плотной его части (листом черной бумаги) и пропечаткой более плотной части в течение 3 секунд.
Рис. 1. Отпечатано нормальна
Увеличивая общую экспозицию для всего негатива до 14 секунд и пропечатав дополнитель
но более плотную часть (верх) до 7 секунд (одновременно оттеняя низ), получается отпе
чаток № 3, носящий уже совершенно другой характер по сравнению с двумя предыдущими.
Безоблачный утренний снимок (№ 1) превращается в вечерний снимок (№ 3).
Вода, как и облака, при фотографировании требует меньшей экспозиции, чем окружающая ее местность, природа. Но поскольку при съемке всегда приходится руководствоваться для определения экспозиции (выдержки) по более темным местам или предметам, то вполне естественно, что вода на негативе будет более
для всего негатива в 5 секунд, затенить менее плотную часть, пропечатывая дополнительно 13 секунд более плотную часть. Результатом такого оттенения получился отпечаток № 6.
Во избежание наличия резких контуров между двумя частями отпечатка, следует между более плотной его частью и менее плотной в
продолжение всей пропечатки черную бумагу обязательно приводить в движение.
Чем дальше этот лист черной бумаги или соответствующая маска отдалены от негатива, тем более правильными и незаметными получаются переходы.
Для негатива 9×12 см достаточно расстоя
ния 5 - 10 см.
Рис. 4. Отпечатано нормально
плотной его частью и потребует большей экспозиции при печатании. Примером могут слу
жить 4, 5, 6 отпечатки. Определив правильную выдержку - 5 секунд (при всех тех же условиях освещения, как и раньше), для левой части получается отпечаток № 4, в котором не
естественно вышла вода. Для исправления необходимо увеличить экспозицию. Доводя та
ковую до 18 секунд, получаем отпечаток № 5, в котором вода вышла хорошо, но зато левая
Съемка в помещении более трудна, чем на воздухе, поскольку освещение снимаемого предмета может быть неравномерное.
При соответствующем оттенении могут быть устранены и ореолы, когда съемка производи
лась на пластинках не противоореольных и против света. Примером может служить сни
мок № 7, в котором вместо лампы и окон белые пятна.
часть отпечатка получилась совершенно темной.
Для получения нормального отпечатка в це
лом, необходимо, сделав общую экспозицию
Рис. 2. Отпечатано с оттенением менее плотной части (низа) .
Рис. 3. Отпечатано с оттенением низа при увеличенной экспозиции
Рис. 5. Отпечатано с увеличенной экспозицией
Рис. 6. Отпечатано с оттенением
менее плотной (левой) части