АРТЕЗИАНСКИЙ КОЛОДЕЗЬ (Коканд) А. Рушковский Снято в марте, в 2 ч. дня, „Тессаром“ Цейса. Диафр. Ф/8. Экспоз. 1/50 сек.

ОПЫТЫ по СЕНСИТОМЕТРИИ

с. МАКСИМОВИЧ
У каждого фотографа не раз возникало желание проверить чувствительность пластинки или хотя бы сравнить насколько один сорт
пластинок чувствительнее другого. Однако решение этой задачи в условиях работы фото
любителя связано с целым рядом технических трудностей.
Лаборатории, производящие исследования такого рода, должны быть оборудованы особыми
приборами (сенситометрами, денситометрами к рядом других измерительных приборов). Однако большинство таких измерений можно про
вести с помощью очень простых самодельных приспособлений с точностью, вполне достаточной для практических целей.
В чем заключается сущность этих измерений?
В определении зависимости между количеством света, воспринятым светочувствительным материалом, с одной стороны, и полученным при этом потемнением - с другой.
Предполагается, что количество света, вызывающее определенный фотохимический про
цесс, пропорционально интенсивности, вернее говоря, актиничности освещения и его продолжительности. Освещение в свою очередь зависит от силы источника света, от угла падения
лучей и от расстояния до светочувствительной поверхности. Сила света ослабевает обратно пропорционально квадрату расстояния. Это значит, что одна свеча, действовавшая на пластинку на расстоянии одного метра в продолжении одной секунды, вызовет такое же потемнение, как та же свеча на расстоянии 3 метров в продолжении 9 (т. е. 3×3) секунд.
За единицу засветки светочувствительного материала принимается метр-свеча-секунда, т. е. действие одной свечи на расстоянии одно
го метра в продолжении одной секунды. Для нашей цели можно смело пользоваться обык
новенной четвериковой стеариновой свечей, прогоревшей в течение нескольких минут.
Некоторе затруднение представляет не столько некоторая неустойчивость интенсивности света свечи, сколько ее чрезмерность. Освещенность, вызванная свечей-метр-секундой, мо
жет быть для многих испытаний слишком велика.
Существует много способов измерения чувствительности пластинок. Определение по Варнерке, Шейнеру, Эдер-Гехту и некоторые другие основаны на определении порога чувствительности пластинки, т. е. минимального количества света, вызывающего чуть за