодное  положе-
ние неудачно составленной програм-
мой и тем, что ей пришлось петь в
сопровождении рояля, а не с орке-
стром.

Кроме Д. ПНантофель-Неченкой со-
листами в концерте выступили скри-
пачка Галина Баринова и пианист
Виктор Мержанов.

Баринова — одна из лучших пред-
ставителей советской скрипичной
школы. Красивый тон, безупречная
техника, великолепный ритм, свой-
ственные ей, проявились и в испол-
нении концерта Карловича. Сыгран
ся был с настоящим увлечением.

Игра В. Мержанова, исполнявше-
го вдохновенный концерт Шопена,
удивила некоторым. холодком, сдер-
жанностью (поэтичнее прозвучала у
него лишь вторая ‘часть концерта).
Это необычно для В. Мержанова,
особенно если вспомнить, с каким
замечательным мастерством и про-
никновением в сущность произведе-
ния пианист исполняет третий кон-
церт Рахманинова.

Несмотря на недостаточную про-
думанность программы, концерт
представил огромный интерес. Он
познакомил советского слушателя с
несколькими замечательными  про-
изведениями польской музыки.
	Владимир Крюков,
композитор.
	Опыт
колы
	ПОМОШЬ ОТСТАЮЩИМ
УЧЕНИКАМ
®
	В 1950/51 учебном году  коллек-
тив нашей школы достиг непло-
	хих результатов. 97 процентов уча-
‹кихся перешли в следующие классы.
Не манее успешно был закончен и
	предыдущий год. А три-четыре года:
	назад число неуспевающих в шШко-
ле составляло 19—11 процентов уча-
щихся. я :

Перелом достигнут в результате
продуманной работы всего педагоги-
ческого коллектива, тесного содру-
жества учителей с комсомольской и
пионёрской организациями школы и,
конечно, с родителями. .

Самое важное для педагога —
не допускать неуспеваемости,  во-
время притти на помощь отстающе-
му ученику. А достигается это лишь
тогда, когда учитель тщательно’ го-
товится к каждому уроку, стараясь
слелать его как можно более солер-
	жательчым и интересным.
На всех заседаниях  педагогиче-
	ского совета и методических об еди-
нений нашей школы особенно горя-
чо обсуждаются проблемы подготов-
ки к урокам. Мы требуем, чтобы
преподаватель вел урок живо, до-
ходчиво, знакомил воспитанников С
новыми материалами, которых еще
нет в учебниках.
	Вполне овладели мастерством ве-
	дения урока преподаватели Н. Паш-
ков, Л. Федосеева, Е. Capuarexan
Н. Якиманский. И не случайно имен-
‘но у них нет неуспевающих учени-
ков.
	`В ув

likey.
	BROS,
eptd
	ИСПАНСКИЙ КОНГРЕСС СТОРОННИКОВ. МИРА
В МЕКСИКО
	НЬЮ-ИОРК, 16. (ТАСС). Со 2 по
4 ноября в г. Мексико проходил соз-
занный «Комитетом республиканской
Испании в защиту мира» испанский
конгресс сторонников мира, на кото-
ром присутствовали видные испан-
ские республиканцы и мексиканские
общественные деятели.
	В число организаторов конгресса
вошли бывший премьер-министр Ис-
панской республики Хосе Хираль,
бывшие члены испанского республи-
канского правительства  Венсеслао
Росес и Онорато де Кастро, испан-
	’скии поэт Леон Филипе, один из лЛи-
	деров испанской компартии Аркона-
да и лауреат международной Сталин-
ской премии «За укрепление мира
между народами» Эриберто Хара.

В речи на конгрессе Хосе Хираль,

гг т. --+*

див американскую помощь ‚ Фран-
сказал: «В настоящее время ок-
	ко, сказал: «В настоящее время ок-
купантами, посягающими на нанцно-
нальную независимость Испании, яв-
ляются не кто иные, как американ-
	цы по имени Трумэн, Ачесон, Эйзен-
хауэр, Маккарзэн...

Логично, что те же самые силы
посягают н на мир во всем мире,
стремясь развязать войну. В

Испания продана американцам
ради войны, которую они и только
они готовят против народа.

Все народы, которым, как и Испа-
нии, угрожает общий враг, сплочен-
ные в великий фронт мира, являют-
ся союзниками испанского народа,
Во’ главе их стоит Советский Союз
страна, которой враг угрожает боль-
ще всего, против которой в первую
очередь направлено оружие агозс-
соров, ибо своей твердой политикой
мира эта страна, единственная путе-
водная звезда и могучая сила, воо-
душевляет лучшие надежды народов
на мир.

Наш иснанский народ, я повторяю
здесь, никогда не будет воевать про-
тив Советского Союза. Испанский
народ—это не голубая дивизия, по-
ставленная сейчас на службу амери-
канским империалистам. Он являет-
ся прямой противоположностью этой
банды беглых преступников, покрыв-
ших себя позором во время проиглой
войны, преступников, которых любов-
но принимают в свою семью генера-

лы «Пентагона» и сенаторы вапгинг-
тонского конгресса.
	Нет, испанпы не возьмутся за ору-
жие против страны, к которой они
питают лишь чувство благодарности,
они не булут служить американским
имперналистам.

Эта воля испанцев, заключил Хи-
Галь, сорвет все махинации врагов
мира».
	На конгрессе выступил также сек-
ретарь «Комитета республиканской
Испании в защиту мира» Росес, ко-
торый от имени 400 тысяч испандев,
подписавших Обращение о заключе-
нии Пакта Мира между пятью вели-
кими державами, осудил Трумэна за
его союз с фашистом Франко.
	На конгрессе были зачитаны при-
ветствия, полученные от Жолио-Кю-
ри, аббата Булье, Долорес Ибаррури
и видных деятелей Всемирного дви-
жения сторонников мира.
	МАГАЗИНАХ
столицьт

Узбекским государственным изда-
тельством к предстоящей ‘декаде
	выпущено много различных изданий.
Эти книги будут продаваться в ма-
газинах Москниготорга. 17 ноября в
Петровском пассаже откроется книж-
ный базар, посвященный узбекской

литературе.
	«ПЛЕМЯ
МОЛОДОЕ»
	СНЕКТАКЛЬ ТЕАТРА
ИМЕНИ ЕРМОЛОВОЙ
	В театре имени Ермоловой продол-
жаются репетиции пьесы Ю. Трифо-
	нова и В. Месхетели «Племя моло-
дое», написанной по мотивам пове-
сти «Студенты», удостоенной Ста-
линской премии за 1950 год. Ставит
спектакль главный режиссер театра

народный артист РСФСР. А. Лоба-
нов, художник — С. Мандель.
	Три брата Смирновы — рабочие фабрики им. Дзержинского — в ево-
	ЮРИИ. ВИОНОР и
	бодное время занимаются музыкой. НА СНИМКЕ:
	АЛЕКСАНДР СМИРНОВЫ на репетиции духового оркестра в клубе.
	сРото К; ВЛОВИНОЙ.
	Огромное значение имеет нагляд-
ность’ преподавания. С каждым го-
дом мы все шире применяем на-
глядные пособия, во время уроков
часто демонстрируются различные
опыты, учебные фильмы. Это помо-
гает учащимся лучше усваивать
учебный материал.

Непрерывно повышая качество
преподавания, учителя нашей шко-
лы используют самые различные
фсрмы помощи учащимся, кото-
рые по тем или иным причинам все
же отстали.
	Болыную чуткость должен проя-
вить педагог, чтобы выяснить при-
чины неуспеваемости учащихся. Бы-
вает, что способный и прилежный
мальчик без видимых оснований пе-
рестает заниматься, становится не-
внимательным. Иногда это вызывает-
ся неурядицами в семье, на которые
дети реагируют очень болезненно. К
сожалению, есть еше родители, не
сознающие, как тяжело переживают
их дети неполадки и распри в семье.
В таких случаях педагог должен по-
беседовать © родителями, убедить их
в необходимости оградить ребенка от
домашних неприятностей.
	Нередко причиной плохой успе-
ваемости школьника является He
лень и не отсутствие + способностей,
а невнимательное отношение к не-
му со стороны педагогов в_преды-
дущих (младших) классах. Для та-
ких учащихся мы организуем допол-
нительные занятия с самого начала
учебного года, Уже в первые дни
‚учебы были, как и всегда, проведе-
ны контрольные работы по основ-
ным предметам во всех классах, на-
чиная с четвертого. Это дало воз-
можность выявить сразу слабых
учеников и правильно организовать
дополнительные занятия. Отстающие
разделены на небольшие группы, и
с ними не менее двух раз в неделю
занимаются опытные учителя.
	Результаты уже сказались. ‘` Так,
			сов Сахновский, Иванов, Кузнецов и
некоторые другие, с которыми . до-
полнительно после уроков занимает-
ся учительница математики Н. Ба-
ранова, стали лучше учиться, могут
теперь без посторонней помощи гото-
вить домашние задания. ‘Заметные
успехи сделала и группа слабо под-
готовленных учеников в четвертых и
пятых классах, которым помогает
учительница Н. Федотова. Вдумчиво,
учитывая пробелы в знаниях каж-
дого ученика, проводят дополнитель-
ные уроки преподавательницы рус-
ского языка М. Меднова и Х. Лаш-
кова.

Большую помощь в. работе е от-
стающшими оказывают педагогам ком-
сомольская и пионерская организа-
ции школы. В некоторых классах ком-
сомольцы выделили наиболее силь’
ных учеников, поручив им помогать
отстающим товаритшам.
	После уроков можно нередко ви-
деть отличника десятого‘ класса
Уранова, который терпеливо зани-
мается со своими одноклассниками
Антроповым и Еремеевым. Cema-
классник Князев помогает Акопья-
ну, Галкину и Феоктистову. Такую
же дружескую помощь оказывают
своим товаришам комсомольцы Дра-
кин, Азаренков и другие. Эти за-
HATHA ведутся, конечно, под руко-
водством педагогов.

Дружный, тесно спаянный коллек-
тив школы стремится воздействовать
на «лвоечников». Ученик, получив-
пий двойку, хорошо знает, что
после урока преподаватель непремен-
но подойдет к нему, выяснит, поче-
му он не выполнил задания. Если
причины неуважительны, школьник
остается после уроков и занимается
под руководством дежурного препо-
давателя, а на следующем уроке
преподаватель вызовет его в числе
первых. Такой метод имеет большое
воспитательное значение, заставляя
ученика внимательнее относиться к
	Имеются и такие учащиеся, кото-
рые проявляют беззаботность, а по-
рой и лень в подготовке к урокам.
На таких учащихся воздействуют
не только учителя и классные руко-
водители, но и весь школьный. кол-
лектив. Их критикуют в стенных га-
зетах класса и всей школы, обсуж-
дают на сборах пионерских дружин,
на комсомольских собраниях. Со-
всем недавно мы еще раз убедились
в силе такого общественного воз-
действия. Десятиклассники Федоров,
Ксреневский и Рябков плохо учились
После того, как их вызвали на за-
седание комсомольского бюро и под-
вергли суровой критике, все трое
подтянулись и стали заниматься
вполне удовлетворительно.
	Нельзя не отметить деятельного
участия в борьбе с неуспеваемостью.
актива родителей. Родительский ко-
митет школы во главе с 3. Забел-
киной выделяет из числа родителей
активистов, имеющих достаточные
знания и опыт для занятий с теми
школьниками, которым не могут
оказать такую помощь в семье.
Уже второй год один из активистов
	родительского комитета И. Иванов
занимается с одноклассником своего
сына учеником седьмого класса Ци-
пиным. Умело и внимательно кон-
тролируют домашние занятия неко-
торых учащихся младших классов
С. Березкин, С. Сухобокова и дру-
гие активисты родительского KOMH-
		Академик А. В. ВИНТЕР. «ВЕЛИ-
КИЕ СТРОЙКИ КОММУНИЗМА».
Издательство Академии наук СССР.
1951 г. 85 стр. Цена 2 руб.

Брошюра академика А. В. Винте-
ра вышла в серии научно-популяр-
ных изданий Академии наук СССР.

Прежде чем охарактеризовать ве-
ликие стройки на Волге, Днепре,
Дону и Аму-Дарье, автор кратко
рассказывает, о плане ГОЭЛРО, о
его выполнении, о первенцах совет-
ского крупного гидроэлектрострои-
тельства —  Волховской, Нижне-
Свирьской и Днепровской станциях.

«Гигантская работа по гидростро-
ительству в Советском Союзе, ее
бесценный научный и практический
опыт, — подчеркивает А. В. Винтер;
— послужили одним из условий, по-
зволивших советскому народу безбо-
язненно приступить к сооружению
величайших в истории человечества
энерго-ирригационных узлов на Вол-
те, Днепре и Аму-Дарье, вплотную
подойти к успешному и быстрому
завершению строительства Волго-
Донского канала, соединяющего пять
морей европейской части страны».

Общая мощность электростанций
новых гидроузлов превысит 4 мил-
лиона киловатт. Это почти в три ра-
за больше мошности, которая была
запроектирована планом ГОЭЛРО
на срок в 10—15 лет,

А в будущем открываются еше
более величественные перспективы.
Советские гидростроители, изучив
особенности водного потока боль-
шинства рек СССР, подсчитали, что
гидроэнергоресурсы страны состав-
‘ляют примерно 300 миллионов кило-
ватт.

Насышенная богатым содержани-
ем, написанная простым и ясным
языком брошюра академика А. В-
Винтера, несомненно, привлечет ши-
рокий круг читателей.
	ШФурнал «Нью рипаблик».критикует американские
предложения на сессии Генеральной Ассамблеи ООН
	политические вопросы, журнал ин-
шет; «Перепись вооружений в той
ферме, в какой она предложена,
является глупой идеей, а принцип
осуществления этого по стадиям 60-
лее чем глуп».

«План, который мы можем и
должны принять, — пишет в заклю-
чение журнал, — должен быть та-
ким планом, который уменьшает
возможность возникновения войны,
принятие которого больше благопри-
ятствует национальным интересам,
чем его отклонение». Журнал расцё-
нивает предложения американского
правительства о «разоружении» как
грубый обман американского народа.
«Трудно себе. представить время и
условия, менее подходяшие для об-
мана», — заключает «Нью рипаб-
	НЫО-ЙОРК, 15. (ТАСС). Журнал
«Нью  рипаблик», обычно  поддер-
живающий внешнюю политику, про-
водимую правительством Трумэна,
указывает, что так называемое пред-
ложение о «разоружении», внесенное
СИТА на сессии Генеральной Ассам-
блеи ООН в Париже, является опас-
кым обманом, преследующим лишь
пропагандистские цели.

Журнал «Нью рипаблик»  высту-
пает со своей критикой в основной
редакционной статье последнего но-
мера, которая называется «Мнимая
борьба за мир».
	Курнал называет американские
предложения «неудачным — творе-
нием».
	Заявляя, что США должны одно-
	временно быть готовы серьезно об- ‚Мана
судить ограничение вооружения и   лик».
	Советской школе, окруженной за-
ботой партии и народа, созданы все
условия для полноценного воспита-
ния юных граждан нашей великой
страны. Успех будет обеспечен, если
у педагогов есть умение правильно
использовать богатый опыт совет-
ской педагогики и помощь обще-
	ственности,
П. Баранов,
	директор школы № 661.
	  вапример/ учащиеся седьмых клас-   своим обязанностям.