А. МаклецовСвадебный кортеж
в результате художественной переработки дает действительно нечто новое.
Широко известна работа замечательного русского реалиста и сатирика в живописи В. Г. Пе
рова (1833—1882) — «Проводы покойника». По тому, как она делалась, можно видеть, как худож
ник изменяет и перерабатывает первоначально
сложившийся образ. Появление этой картины обычно связывалось с поэмой Некрасова «Мороз- Красный нос», где дается следующая композиция:
причем художник полоску на крае неба против обыкновения не окрашивает в яркий тон и этим завершает художественную выразительность картины.
Конечно, совсем иначе работает фотограф. При съемке, например, сегодняшней московской улицы (чтобы добиться полноценной правильной кар
тины) надо терпеливо ждать, выбирать освещение, смотреть — что же перед тобою — случайное, неха
рактерное (извозчик) — отбрось, жди, пока уйдет из кадра; появилось нужное, но не в должном
количестве — жди опять. Наконец, кажется, нашел момент — движение большое, ничего случайного, тянущего назад в прошлое, но... зашло за облако солнце. Не годится опять.
Съемка материала так называемой культурнобытовой тематики легче в том смысле, что людей и вещи можно организовать. Но, для того чтобы их организовать, надо понимать, что же характерно обязательно для этой темы, и что не характерно.
Мы подобрали серию снимков одного из активнейших фоторепортеров периферии тов. Маклецова (Сталинград). На разборе этих снимков мы
хотим вскрыть ошибки, которые делаются изо дня в день десятками товарищей.
Интересную тему о колхозной свадьбе берет в свой объектив тов. Маклецов. Свадьба, судя по текстовкам к снимкам, превратилась в большое событие, была ознаменована участием политотдела МТС, сельсовета, отмечена подарками, торжественным ужином и т. д. Что должен был
А. Маклецов Регистрация молодых в сельсовете
А. Маклецов Колхозная свадьба. Свадебный пир
на возке гроб и двое детей, а рядом с гробом шагает с вожжами в руках мать. Возможно, что
художник и отправлялся от этого образа, но в первоначальном наброске на возке у гроба сидит старик, позади, опираясь на палку, плетется старуха, рядом бежит собака. В окончательном ва
рианте картины мы видим, что художник нашел черту, которую сделал линией единства, связы
вающей все элементы произведения. Художник показал тяжесть, безысходность горя целым рядом приемов. «Савраска» поднимается по диагонали, как бы в гору, спина лошади и ее опущенная голова образуют кривую понурости и согбен
ности. Это движение лошади подчеркнуто склоном пригорка и леса, лежащего справа. Центральная фигура - это женщина, сидящая впереди с опущенными головой и плечами.
Наконец, бесконечность горя усилена тучами,