командиров на отдыхе» в № 10 журнала перекошено настолько неоправданно, что не знаешь, с какой стороны надо смотреть фотогра
фию. Об этом можно только догадаться по местоположению подписи. Получается, как в анекдоте: «Где брошка, там перед».
В упомянутых номерах журнала (кстати имеющих и прекрасные композиционно фотогра
фии, но об этом ниже) помещены две статьи о композиции для начинающих. Основное свойство этих статей в том, что они сводят композицию к сумме приемов и рецептов. Это не
правильно, композиция — средство выражения идеи, поэтому дело не только в равновесии, а в максимальной выразительности фотографии (о чем совершенно правильно говорит редак
ционное замечание). Меня не следует понимать так, что равновесие в. фотографии не нужно, — равновесие нужно, но тогда, когда оно помогает максимально выразительно подать содер
жание. В статье Томаса А. Уилсона сказано: «Особенного внимания требует применение длинных горизонтальных линий, так как они могут вывести глаз из пределов снимка до того, как он успел рассмотреть его. Если уж та
кие линии применяются, то нужно их пересечь вертикальными линиями и таким образом сблизить горизонтальные деления снимка. Блестя
щие фотографии И. Шагина «Танки» и Д. Дебабова «Атака («Советское фото» № 11) сде
ланы без всякого пересечения горизонтальных линий вертикальными, а композиционно они выполнены превосходно в особенности «Танки» И. Шагина. (Пользуюсь случаем, чтобы отметить замечательную по композиционному по
строению фотографию в этом же номере Шайхета «По неприятельскому самолету»).
Композиционные законы и каноны существуют давно и в изобилии. Правил, приемов, и предрассудков по этой части чрезвычайно мно
го. И надо честно заявить, что большинство так называемых композиционных «правил» и
«законов» часто несостоятельно, жизнь заставляет от них отходить.
В моих книгах «Искусство кино» и «Практика кинорежиссуры» приводится пример с пре
словутой теорией местоположения линии горизонта в кинокадре (для фото — то же са
мое). «Полагается», что горизонт должен на
ходиться в верхней трети кадра, а нижние две трети должны быть оставлены для «земногоизображения. В свое время мы с оператором К. Кузнецовым в картине «По закону» засня
ли ряд кадров с горизонтом, расположенным в самом низу кадра, — земля шла узенькой по
лоской, а на фоне неба, в правом углу кадра, вздымалось огромное дерево (фото... ). Большое «пустое» пространство неба над горизонтом и неба слева от дерева являлось не лишним, неиспользованным пространством, а смысловым (кстати, композиционно уравновешивающим и дерево и линию земли).
Представьте себе пейзаж с линией гор на горизонте. Если над горами нависли низкие облака и выше ничего интересного композиционного нет, — горизонт может быть располо
жен по «канонам». А если в небе появились выразительные, интересные для темы, взятой фотографом, облака, — можно смело опускать линию горизонта до тех пор, пока это нужно (фото 1). Законы композиции учат, чтобы на фотографии все было просто, ясно, незапутанно. Излишняя пестрота — недопустима на фо
тографии. И это положение большей частью правильно. Если же смысл темы как раз заключается в передаче пестрого или запутанного узора, тогда смело можно нарушить компо
зицию и снимать так, как это подсказывает задание (фото 2).
Композиция должна служить тому, чтобы лучше, выразительнее, экономнее и яснее раскрыть главное. Выразительность является ре
шающим фактором в работе над композицией. Вот почему «законы», вроде недопустимости параллельных линий, не пересеченных горизонтальной, не всегда состоятельны. А если нуж
но, чтобы были параллельные линии, если весь смысл именно в параллельных линиях, тогда как? Каждое задание, каждая тема требует своей композиции, своего построения. По
строение зависит не от заранее установленных канонов, а от темы, от идеи, от содержания.
Фото 1