В постановлении Главного управления кино-фотопромышленности о работе Союзфото, принятом в октябре т. г., совершенно правильно констатируется, что «вследствие невы
полнения Союзфото указаний и требований, вытекающих из апрельского постановления ЦК. художественное и техническое качество его продукции продолжает оставаться не
удовлетворительным. Союзфото не боролось за поднятие фотографии до уровня самостоятельного вида искусства».
В чем смысл этого пункта постановления? Прежде всего в том, что Союзфото за последние два года не сумело сгруппировать вокруг себя лучших советских фотографов, лучших фотохудожников, желающих средствами фотоискусства служить делу социали
стического строительства. Союзфото в своей работе слишком мало ориентировалось на мастера и слишком много рассчитывало на фотолюбителя.
Фотолюбительство крайне необходимо, его нужно всемерно поощрять, им должны быть охвачены все большие и большие массы трудящихся. Оно должно стать серьезным фактором их культурного роста. Но фотолюбительство не может заменить
фотомастерства, не может само по себе стихийно создать советского фотоискусства.
Десятки тысяч фотолюбителей могут и будут бороться за фотомастерство, но только небольшой процент из них станет профессионалами — мастерами фотоискусства. Не всякий, кто пишет в газету заметку или корреспонденцию, тем самым становится профессионалом-журналистом; так и не всякий, кто посылает время от времени свой сни
мок в Союзфото, может считаться фотомастером. Имеются в отдельных случаях весьма удачные снимки и фотолюбителей. Но в целом их продукция ниже продукции мастеров-профессионалов — иначе и быть не может. Вот почему Союзфото поступало неправильно, уделяя в своей продукции непропорционально много места снимкам фото
любителей. Это в значительной степени влияло на низкое художественное качество продукции Союзфото.
Спросите любого нашего фоторедактора, полагается ли посылать в газету или журнал плохую статью или плохую заметку. Он вам ответит, что не полагается. Но тот же фоторедактор нередко выпускает для печати явно художественно (а иногда и темати
чески) негодный снимок. А между тем в «Правде» давно уже совершенно правильно указывалось, что фотоснимок в газете имеет не меньшее значение, чем статья или заметка, а иногда и большее.
Нельзя ориентировать обслуживание печати фотоиллюстрацией по преимуществу на продукцию фотолюбителя. Только лучшее из того, что дает фотолюбитель-фо
токор должно итти в печать, а в основном Союзфото должно выпускать продукцию профессионалов-мастеров. Для этого работа Союзфото должна опираться главным образом на растущую сеть высококвалифицированных фотоработников.
В то же время должен быть поднят на высокий уровень инструктаж фотолюбителей с тем, чтобы лучшие и способнейшие из них могли стать мастерами фотодела.
В связи с необходимостью держать курс на фотомастера чрезвычайно остро встает вопрос о наших фотокадрах. Мы еще очень бедны, и 1935 год должен стать переломным в борьбе за систематическое воспитание квалифицированных фотографов-ма
стеров, т. е. грамотных фотографов-художников. Должны быть созданы определенные центры, которые выпускали бы подобных специалистов.
Мы уже указывали на страницах нашего журнала на ту легкость, с которой у нас возводят иногда весьма среднего фотографа в «сан» фотомастера. Это тоже прини
жает уровень фотоискусства в нашей стране. Нужно твердо усвоить, что от фотохудожника требуется не меньше культуры и знания своего дела, чем от художника любого другого вида искусства. Зна
нием мастера надо удостаивать только таких фотографов, которые действительно этого заслуживают и своими работами поднимают уровень советского фотографического искусства.

за советское

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО