Д. Шаховский
Кадр из фотоочерка «Красноуральский стахановец П. Киселев».
Д. Шаховский
Красноуральский стахановец П. Киселев.
Каждый снимок, отображающий живой облик тов. Сталина и его ближайших соратников, портреты стахановцев, их радостное об
щение с руководителями партии и страны—это нагляднейший документ эпохи, политическое и историческое значение которого мы, современники, полностью еще далеко не оцениваем. С этой точки зрения каждый, такой хорошо сделанный снимок оказывается достижением советской фотографии и ее представителей, ко
торым была доверена эта работа (тт. Ф. Кислов, М. Калашников, Н. Петров и др. ). Эти снимки представляют ценнейший материал, будучи собраны в комплекты и в виде отдельных, особо выразительных и впечатляющих кадров. К числу именно таких кадров следует отнести сделанные на совещаниях и встречах со стахановцами промышленности и социалистических полей работы тт. Н. Кулешова «Сталин и Молотов», Ф. Кислова «Сталин и Воро
шилов». Б. Игнатовича «Тов. Сталин и Мамлякат».
Из снимков, которыми иллюстрированы стенографические отчеты совещаний и встреч стахановцев, лучшими являются те, которые подчеркивают непосредственность и товарище
скую теплоту общения руководителей страны со стахановцами. В фотографическом отноше
нии они вполне грамотны, в композиционном— построены надежно. В большинстве своем они хороши, но тема их столь значительна, что
обычно хорошее качество уже не удовлетво
ряет, — стахановцев и стахановское совещание
надо снимать сверхотлично. Когда о снимках стахановского совещания некоторые товарищи говорили, что «нужно и можно сделать луч
ше», они были правы. Это доказано хотя бы снимками т. Д. Дебабова, не участвовавшего на фотосъемках совещания стахановцев, но сняв
шего сессию ЦИК СССР в том же самом зале Большого Кремлевского Дворца действительно лучше. Его общая панорама президиума и зала сессии является выдающимся произведением советского фоторепортажа.
Наши фоторепортеры во всех случаях своих неудач или недостаточных успехов на такого рода съемках обычно ссылаются на «объ
ективные причины» —- на фотоаппаратуру, на негативный материал, на слабую работу под
светки и т. д., а успех т. Дебабова на сессии объясняют стойкой — штативом его конструк
ции. Это не оправдания! Основная причина всех бед и огорчений все та же: еще очень плохо владеем техникой, мало инициативы, слабо работает конструкторская и рационали
заторская мысль (в этом отношении стойкаштатив т. Дебабова — его двойная заслуга).
После встреч в Москве, совещаний и вручения наград, многие фоторепортеры отправились вслед за стахановцами и занялись съемкой их в бытовой обстановке с такой энергией и настойчивостью, что жизнь некоторых ста
хановцев и их близких потекла в непрерывном отражении фотографических «атак».
Стахановцы часто упрекают фоторепортеров: «Снимаете много, а снимков что-то нигде не видно». Снимков стахановцы не видят не только потому, что редакции и сами фоторепортеры не считают нужным выполнить долг вежливости и послать стахановцу, у которого отняли немало времени, хотя бы один из сделан
ных снимков, но, главным образом, потому, что фотографировать лучших людей, в совер
шенстве овладевших техникой своего дела, у нас нередко берутся люди, не овладевшие как