Л. Межеричер

сегодняшний день

советского фотодела

В 1934—1935 гг. советская фотография переживает поворотный момент в своем развитии. Начи
нается период более быстрого, чем до сих пор, подъема.
В связи с этим нам кажется своевременным попытаться сделать обзор советского фотоде
ла в целом, имея в виду все его отрасли, грани и связи в системе советского народного хозяйства и культурного строительства.
Насколько известно, обзор в таком плане н е делался еще никем и ни разу. Мы счи
таем это обстоятельство для себя оправдательным на тот случай, если в нашей работе найдутся про
белы и ошибки (а их на первый раз найдется, вероятно, немало). Но как бы ни была несовершенна первая попытка, она позволит нам с несомненностью установить тот главный органиче
ский порок, который тормозит развитие советской фотографии и от которого советская кинематография, к счастью, уже избавилась 1.
I. Фотодело, как отрасль
К настоящему времени фотография проделала, примерно, столетний путь развития.
Открытый Ньепсом в 30-х годах прошлого столетия процесс был опубликован им в качестве «Пособия в землемерии, инженерном и военном деле». Так незначителен был предполагавшийся круг применения вновь открытой техники.
За прошедшее с того момента столетие фотография развернула свои возможности. Механическая фиксация в плоскостном изо
бражении окружающей человека обстановки стала важным пособием в науке, педагогике, хо
зяйстве. обороне; фотографическое изображение обнаружило свои эстетические свойства и превратилось в орудие массового психологического воз
действия. Фотография таким образом проникла во все сферы идеологической и материальной деятельности людей, раздвинувшись в сложную и диференцированную отрасль.
В советских условиях она все шире становится средством овладения техникой, повышения куль
турного уровня масс, организации масс вокруг за
дач социалистического строительства. Этим ее роль резко отличается от общественной роли фо
тографии в условиях капитализма, где технический прогресс тормозится загниванием экономики, а массы подавляются и расчленяются экономически и морально. Там фотография в прессе («фотоинформация») служит засорению мозгов, а фотолю
бительство — отвлечению от классовой борьбы во имя «невинной забавы» (социал-демократическое фотодвижение).
Однако огромные возможности фотографии в СССР при переходе в действительность стесняют
ся тем, что фотодело как отрасль в целом неорганизовано, не имеет центра. Поэтому на сегодняшний день его общий облик характеризуется целым рядом диспропорций и неправильных зависимостей. Это с полной ясностью выступает при бо
лее подробном рассмотрении отдельных звеньев фотодела (схему диференциации см. в таблице на стр. 20).
1 Редакция просит всех заинтересованных и сведущих товарищей выступить с откликами и поправками по вопросу о сегодняшнем состоянии советского фотодела.
II. Общественно-пропагандистская фотография
Наши газеты и журналы, число которых возросло в громадной степени, все шире применяют фотоиллюстрацию. Это дело пока еще связывается отсталостью полиграфической техники, приведшей к тому, что наша страна, насчитывающая до 6000. печатных газет, не имеет ни одного
фото иллюстрационного массового журнала, каких мы за границей видим тысячи. Но и при теперешнем уровне полиграфии никакая серьезная кампания, никакое значительное собы
тие не могут быть освещены без видного участия фотоснимка.
Центральной организацией по снабжению прессы фотоинформацией является Союзфото (в си
стеме ГУКФ), которое поставляет более крупным газетам снимки, а низовой печати готовые клише. Кроме того большинство газет в центре и обла
стях имеет свои фотооделы и фотокорреспондентскую сеть. Количество фотографов, работающих для прессы профессионально, предположительно можно установить по Союзу в 200—300 чел., работающих побочно (фотокоры) — 1500—2000 чел.
Естественно было бы ожидать, чтобы Союзфото все в большей степени становилось поставщи
ком крупной централизованной информации, а за фотоотделами газет оставалось обслуживание местных и специальных заданий.
На деле получается иначе. Союзфото скверно вооружено технически, кадры его слабы, работа поставлена кустарно; отсюда — продукция плоха, обнаруживая за последний период большое отста
вание от оперативных требований печати. Поэтому наличие Союзфото не разгружает газеты от организации фоторепортажа, требует от них параллельных аппаратов и параллельных затрат, кото
рые иногда достигают громадных сумм. Эти суммы в общем много превышают те вложения, которые могли бы сделать Союзфото крепкой орга
низацией, опорой печати, избавляющей газеты от провинциальной фотокорсети.
Наряду с опубликованием в прессе фотографический снимок идет к читателю в непосредственно размноженном виде: открыткой, фотосерией, витринным материалом и т. д. Такие издания, выполненные не полиграфическим, а фотографическим путем (светокопированием на обычной фото
бумаге), достигают подчас очень больших тиражей. Это — издательская отрасль фотодела.
Крупнейшим издателем фотопродукции является тот же греет Союзфото. Его годовая массовая продукция достигает 500 000 м2 площади, что в переводе на стандартный отпечаток 15 × 24 см дает до 15 млн. отпечатков. Если фотоин
формация Союзфото, слабая по качеству, все же покрывает значительный процент потребности газет, то массовая продукция, начавшая издаваться только в 1931 г., стоит перед перспективой почти беспредельного роста.
Реализация этой продукции составляет;
в июле 1931 г................... 18400 руб. » » 1934 » . . . ................. 613000 »
Главные потребители — массовый организованный читатель, клубы, театры, кино (для фойе), школы, красные уголки, полевые станы колхозов, выставки, низовая сеть партпроса, музеи, партка