С. Евгенов

Украинская выставка фотоискусства

Создание Всесоюзного комитета по делам искусств при Союзном Совнаркоме с первых же дней работы Комитета способствовало жи
вому обмену опытом огромных достижений, которые имеются в области искусств у народов СССР. Новая организация искусств и но
вые, подлинно сталинские методы руководства несомненно поведут искусства советских наро
дов к неслыханному расцвету, к накоплению и созданию богатств, достойных сталинской эпохи. Это уже сказывается на театре, в му
зыке, в живописи, это не может не отразиться и в области фотографии, принятой через систему Комитета при СHK СССР в семью советских искусств.
Надо прямо оказать: если на театре, в музыке и других искусствах уже начат широкий обмен опытом и этот обмен показывает, что до сих пор не только массы, но и деятели ис
кусств советских центров мало представления имели о тех возможностях, которые заложены в искусстве национальных республик, то в области фотографии даже взаимная осведомлен
ность, не говоря уже о широком обмене опытом, еще отсутствует.
Советскую фотографию и в Советском Союзе и за границей до сих пор представляют главным образом московские мастера. И чем дальше, тем больше мы убеждаемся в том, насколько такое представительство ограничен
ное, насколько неотложно необходимо самое широкое выявление и привлечение к «выходу в свет» тех творческих сил фотоискусства, которые уже имеются и з еще большем количе
стве растут в расцветающих центрах наших
национальных республик, в республиканских столицах, в крупнейших краевых и областных городах. Одним из лучших способов выявления таких сил, обобщения их творческого опыта надо признать организацию выставок фотоискусства. И первой пока что такой выстав
кой является «Первая украинская выставка фотоискусства», открытая Украинским управ
лением искусств в Киеве в течение мая-июня текущего года.
Успех этой выставки определяется не только отзывами многочисленных посетителей, — по преимуществу сегодняшних и, несомненно, завтрашних фотолюбителей, — отзывами, написанными в книге посетителей и проникнутыми огромным интересом, большой любовью к фо
тоискусству, но и тем, что выставка привлекла свыше 3000 работ. Из этих 3000 отборочная комиссия .приняла и в крайней тесноте разме
стила в зале украинского Наркомпроса 640 снимков — количество, позволяющее отнести
украинскую выставку к числу весьма солидных.
Около пятисот работ представляли на выставке свыше 120 украинских фотохудожников (преимущественно киевских и /в небольшом количестве харьковских, одесских, нико
лаевских и др.). В выставке приняло участие около 30 москвичей, преимущественно союзфотовцев, что практически способствовало обмену творческим опытом.
Выставка демонстрировала высокую фотографическую культуру в УССР и основные направления в работе украинских фотохудож
ников. Эти направления отличаются от тех, какие мы считаем ведущими в работе москов
ских фотомастеров, — они подготовлены всем предшествующим периодом развития украин
ского фотоискусства, тем влиянием, которое оказывали на него украинские фотожурналы («Фото для всех», «Фото — соцстроительствуи др.), — они в значительной степени объяс
няются той разобщенностью, которая многие годы существовала между украинскими и московскими фотомастерами.
Если москвичи создают свои фотокартины, главным образом, на материале, политически актуальном и заостренном, давая образцы ма
стерства в области фоторепортажа, то среди украинских работ преобладают пейзажи, порт
реты, а художественные снимки, построенные
на фоторепортерском сюжете, занимают и по количеству и по качеству исполнения последнее место.
Украина богата мастерами пейзажа, владеющими при этом самыми сложными и совершенными приемами позитивной печати. На выстав
ке — 16 фотоработников, целиком или почти целиком работающих в области пейзажа. Все остальные также в большей или меньшей мере
отдают дань пейзажу. Есть зрелые мастера и талантливая молодежь, овладевающая искусст
вом показа то солнечного и радостного, то овеянного дымкой легкой грусти пейзажа сво
ей живописной родины. К числу лучших работ на выставке следует отнести пронизанную солнечной /прозрачностью «Речку Стрежень» фо
толюбителя Караханина, столь же радостную «Весну на Днепре» Архипова, вечерний Днепр — Добриловского («На Днепре»), ясные и технически безукоризненные снимки Брызгалина, «Тополи в инее» Диамента. Серия гор
ных снимков С. Шиманского в значительной части также может быть отнесена к образцам украинского мастерства в области пейзажа, хотя снимки Шиманского показывают не Украину, а красоты высокогорного Тянь-Шаня.
Украинцам есть у кого поучиться пейзажу: на выставке представлено несколько замечательных, хотя и очень старых работ такого
большого мастера фотографии, как профессор Н. А. Петров. Его пейзажи «На Днепре», «Холмы под Киевом» и др., исполненные по способу озоброма, своей прозрачностью и просто
той подлинного искусства действительно служат образцами, достойными подражания. На
прасно многие из украинских фотолюбителей, уже достигших значительного технического совершенства, подражают не столько Петрову, сколько Еремину и Андрееву, то-есть тому направлению, в котором советский пейзаж, конечно, не будет развиваться.
Не любить пейзаж мы не мажем, потому что любим свою родину, и нам дорог тот жанр фотоискусства, который показывает подлинное лицо родины, ее то красочную, то суровую, но могучую и богатую природу, ее по-новому расцветающие города, пригороды и села. Жал
кая, одинокая, облупленная хатенка, залитая светом луны в «Лунной ночи» Н. А. Петрова как .нельзя лучше характеризовала дореволю
ционную Украину, но «Одинокое дерево» Гая, мрачное и безобразное, так же мало характе