новременно с рассказом о них писателей и журналистов, показать их стране.
Надо показать в картинах и фотоснимках огромную ведущую роль партии, ее местных организаций, ее лучших передовых руководящих кадров в стахановском движении.
Как с этими задачами справляется советская фотография — наши фотографы-мастера; фоторепортеры и фотолюбители?
Исчерпывающего итогового ответа на этот вопрос давать сейчас нельзя—результаты фотосъемок стахановского движения еще не обобщались на выставках и конкурсах. Объявляемый в этом номере «Советского фото» фо
токонкурс на «Портрет стахановца» и тему, тесно связанную со стахановским движением, — «Жить стало лучше, жить стало веселее», — по существу является первым организованным мероприятием к стимулированию, со
биранию и обобщению фоторабот на темы стахановского движения. Однако, достаточно обширный материал для суждения представляют фотоснимки, напечатанные в наших газе
тах и журналах, в стенограмме стахановского совещания, собранные в фототеке Союзфото.
Снимки эти сделаны, глазным образом, фоторепортерами. Их принято называть «передо
вым отрядом советской фотографии», от них наряду с фотографическим мастерством тре
буется большая подвижность и оперативность. Подходя к оценке их работ по стахановскому движению, следует прежде всего отметить, что
зарождение и первые шаги этого величайшего движения наши фоторепортеры, за самым не
значительным исключением, прозевали (в чем, разумеется, вина не только их, но и руководящих ими редакций). Ряд исторических исход
ных моментов стахановского движения остался незафиксированным. Снимки, сделанные мест
ными фоторепортерами и фотолюбителями, еще до сих пор не собраны и широко не опублико
ваны. Показателен тот факт, что лучший из первых портретов Алексея Стаханова (c от
бойным молотком) появился на обложке № 28 «Огонька» (от 10/Х) без указания автора, также он печатался в дальнейшем в других изданиях.
При значительно большей связи с промышленными центрами, при большем внимании и чуткости к тому, чем и как живут наши заводы и фабрики, колхозы и совхозы, что делает
ся на транспорте, — этого, мягко выражаясь, «упущения» — можно было избежать, и, на основе его, должно сделать самый серьезный урок на будущее.
Московские фоторепортеры впервые и начали фотосъемки виднейших зачинателей и пе
редовиков стахановского движения, только тогда, когда стахановцы приехали в столицу для встречи с руководителями партии и прави
тельства, для подытоживания своих первых, огромных побед. Снимками этих встреч и вручения наград по существу и начинается фотоиллюстрирование стахановского движения.
Л. Бать (бригада Игнатовича, Союзфото)
Орденоносцы шахты «Центрапьная-Ирмино» тт. А. Стаханов
и М. Концедапов в выходной день на съемке.