Открытое письмо профессора Икуо Ояма
		ческого сотрудничества — большого
масштаба с различными странами
мира, в отношения экономического
сотрудничества не ради войны, а ра-
ди мира.

С каждым днем все большее число
японцев начинает понимать, по край-
ней мере с точки зрения. интересов
экономической независимости, безус-
ловную важность торговых отноше-
ний со странами всего Азиатского
материка, в особенности с Китаем и
Советским Союзом, и поэтому прояв-
ляет еще больший интерес к Между-
народному экономическому  совеща-
HHIO.

Уважаемый и. любимый Премьер-
министр Советского Союза „Сталин!

Один из наиболее прямых  резуль-
татов, которые международная Ста-
линская премия и послание Сталина
оказали на японские массы, заклю-
чается в том, что премия и послание
	привили японским массам сознание
интернационализма.
Японский народ, борющийся за
	мир, думает, что сейчас он ни в ко-
ем случае не является более силой,
изолированной на земном шаре, что
он тесно связан с сотнями миллио-
нов миролюбивых людей различных
стран мира и является частью все-
мирного фронта мира, стремящегося
к общей цели. И в этом он нашел
источник неизмеримого вдохновения.
Это эпохальный факт в истории
борьбы японского народа за свое ос-
вобожление.
	Никто не может отрицать того
факта, что с первых своих шагов со-
временное освободительное движение
в Японии и, естественно, боевые мас-
сы, участвовавшие в движении, руко-
водствовались и вдохновлялись исто-
рическим лозунгом: «Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!». Однако
никто не может отрицать ‘и того, что
в то время этот лозунг еше не вы-
зывал полностью осознанного чувст-
ва. В то время боевые массы, когда
они говорили о монополистическом
капитале, имели в виду только кли-
ку финансового капитала своей стра-
ны, как-то: Мицуи, Мицубиси, Ky-
хара, Сумитомо, Окура и т. д.

Для них еше не было полностью
ясно понятие интернационализма.
Они, конечно, с самого начала вери-
ли в конечную победу пролетариата,
однако существовала неясность, ког-
да же наступит это время. Несмотря
на это, они смело боролись за свои
убеждения. Какие большие измене-
ния произошли с того времени!
	Сегодня их враг предстает в виде
крупного монополистического капи-
тала, организованного в междуна-
родном масштабе. Олнако боевые
массы и их друзья, борющиеся про-
тив врагов, стали силой, сотрудни-
чающей в международном масштабе,
и эта сила увеличивается с каждым
днем. Сейчас они понимают это бо-
лее ясно из поздравительных теле-
грамм и посланий, которые присы-
лают рабочие организации мира и
различные другие демократические
организации в связи с междунарол-
ной Сталинской премией и новогод-
ним посланием Сталина.

Этот факт дает возможность мас-
сам сеголняшней Японии, находя-
щимся в числе тех, кто борется за
мир, считать, что день их победы
приближается. Таким образом, они
сейчас могут развивать свою борьв-
бу со светлым чувством, которого
они никогда не испытывали в прош-
лом.

Уважаемый и любимый премьер
Советского Союза Сталин!

Ныне, когда милитаризм и фа-
шизм все более проявляют признаки
возрождения, прогрессивные массы
Японии, отягощенные различными
трудными проблемами, вытекающи-
ми из положений «мирного догово-
ра», начинают особенно решительно
бороться. Все действия в этом на-
правлении все более и более сосре-
доточиваются на борьбе против пе-
ревооружения.

Как говорят, правительственные
расходы на цели, непосредственно
связанные © перевооружением, до-
стигают огромной суммы в 200
млрд. иен, что составляет более 20
пронентов общих государственных
расходов по проекту бюджета. Хотя
одно это должно неизбежно вверг-
нуть народ в страшную нищету, тя-
жесть положения усугубляется еще
и тем обстоятельством, что под пред-
логом законодательных мероприятий
по поддержанию общественного по-
рядка на утверждение парламента
должны быть представлены различ-
ные свирепые репрессивные законы,
направленные на подавление соци-
альных волнений, которые при та-
	одного плана — они играют только
героев. Это сужает их творческий
диапазон, тормозит, задерживает их
рост. Артистов, находящихся в нача-
ле своего творческого пути, нужно
«пробовать» на самом различном дра-
‘‚матургическом материале. Ведь мно-
гие стороны их дарования еще не из-
вестны. А часто бывает так: сыграл
молодой актер роль героя или же
«характерную» ‘роль. и на него ве-
шается ярлык — «герой» или‘ «ха-
рактерный». И в дальнейшем ему
поручаются только. роли, соответству-
ющие этому ярлыку Здесь он про-
верен, здесь меньше риска. И артист
начинает повторяться, прекрашает
рскания.
	Нередко о росте молодых актеров
судят по количеству сыгранных ими
ролей. В театре имени Моссовета
молодые аклеры играют много, ча-
сто получают новые роли, и это,
безусловно, отрадный факт. Хуже то,
что режиссура этого театра иногда
недостаточно серьезно заботится 0
подлинно творческом росте молодых.
Особенно наглядно это заметно, если
сравнить игру актерсв в двух поста-
новках последнего сезона: в спектак-
лях «Честь семьи» (режиссер
Ю. Шмыткин) и «Хитроумная влюб-
ленная» (режиссеры А. Шапс и М:
Турчанович). В первом случае нали-
цо серьезная и вдумчивая работа с
молодыми исполнителями и как ре-

зультат — рождение на сцене теат-
ра живых человеческих характеров.
Во втором случае — ориентировка

исполнителей на эффектные сцени-
ческие положения, без глубокого пси:
	хологического раскрытия комедийных
образов. И в итоге — появление
штампованных, лишенных обществен-
вого звучания ролей-схем.
	боролся против фашизма и за мир,
независимо от его расовой принад-
лежности, национальности, политиче-
ских убеждений и т. п. Поскольку
эта иремия носит такой характер, я
полагаю, что мы должны принять ее
с благодарностью, независимо от то-
го, что она пришла от одной из сто-
рон так называемых двух миров. Эта
премия выражает стремление к миру
и указывает направление, полностью
противоположное провоцированию
войны.

Тот, факт, что премия носит имя
человёка, который в течение многих
лет стоит за возможность мирного
сосуществования двух систем, имеет
особенно важное значение и произ-
водит на нас особенно сильное впе-
чатление.

Разрешите мне добавить несколь-
ко слов к вышеизложенному. Это
связано с посланием Сталина, при-
сланным нам в начале этого года.
Естественно, что послание Сталина
нашло поистине широкий отклик в
народных массах Японии.
	Во-первых, оно было очень демо-
кратично с точки зрения процедуры,
поскольку оно было прислано япон-
скому народу через частное япон-
ское агентство печати. Это агентство,
насколько мне известно, направило
такую же просьбу главам 17 стран
мира, и только премьер Сталин, пред-
ставляя Советский Союз, ответил на
эту просьбу. Это было поистине
неожиданностью для большинства
японского народа, которому внуша-
ли, что Советский Союз будто бы
является наименее демократическим
государством. В этом отношении по-
слание сыграло поистине великую
роль в пробуждении японского на-
рода.

Во-вторых, послание явилось яр-
ким выражением горячей дружбы и
сочувствия народов Советского Со-
юза народу Японии и вдохновило
японский народ в его борьбе за на-
циональную независимость. И не
только это. Послание написано яс-
ными словами, легко понятными каж-
дому, его содержание доходит до
всех людей различных классов и сло-
ев Японии.

Другими словами, послание ясно
указывает путь не только рабочим,
которые смело борются против без-
работицы, низкой заработной платы,
роста цен и понижения жизненного
уровня, и крестьянам, борющимся за
землю и против тяжелых налогов, но
и всему народу, включая интеллиген-
цию, борющемуся за мир и демокра-
тию, национальную независимость и
развитие национальной культуры,
науки и искусства. Никогда в про-
шлом не было такого обращения к
японскому народу из-за границы, ко-
торое выражало бы такое полное по-
нимание основных сопиальных, эко-
номических и политических вопросов,
стоящих перед японским народом.

Другой момент, который произвел
на нас сильное впечатление в связи
с посланием Сталина, это то, что по-
слание, вопреки надеждам некоторых
лиц, которые обычно занимаются
распространением антисоветской кле-
веты, ясно показывает, что оно CO-
вершенно не намерено навязывать
японскому народу какую-либо идео-
логию. Оно написано в мирном тоне,
совершенно противоположном всем
видам провоканий войны, и выра-
жает пожелание японскому народу
приложить еше большие усилия в
борьбе за мир.

На нас произвело впечатление то,
что в послании чувствуется искрен-
ность народа, строящего социализм,
с какой он стремится к миру и го-
рячо желает содействовать благосо-
стоянию всего человечества. Посла-
ние, являющееся выражением TBOP-
ческого и политического ума Сталина,
которому безгранично верят народы
	Советского Союза, произвело боль-
шое впечатление на весь японский
народ. Были даже такие случаи,
	когда ряд газет, известных своей ре-
акционностью, настолько положи-
тельно комментировал послание, что
это явилось для нас неожиданным.

Далее я хочу сказать немного о
том факте, что значительное боль-
птинство японского народа возлагает
действительно большие надежды на
Международное экономическое сове-
щание, которое состоится в Москве
в апреле. Мы испытываем глубокое
чувство благодарности за то, что
приглашения на совещание были по-
сланы также и в Японию. В то же
время мы искренне счастливы, что
Советский Союз после успешного вы-
полнения четырех пятилетних планов
достиг такой степени развития и мо-
жет вступить в отношения экономи-
	ПОСЛЕ ПЕРВОМ РОЛИ
	самому актеру и его воспитателям),
довольно часто встречается в прак-
тике московских тезтров.

Молодая, способная артистка Цент-
рального театра транспорта И. Суда-
кова достойно справилась с труд-
нейшей ролью Любови в пьесе Горь-
кого «Последние». Видавшим этот
спектакль хорошо запомнился образ
несчастной “девушки. В следующем
спектакле -~- «Буря» по В. Ла-
цису — Судакова сыграла Ольгу,
жену прогрессивного латышского
художника  Прамниека, участника
	‘борьбы за освобождение Латвии от
	фашистского режима. В этой роли
трудно было узнать актрису. Образ
Ольги намечен Судаковой лишь в
самых общих чертах. Исполнительни-
ца не подчеркнула индивидуальные
свойства человеческого характера,
которые и создают ощущение жиз-
ненной правды. Видно, как актриса
уходит от трудностей, как в самых
узловых, решающих пунктах разви-
тия образа подменяет ‚она живые
чувства мелодраматическим  «пред-
ставлением». За первой удачей по-
следовало снижение требовательно-
сти, и это затормозило рост актрисы,
привело ее к временному застою.

Не заметен творческий рост и та-
кого интересного актера этого театра,
как А. Толбузин. Он тоже часто
скользит по поверхкости, повторяя
себя. Режиссура мало работает с
ним, не пред’являет к нему  доста-
точно высоких требований, полагая,
вероятно, что природное обаяние и
выгодные внешние данные — артиста
могут заменить глубокое MpCHHKHO-
вение во внутренний мир персонажа.

Такие актеры, как А. Толбузин,
как Г. Карнович-Валуга (театр имени
Ленинского комсомола), как бы по
инерции используются в ролях лишь
	рии у М.
	СТАЛИМУ
	ких условиях можно предвидеть и
которые в будущем неизбежно обо-
стрятся. Таким путем борьба про-
тив перевооружения становится од-
ним из самых больших вопросов для
всех классов и слоев общества.
	Прогрессивные массы, которые ак-
тивно и отважно возглавляют эту
борьбу, отвергают лживые заявления
правящих классов о «перевооруже-
нии для защиты мира». Они повсюду
разоблачают перевооружение как
подготовку к войне и громко. гово-
рят, что мир Может быть достигнут
не подготовкой к войне, а усилиями,
направленными” на сохранение мира.
Они понимают, что для осуществле-
ния мира во всем мире нужно не пе-
ревооружение Японии, а всеобщее
разоружение во всем мире. Они по-
нимают далее простую истину, что в
каждой стране! простые люди ин-
стинктивно стремятся к миру. Они
знают, что различные общественные
системы и режимы могут мирно со-
существовать, и уверены, что кон-
фликты между нациями должны и
‘могут быть разрешены путем искрен-
них переговоров между соответству-
ющими странами. Исходя из этого,
они горячо поддерживают предложе-
ние о заключении Пакта Мира меж-
ду пятью великими державами, выд-
винутое Всемирным Советом Мира.
Они считают, что разрешение вопро-
сов о наказании провокаторов вой-
ны, о запрещении атомной бомбы и
другого оружия массового уничтоже-
ния, о всемирном разоружении и
ограничении вооружений и т. д. дол-
жно быть достигнуто в соответствии
с этой формулой. Тем не менее, не
одни лишь размышления касательно
этих основных принципов побуждают
прогрессивные массы Японии подни-
маться на решительную борьбу про-
тив перевооружения. Нет, причины,
которые заставили их подняться на
борьбу против перевооружения, -за-
ключаются в более конкретном и
очевилном факте происходящего пе-
ревооружения. Это проистекает из
понимання того, что нынешний план
перевооружения Японии направлен
исключительно против стран и наро-
дов Азии. Вооруженные силы и все
военные сооружения, которые созда-
ются в ходе нынешнего процесса пе-
ревооружения, предназначены только
для использования против стран Ази-
атского континента и их народов.
Это должно быть более ясным для
наблюдателей с другого берега моря,
но мы, японцы, тоже не так уж пло-
хо разбираемся, чтобы не видеть
этого с нашего берега. Нет, именно
потому, что мы видим всё очень хо-
рошо, нас бросает в дрожь от одной
лишь мысли об этом. Мы можем
представить, ‘например, следующий
ход событий. Сегодня мы глубоко
встревожены войной в Корее, кото-
рая обратила всю Корею в развали-
ны и принесла неслыханные бедст-
вия всему корейскому народу, иск-
ренне надеемся на скорейший успех
в переговорах о перемирии и готовы
сделать все, что может приблизить
достижение этой цели. Предположим,
однако, что война вопреки нашему
искреннему желанию не. прекратится,
а перерастет в третью мировую вой-
ну. Что же тогда станет с нами?
Одним из предвидимых и неизбеж-
ных последствий будет то, что народ
перевооруженной Японии может сно-
ва начать стрелять в соседние на-
роды — Кореи, Китая и, вероятно,
Советского Союза. Это будет неиз-
бежным, естественным результатом
пакта безопасности, представляюще-
го по своему характеру американо-
японский военный союз. Однако одна
лишь мысль о таком обороте собы-
тий заставляет нас невыносимо стра-
дать.

Мы, японцы, не испытываем сего-
дня ни малейшей вражды к сосед-
ним народам. Не говоря уже о чув-
стве раскаяния за наши прошлые
грехи, совершенные в отношении
этих народов, мы питаем к ним чув-
ство бесконечной глубокой дружбы.
В таком случае’ наиболее подхоля-
щим ответом, который может быть
дан японским народом на незакон-
ное навязывание перевооружения
господствующими классами, должно
быть решительное заявление” о том,
что мы никогда снова не встанем
на безрассудный путь убийства на-
родов Азии. Эта идея уже сегодня
все глубже проникает в японские
народные массы. Мы называем это
клятвой — не’ допустить войны в
Азии. Начинающееся движение за
отказ от воинской повинности, кото-

рое стихийно возникло среди студен-
тов, находит отклик во всей’ стране
среди рабочих и всех трудящихся
	Какую пользу может принести мо-
лодому актеру участие в таком спек-
такле? Никакой. Это прямой путь в
ремесленничеству.
	Репертуар лля молодых  актероз
должен подбираться особенно внима-
тельно. Каждая новая роль должна
открывать новые стороны дарования
артиста, помогать ему расти, а не
тянуть его назад.
	Показателен успех молодого арти-
ста Художественного театра Ю. Ла-
рионова, который нарисовал острый
сатирический портрет профессора
Кругосвеглова 8 спектакле «Плоды
просвещения». Он сыграл этого лже-
ученого, преклоняющегося перед ино-
странными авторитетами, свежо, по-
своему, не повторяя замечательный
образ’ Кругосветлова, созданный в
этом же спектакле таким крупным
мастером, как В. Топорков. Это до-
стижение молодого артиста — ре-
зультат того, что еще на примере
первых, гораздо менее значительных
работ Ларионова ` режиссура сумела
разглядеть индивидуальные черты его
дарования и ‘прежде всего его склон-
ность к сатире. Смело выдвинув мо-
лодого артиста на ответственную
роль, руководство театра помогло ему
развить те свойства, которые впер-
вые проявились у него в крохотной
роли лорда Финикса («Домби и сын»).
Это выдтрижение не было случайным
и потому принесло актеру заслужен-
ный успех.

Работа с молодыми артистами
трудна и хлопотлива. Она требует
многообразия форм. Каждая репети-
пия, каждая встреча с молодым ис-
полнителем в театре должны исполь-
зоваться в целях воспитания и уче-
бы. С помошью наглядных, живых
примеров нужно учить актера более
глубокому применению на практике
гениальных открытий К. С. Стани-
славского Ведь не секрет, что мно-
гие молодые артисты на первых по-
	масс и заслуживает внимания как
выражение вьинеупомянутой идеи. В
будущем это движение, вероятно,
охватит и японских женщин, кото-
рых, естественно, этот вопрос дол-
жен глубоко затрагивать: pasBep-
нется среди женщин, мужья  кото-
рых могут быть взяты на военную
службу; среди матерей, имеющих
сыновей; ареди молодых девушек, у
которых есть возлюбленные. Это дви-
жение сделается и должно стать од-
ним из самых практических и мош-
ных средств для того, чтобы сорвать
те планы, которые правящие классы
пытаются осуществить путем пере-
вооружения.

Уважаемый и любимый премьер
Советского Союза Сталин!

Нечего и говорить о том, что осу-
ществление идеи недопущения вой-
ны в Азии не может быть достигну-
то одними лишь японцами, давшими
клятву не сражаться снова против
какой-либо азиатской нации.

При этом совершенно необходимым
является условие, чтобы народы
Азии дали клятву не убивать друг
друга. Мы твердо верим в возмож-
ность того, что, в конце концов, та-
кая клятва будет дана всеми наро-
дами Азии, ибо мы являемся свиде-
телями одного из наиболее ярких
фактов наших дней — роста cosHa-
тельной солидарности народов Азии.

Поэтому клятва в том, что наро-
ды Азии не будут убивать друг дру-
га на поле боя, должна быть самым
верным путем к достижению давнего
желания всех народов Азии оконча-
тельно освободиться от империали-
стического господства и колониаль-
ной эксплуатации и угнетения. Все
народы Азии необычайно огорчены
также тем, что вопреки истинным
интересам этих народов в ряде стран
сохранились реакционные правитель-
ства, которые поддерживают свое
противоестественное существование с
помошью оружия и денег, получае-
мых извне, и путем всяческих про-
HCKCS.

Тесное сотрудничество всех наро-
дов Азии, отвечающее их естествен-
ному чувству солидарности, абсолют-
но необходимо для решительной
ликвидации такого положения, неже-
лательного для интересов мира во
всем мире. Если иностранные импе-
риалисты будут продолжать безот-
ветственно заявлять, что «азиаты
должны быть использованы для то-
го, чтобы убивать азиатов», что
«кровь белых слишком дорога, что-
бы проливать ев для того, чтобы
  убивать азиатов», и т. п., тогда все
`народы Азии должны будут сказать:
«Азиаты слишком дорожат своей
жизнью, чтобы убивать друг друга».
Разумеется, обешание того, что ази-
аты не будут убивать друг друга,
не означает, что азиаты об’единяют-
ся только между собой с тем, чтобы
сражаться против остального мира
Нет, совсем наоборот. Это означает,
что все народы Азии будут тесно
сотрудничать со всеми миролюбивы-
ми народами мира и, таким обра-
зом, будут итти к достижению проч-
ного мира во всем мире.

Мы испытываем бесконечную гор-
дость и радость в связи с тем, что
занимаем фланг на международном
фронте мира, но в то же время мы
считаем, что мы не будем достаточ-
HO годны для того, чтобы говорить
об установлении мира во всем мире,
если не установим дружественных
отношений с соседними нациями. В
этом смысле мы считаем, что стрем-
ление к осуществлению задачи нело-
пущения войны в Азии является на-
шей ближайшей неотложной зада-
чей, и мы сделаем все возможное
для того, чтобы ориентировать на-
шу борьбу против перевооружения в
этом направлении.

Прогрессивные массы Японии бо-
рются сейчас, мужественно идя по
этому пути к достижению цели
установления мира во всем мире.

Они полны решимости приложить
действенные усилия с тем, чтобы
оправдать замечательные ` боевые
традиции, завещанные многочислен-
ными ‘° жертвами освободительной
борьбы в прошлом, и ответить на
безграничную интернациональную
дружбу, продемонстрированную сот-
нями миллионов миролюбивых лю-
дей, которые протягивают нам руку
дружбы для сотрудничества в деле
построения мира во всем мире.

Я также обещаю итти плечом к
плечу с массами и целиком посвя-
тить делу мира все оставшиеся дни
моей жизни.

Я откровенно рассказал в этих
строках об этой своей решимости и,
может быть, недостаточно выразил
мою безграничную благодарность за

присуждение мне международной
	Сталинской премии мира».
	рах плохо умеют связывать учение
Станиславского с практической дея-
тельностью в театре. Слишком часто
полагаются они на интуицию, . Ha
внешние данные, на обаяние. Закре-
пить знания, полученные в училище,
научить молодежь соединять теорию с
повседневной практикой, быть стро-
гим и требовательным воспитателем
— таков прямой долг режиссера,
работающего с молодыми.
	Малом театре несколько лет
подряд плодотворно работали с мо`
лодежью. Это дало советскому HC-
кусству ряд новых имен. Кто не зна-
ет теперь Н. Афанасьева, ` К. Роек,
И. Ликсо, О. Хорькову и других ар-
тистов младшего поколения прослав-
ленного театра? Но вот уже пять-
	шесть лет, как в числе «молодых»
Малого театра называются только
эти имена А где же новые СИЛЫР
	Как видно, бурный рост новых кад-
ров, имевший место в прошлые годы,

несколько успокоил руководителей
театра, и воспитание свежих сил ве-

дется сейчас менее энергично.
	Ослаблена работа с молодежью и
в драматическом театре имени Ста
ниславского Не так давно это был
молодой театр. Труппа его состояла
из актеров примерно одного возра-
ста. В последние годы театр значи-
тельно вырос. В его репертуаре есть
заслуживающие внимания постанов-
ки; «Три сестры», «Чудаки», «В Ле-
бяжьем». Оформилось, окрепло дарс-
вание таких способных актеров, как
Л. Гриценко, Т. Гурко, Е. Весник,
Б. Левинсон и ряд других. А кто
растет вслед за ними? Новые имена
встречаются на афишах театра ред-
ко.
	Но если к проблеме творческого
роста новых актерских сил в послед-
вее время привлечено широкое вни-
мание общественности, то задача вы-
	лвижения новых режиссерских кад-
	ров еще не решена. На афишах мос-
	ТОКИО, 10. (ТАСС). Журнал
«Кайдзо» спубликовал открытое
письмо профессора Икуо Ояма
товарищу И. В. Сталину. (Японско-
	му профессору Икуо Ояма присуж-
дена Сталинская премия «За укреп-
ление мира между народами» за
1951 год). В письме говорится:

«Уважаемому и любимому Иосифу
Сталину,

Премьер-министру Советского Со-
юза.

Я прошу Вашего разрешения по-
слать Вам сердечное приветствие
через журнал «Кайдзо», с которым
в течение прошедших десятилетий я
имел тесную связь по моей общест-
венной работе, и в’ особенности по
работе в области просвещения. Я
буду очень счастлив, если то, что я
скажу здесь, дойдет теми или ины-
ми путями до Вашего внимания.

Включение меня в список лиц,
получивших международную Сталин-
скую премию мира, хорошо извест-
ную во всем мире, явилось для ме-
	ня большой неожиданностью и
неизмеримой радостью.
Я считал, что это незаслуженная
	честь, и мне было несколько неудоб-
но, что я могу разделить эту вели-
чайшую чёсть с выдающимися сто-
ронниками мира в различных стра-
нах мира.

Однако я еще раз обдумал-этот
вопрос и, поскольку премия была
дана не кому иному, как прогрес-
сивным массам Японии, которые в
течение долгого времени боролись
за участие в великой деятельности
человечества по установлению проч-
	ного мира во всем мире, я, хоро
пю представляя себе возможную
критику моих малых заслуг, поло-
	жительно и © неизмеримой благо-
дарностью принял премию, как пред-
ставитель этих масс.

Как Вы, вероятно, уже знаете,
антивоенное движение в Японии
впервые возникло не в послевоенный
период. Оно имеет довольно давнюю
историю. И, по крайней мере, в го-
ды после первой мировой войны,
когда внезапно усилилось наступле-
ние капитала, антивоенное движение
приняло форму более или менее
массовых действий, хотя это движе-
ние имело место и во время первой
мировой войны. В то время не
только среди рабочих и крестьян, но
и среди студентов и простых тру-
дящихся начали раздаваться голоса
не просто против войны, а против
империалистической войны.

Когда в 1925 году парламент при-
HAN закон о всеобщем избиратель-
ном ‘праве и в следующем  го-
ду начался рост пролетарских пар-
тий, возникло массовое движение
под лозунгами борьбы за полити-
ческую свободу и против империа-
листической войны. Это движение
героически развивалось почти в 06-
щенациональном масштабе, несмот-
ря на свирепые репрессии со сторо-
ны правящих классов. Это была в
буквальном смысле кровавая. борь-
ба, и поэтому, естественно, мы по-
несли многочисленные жертвы.

После возникновения так называе-
мого Маньчжурского инцидента
осенью 1931 года это антивоенное
движение масс подверглось ударам,
было подавлено  господствовавшей
военной кликой и вынуждено было
исчезнуть с поверхности. В этом
смысле это было большим пораже-
нием. Мы, испытывая сильный стыд
за этот горький опыт, полны реши-
мости не допустить больше такого
позора в будущем. Однако. несмотря
на то, что это было поражением,
это был ценный опыт, который мо-
жет рассматриваться как факт боль-
шого исторического значения. А
именно: боевые традиции антивоен-
ного движения были унаследованы
послевоенным массовым движением,
и народ Японии. по крайней мере
в последние несколько лет, участ-
вует в нынешнем движении в заши-
ту мира. развиваемом миролюбивы-
ми народами в различных странах
мира Под руководством Всемирного
Совета Мира, и оказывает давление
на лагерь монополистического капи-
тала, с боевым духом возобновляя
борьбу прежних лет против империа-
листической войны.

Я полагаю, что присуждение
международной (Сталинской премии
Японии означает, что упорная борь-
ба антиимпериалистических Macc
Японии за последние 30 лет получила
международное признание. В этом
смысле получение премии должно
иметь значение для масс и быть осо-
бо отмечено в истории освободитель-
ного движения Японии.

Я понимаю, что международная
Сталинская премия дается тому, кто
	Е ТАК ДАВНО в театре имени

Ленинского комсомола артист
Н Емельянов успешно сыграл за-
главную роль в спектакле «Честь
смолоду». Он убедительно показал,
как Сергей Лагунов, простой дере-
венский парнишка, становится бое-
вым офицером Советской Армии, ум-
ным и умелым  руководителем-боль-
шевиком. Все душевные переживания
Лагунова, сложный процесс ломки и
становления его характера были
переданы актером достаточно после:
довательно, с глубоким проникнове-
нием в психологию героя. Созданный
Емельяновым образ молодого совет-
ского человека привлек внимание.
Хотелось увидеть этого актера в дру:
гой роли, где, возможно, откроются и
новые, еще не знакомые зрителям
грани его дарования.
	Прошло несколько месяцев, и МЫ
увидели Емельянова в новой роли
В спектакле «Сыновья Москвы» он
играет кузнеца автозавода, испанца
Фернандо Эрвареса, выросшего и
воснитавшегося в Советском Союзе.
Удалось ли актеру порадовать зри-
телей этой работой? Нет, не удалось.
Индивидуальные ‘черты характера
Эрвареса не найдены. Просто не ве-
рится. что на сцене тот же испол-
нитель, который так свежо и увлека-
тельно сыграл Сергея Лагунова. Зри-
тели увидели лишь набор заученных
приемов, помогающих наиболее вы-
годной «подаче» внешних данных
актера. Видно, после первой удачи
Емельянов снизил требовательность
к себе, и это немедленно сказалось
на результате его труда.
	Мы не случайно остановились На
этом примере. Снижение — требова-
	тельности, наступающее после пер
вых побед (свойственное подчас и
	В Напиональном театре столицы Словакии — Братиславе состоялась
	He НА СНИМБЬЕ:
ото ЧЕХОПРЕСС.
	премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
	сцена из шестои картины.
		На Международном
экономическом совепгании
	Многие деловые люди, в частности
участники совещания — представи-
тели английских деловых кругов, по-
	лучили по их заявлениям поручения

от ряда английских фирм оформить

OT их имени торговые сделки.
(TACC).
	Как и накануне, участники Меж-
дународного экономического совеща-
ния посвятили вчерашний день пе-
реговорам о заключении торговых
сделок. В здании Дома союзов со-
стоялись многочисленные встречи
представителей делового мира раз-
личных стран.
	События в Порее
СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ  НАРОДНОЙ АРМИИ
	Сегодня зенитная артиллерия На
родной армии и отряды стрелков—
охотников за самолетами сбили в
районе восточного побережья один
истребитель противника.
	ПХЕНЬЯН, 11. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что на
фронтах особых изменений не про-
изошло. у
	К Международной конферениии в зашиту детей
	факты
	Только
	ународная
Междлуна-
	Сегодня в столице Австрии — Бене открывается Международная
	созванная по инициативе
	конференция в защиту детей,
	родной лемократической Федерации женщин. В работе конференции
	WPM YT
	оошщественности различных
	участие представители широкои
	стран мира — ученые, врачи, писатели, юристы, педагоги и матери.
Созыв конференции вызван жизненными интересами народов, стре-
	MAUGIACHW оградить подрастаючцтее
	аными интересами народов, стре-
поколение от угрозы новой миро-
	врачом в районе Пеенендаль, 96,/
процента имеют отклонения от нор-
мального состояния здоровья. Мно-
гие из них больны различными бо-
лезнями.

ж Как сообщает газета «Драпо
py», 30 марта состоялось расши-
ренное заседание Бельгийского ко-
митега защиты летей. Во вступи-
тельной речи профессор  Брюссель-
ского университета Эннебер указал,
что будушее детей находится в
опасности в результате гонки воору-
жений, осуществляемой в капитали-
стических странах. В ‘резолюции,
принятой на заседании, говорится,
что политика подготовки войны, про-
водимая ‘правительством Бельгии,
«лишает страну необходимых срёдств
для удовлетворения насущных нужд
детей».

эк Во всех районах Турции широ-
ко распространены трахома, маля-
рия, туберкулез, сифилис. В Истам-
буле насчитывается 35.000 беспри-
зорных детей, а в Анкаре — 21.000.
В 1951 году в Турции родилось
800.000 детей, но половина из них
умерла. Расходы на здравоохране-
ние в стране составляют менее 4
процентов бюджета, а военные рас-
ходы — 50 процентов бюджета.

ж По сообщению агеятства Теле-
пресс, в Тель-Авиве создан Нанио-
нальный комитет защиты детей, в
состав которого вошли 19 видных
общественных и политических деяте-
лей. В настояшее время физическое
и нравственное состояние детей в
	Израиле находится под серьезной

угрозой вследствие лихорадочных
военных приготовлений, ухудшения
	питания и отвратительных санитар-
ных условий.
	Забота о материнстве
и младенчестве
	в Венгрии
	вой войны. Конференция продлится до Ш апреля.
	% B Соединенных Штатах Аме-
рики военные расходы составляют
более 80 процентов общего бюджета.
Между тем в 1951 году для началь-
ных школ США нехватало 71.886
учителей. В одном из докладов кон-
грессу говорится: «Одна семья из
каждых четырех живет в_лачуге, хи-
жине -или полуразрушенном доме».
В таких условиях живут 10.500 ты-
сяч семей.
	ж Из 12 миллионов итальянских
детей в возрасте до 14 лет 8 милли-
онов нуждаются в медицинской и
социальной помощи, но всего 1,5
миллиона детей получают ее. 40 про-
центов детей остаются неграмотны-
ми. В то время как правительство
тратит сотни миллиардов лир в год
на вооружение, в школах страны
нехватает 70.000 классов, хотя 80.000
учителей не имеют, работы.

*Ж Число больных туберкулезом во
Франции увеличивается ежегодно на
60.000 человек, а на каждую тысячу
людей, умирающих от туберкулеза,
161 — дети. Только в департаменте
Сена 39 процентов из 425.000 детей
нуждаются в постоянном медицин-
ском наблюдении, которого они ли-
шены.

к По сообщению газеты «Эспанья
демократика», издаваемой испански-
ми иммигрантами, «во франкистской
Испании голод, нищета и террор яв-
ляются постоянным уделом народа
и детей трудящихся». 700 тысяч ис-
панских детей, многим из’ которых
едва исполнилось шесть лет, заняты
на непосильных полевых работах.
Огромное количество испанских де-
тей страдает различными болезнями.
Более 75 процентов подростков боль-
ны туберкулезом. Ежегодно в стране
умирают 170.000 детей, причем боль-
шая часть в первые месяцы после
рождения.

ж На состоявшейся в Вене кон-
ференции «Общества детских вра-
чей» известный австрийский детский
врач профессор Орель заявил, что
детская смертность в Вене за про-
шлый год увеличилась в сравнении
с 1949 годом почти вдвое.

% Голландская газета «Де Baap-
хейл» пишет, что из 3.930 детей, ко-
	торые были осмотрены школьным
		БУДАПЕШТ, 12. (ТАСС). Венгер-
ская партия трудящихся и прави-
тельство Венгерской Народной Рес-
публики проявляют большую заботу
o6 охране материнства и младенче-
ства. Пб примеру Советского Союза
в Венгрии создана «широкая сеть
детских яслей, площадок, детских
садов, родильных домов. Только в
истекшем году открыто 56 новых
детских яслей. В Будапеште в про-
шлом году были созданы 7 новых
районных детских яслей, а также
ясли на ряде предприятий. ‚Новые
детские ясли открыты Сталинва-
powe, Дьере, Веспреме и других: го-
родах.. В нынешнем году число мест
в детских яслях возрастет более чем
на 7.000.

В селах открываются сезонные
детские ясли и сады. В прошлом го-
ду во время полевых работ в лет-
ских яслях и садах находилось более
70.000 детей крестьян. Созданы кур-
сы для подготовки работников се-
зонных детских \мчрежлений. В про-
шлом сезоне в курортных местностях
были открыты специальные дома от-
лыха для матерей с детьми. В стра-
не построено много новых ролиль-
ных домов, в том числе в шахтер-
ском городке Комло и в селе Де-
речке; строятся родильные дома в
гороле Туркеве и page лпругих го-
	‘родов и сел. За пятилетку в стране
	булет создано 45 родильных дома в
уездных центрах.
	Против применения
	бактерислогического

сружия
ТЕГЕРАН, 12. (ТАСС). Демокра-
	тическая организация женщин Ирана
опубликовала в газете «Джахане за-
нан» телеграмму, направленную ею
Секретариату ООН, в которой гово-
	рится: «Иранские женщины, испы-
тывая глубокое возмущение, реши-
тельно поотестуют против примене-
	ния бактериологического оружия в
Корее`и Китае. Они требуют, чтобы
виновники этих преступлений были
об’явлены военными преступниками,
преданы суду и наказаны. Они тре-
буют также скорейшего прекращения
	войны в Корее»,
		ковских театров эчень редко можно
прочитать доныне не известную фа-
милию постановщика спектакля. В
различных вариантах, поодиночке и
попарно уже много лет мелькают
одни и те же имена. И, пожалуй,
ви один театр не представляет и^-
ключения. «Молодыми» часто назы-
вают таких режиссеров, как А. Гон-
чаров, Б. Ровенских, Н. Паркалаб,
Ю. Мальковский. Действительно, не
сколько лет назад они были начи-
нающими режиссерами, но сейчас —
это опытные постановщики, создав-

шие уже не один спектакль.
	Отсутствие роста молодых режис-
	серских кадров — серьезный пробел
в жизни каждого театра.
Проходивший в прошлом году
	смотр артистической молодежи пока-
зал, что в каждом столичном театре
таятся богатейшие творческие резер-
вы. Чтобы эти резервы были исполь-
зованы широко и полно, руководите-
	ли театров Москвы должны более
внимательно, с большей принципи-
альной  требовательностью — подхо-
	дить к работе каждого молодого ак-
тера. Нужно добиваться, чтобы каж-
дая новая роль была ступенькой,
поднимающей его вверх. — Одновре-
менно должен быть дан самый ши-
рокий простор для роста’ новых ре-
	жиссеров, которым следует смелее
поручать самостоятельные поста-
HOBKH.

Наш зритель радуется каждой
	удаче артиста. На любовь и .призна-
ние зрителя надо ствечать такими
ролями, жизненная правда и убеж-
дающая сила которых означали бы
неизменный рост молодого таланта.
А залог этого роста — в чутком
внимании, строго индивидуальном
подходе и высокой требовательности
OT) BITHBIX воспитателей к своим BOC:

питанникам.
Ю. Грачевский.