— «План выпуска пластинок в 1932 году покрывал 54 проц. плана потребности рынка; в 1933 г. выпуск снизился до 26 проц.; в 1934 г. он упал до 14 проц. и в 1935 г. составил около 12 проц. По фотобумаге положение аналогичное; те же показатели составляют соответственно. 44, 34, 17 и 13 процентов».
«Еще 3 — 4 года назад можно было иметь 12 — 15 сортов (поверхность) бумаги. В этом году их делается всего 5 — 7. Заграницей ассортимент фотобумаги состоит из 200 и более сортов».
Обычные оправдания и ссылки на «планирующие и регулирующие органы», здесь, очевидно, не помогут, — статья в «Правде» безукоризненно точ
но указывает корень всех бед советской фотопромышленности: «У советской фотографии нет хозяина».
Советская фотопромышленность росла, как пасынок советской кинематографии, советская фотография в целом оказывалась под присмотром семи нянек — со всеми проистекающими от такого присмотра последствиями.
Наиболее нерадивая из «нянек» (Фотохимтрест ГУКФ) оставляла подавляющее большинство владельцев «Фотокора» и «Арфо» без фотоматериа
лов, а у тех, кому все же доставались пластинки и бумага, отбивала всякую охоту заниматься фотографией — или превращала «творческое удовлетворение», о котором говорится в цитированной выше статье, в своеобразное подвижничество и... горькие слезы большой обиды.
Советской фотографии и, в системе ее, советской фотопромышленности прежде всего нужен хозяин, который отвечал бы перед партией и правитель
ством только за фотографию и, потому, по всей строгости. Эта основная установка статьи, помещенной в «Правде», бесспорно правильная и является исходной для подъема советской фотографии на высоту тех разнообразней
ших задач, которые стоят перед ней в год стахановского движения, в эпоху исключительного подъема социалистической культуры и искусств.
Всесоюзному комитету по делам искусств, созданному по постановлению правительства для руководства всеми видами искусств (и в акте о создании такого комитета сказывается подъем культуры и огромное внимание к куль
туре) предстоит заняться судьбами и делами советской фотографии — тем участком культуры и искусства, который множеством нитей связан со всеми другими, тянется к большому искусству и возможности которого неисчерпаемы.
Пора положить конец исключительному разнобою и кустарщине в руководстве и повседневной работе советской фотографии. Этот разнобой и кустарщина, сплошь да рядом, больно отражаются на развертывании стаха
новского движения на предприятиях фотопромышленности и фотопечати, — стахановцы фабрик фотобумаги и пластинок нередко остаются без сырья, исключительно по нерадивости своих случайных «хозяев», а стахановцы фотопечати оказываются без бумаги или с бумагой такого качества, что опрокидываются все новые нормы, вся программа.
Объединение и организация всех раздробленных и разрозненных производственных звеньев и всех работников советской фотографии под руководством одного цеатра, отвечающего только за фотографию, подымет на фото
графических предприятиях среди всех людей советской фотографии новую
волну стахановского движения, поможет советской фотографии скорее и легче выйти на дорогу творческой и высокопроизводительной работы.
Советская фотография — в долгу перед страной и стахановским движением. Она обязана как можно скорее и лучше вооружить люде йновой социа
листической эпохи — наших стахановцев — таким необходимым вооруже
нием каждого культурного человека, как фотоаппарат, и обеспечить этот фотоаппарат всеми необходимыми материалами. Она обязана поднять на значительно большую высоту такое серьезнейшее оружие пропаганды, как
фотоинформация. Силами своих растущих фотографов-мастеров, советская фотография должна украсить светлый дом своей родины подлинными художественными произведениями большого фотографического искусства.