В новых номерах
	журналов
	» BESTA
	Вышел из печати апрельский но-
мер ежемесячного журнала «Звез-
да». Журнал начал печатание по-
вести Владимира Рудного «Гангут-
	цы», посвященной героям Красного

Гангута — морякам Балтийского
флота.
	В номере большой раздел поэзии.
Здесь опубликованы стихи Л. Ус.
	пенского «ШМз срелнеазиатских за-
писей». Н. Кутова — «Мой друг Ко-

рытин» и Те Ги Чена -—= из цикла
«Восстание в Ёсу».
Те Ги Чен — один из крупнейших

поэтов Кореи, дважды лауреат На-
циональной премии, заместитель
	председателя Корейской ассоциации
искусств. В июле прошлого года. во
время варварской — бомбардирозки
Пхеньяна американской авиацией,
Те Ги Чен — воин Народной  ap-
мии — был убит. Стихи переведены
на русский язык Александром Гито-
вичем.

Секретарь редакции многотираж-
ной газеты «Кабельщик», выхоляшей
на одном из старейших предприятий
Ленинграда — заводе «Севкабель»,
И. Килимоз написал‘ очерк «Творцы
волжского кабеля» В разделе «За
	рубежом» печатаются записки А. Сэ-
нина и Р. Славского «Поездка в
Финлянлию», рассказывающие о
	встречах советских артистов с фин-
скими зрителями.

В номере лве статьи, посвяшен-
ные творчеству Вл. Маяковского:
«Поэма Маяковского «Во весь го-
лоб» А. Андреева и «В. В. Маяков-
ский и современная китайская поэ-
зия» В; Петрова.
	СТУДЕНЧЕСКОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Торном институте имени Сталина
работают шесть коллективов  хулдо-

жественной самодеятельности: хор,
духовой оркестр. оркестр народных
инструментов, кружки художествен-
ного слова, хореографический и дра-
матический. Старейший из них хоро-
вой коллектив в минувшем году вы-
ступал в заключительном концерте
всесоюзного смотра художественной
самодеятельности в Большом театре.

Стуленты — участники художест-
венной самодеятельности дают кон-
перты не только в институте. Много
раз с успехом выступали они перед
строителями «Академстроя», рабочи-
ми ряда московских предприятий,
учащимися школ Ленинского района,
 выезжали в колхозы Московской об-
ласти. В дни первомайских  празл-
неств концертная бригада институ-
та будет выступать на площадях
столицы.

На днях в институте начался
смотр художественной самодеятель-
ности. В нем принимает участие око-
ло ста человек.
	Лекции в парткабинете
	МЕ и МГК ВКП(б)
	15 АПРЕЛЯ
	зарубежные отклики
	на ноту Советского
	правительства
	правительствам США,
Великобритании и Франции
с мирном договоре
°С Германией
		- АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ СТОЛИЦЫ
	ЗДАНИЕ ИНСТИТУТА
ИМЕНИ СИЛИФОСОВСНОГО
	H* ОДНУ из самых оживленных московских плошадей — Кол-

хозную — болышим полукругом выходит отличающееся стро-
гестью форм огромное здание Это один из первоклассных памятни-
ков русского классицизма, построенный в 1794—1807 гг. на месте
Старого. литейного двора. Он сооружен по проекту бывшего крепо-
стного, архитектора Елезвоя Семеновича Назарова (1747—1822),
ученика великого русского золчего В. Баженова.
	В проектировании здания принимал участие один из крупней:
ших архитекторов того времени — Кваренги, известный своими за-
мечательными постройками в Петербурге (Ассигнационный банк,
Эрмитажный театр) и в Царском селе (Александровский дворец и
	др.).
	БУХАРЕСТ, 13. (ТАСС). Коммен-
тируя ноту Советского правительства
правительствам. США; Англии и
Франции, орган немецкого антифа-
шистского -комитёта в Румынии ra-
	зета «Нейер Вег» в nepenoBoli статье
пишет*
	Советская нота’ снова демонстри-
рует последовательную политику Со-
ветского правительства по отноше-
нию к Германии, политику, исхоля-
щую из принципа мира и дружбы
между народами. Еще во время вто-
рой мировой войны товарищ Сталин
сказал: «...Гитлеры приходят и ухо-
дят, а народ германский, а государ-
ство германское остается». На этом
основана позиция Советского Союза
по отношению к германскому во-
просу.

Всему миру известно, что именно
американские империалисты ремили-
таризируют Западную — Германию,
превращая ‘ее в военную. ‘базу для
агрессивной войны против Советско-
	го Союза. и стран народной демокра-
тии. ;
	Теперь, когда вследствие агрессив-
ной политики западных держав воз-
росла опасность ‘для Германии, а не-
мецкий народ осознал эту опасность
и все решительнее‹ борется против
нее, особенно необходимо усилить
борьбу за. об’единение Германии:
	Hota Советского ° правительства,
поддерживающая борьбу немецкого
народа за его жизненные интересы,
пишет в заключение газета, воспри-
нята с огромным удовлетворением и
энтузиазмом германским народом
и всем прогрессивным человечеством.
	АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Англий-
ская печать широко Экомментирует
	ноту Советского правительства о мир-
ном договоре с Германией. Газета
«Таймс» в редакционной статье пи-
шет, что нота Советского правитель-
ства от 9 апреля «не ‘предоставляет
западным державам возможности
найти легкий выход из  затрудни-
тельного положения, в` которое их
поставило первоначальное советское
предложение. Небомненная цель, ко-
торую преследует  Советский Союз,
	осуществляя обмен нотами, заклю-
чается в том, чтобы дать немнам
возможность сделать ясный ‘выбор
	между союзом < Западом и обеди-
нением их страны»;
	Газета пытается представить co-
ветские предложения, как «нёприем-
лемыс».
	Однако, истолковывая статью
107-ю Устава Организации Об’еди-
ненных Наций, газета пишет, что
«хотя Советский Союз мог бы до-
пустить комиссию. ООН, он, возмож-
но, имеет право отказаться. Вместо
этого он предлагает,. чтобы ‘наличие
условий, для проведения свободных
выборов в Германии «проверила»
комиссия 4-х держав.
	Теперь нет никакого сомнения в
том, что Советское правительство
хочет вести переговоры по всем во-
просам, касающимся Германии. Од-
нако еще совершенно не разрешено
сомнение — полностью ли оно го-
тово согласиться с любыми ответны-
ми предложениями. по этим вопро-
сам, которые могут разработать за-
падные державы.
	Газеты «Дейли телеграф энд Мор-
нинг пост» и «Ньюс кроникл», из-
вращая смысл статьи 107-й Устава
ООН и отвергая ‘советские. предло-
жения относительно «контроля 4-х
держав, в то же время предлагают
западным державам действовать с
осторожностью, отвечая на советскую
ноту. «Необходимо» осознать, — пи-
шет «Ньюс кроникл»,— что обще-
ственность, особенно’ во Франции и
Германии, проявит. возмущение теми,
кто, по ее мнению; пытается  поме-
шать проведению свободных выбо-
ров».
	Здание предназначалось под Странноприимный дом и было вы-
строено по заказу графа Шереметьева в память о его жене, быв-
шей крепостной актрисе, дочери кузнена Параше` Ковалевой (по
сцене Жемчуговой), с именем которой тесно связан театр в Остан-
	кинском дворце Шерем етьевых.
	Американская рвоенщина прибирает к рукам Италию, создавая там. кру
ские базы. Особое место в планах США занимает порт Неаполь, Услужлив:
правительством де Гаспери.. Этот снимок напечатан во французском журнале
ORDHCE — «Неаполь находится под двойной угрозой: Везувий и американск

ухте».
	там крупные военно-воздушные и мор-
услужливо предоставленный американцам
	«Демокраси нувель». Под ним
	американская эскадра, стоящая на акоре
		Странноприимный дом и подмосковные усадьбы Останкино и
Кусково строили крепостные архитекторы Шереметьевых — Аргу-
	новы, Миронов и Дикушкин.
		0 мемдунаролногя экомогзичееном совещании
	ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАСЕЛАНИЕ
	После перерыва заседание продол-! го
	жалось под председательством Лал-
чанда Хирачанда (Индия). Участни-
ки совешания избрали Комитет со-
действия развитию международной

торговли.
	Лорд Бойд-Орр (Англия) в своей
речи, выразил благодарность Инициа-
тивному комитету й Советскому под-
готовительному комитету за то, что
они сделали для достижения успеха
совещания. Нам, сказал он, были
предоставлены все необходимые ус-
ловия. На этом совещании, подчерк-
нул Бойд-Орр, мы достигли очень
многого. По мнению английской де-
легации, мы заключили важные сдел-
ки, которые приведут к расширению
международной торговли. Эти сдел-
ки, добавил оратор, в моей стране
будут способствовать повышению
или, по меньшей мере, препятство-
вать понижению жизненного уровня.
Оратор характеризует Международ-
ное экономическое совещание, как
историческое событие.
	Затем выступил председатель Гор-
говой палаты СССР Нестеров. «Чис-
ло участников, компетентность и ак-
тивность их в работе совещания, их
интерес ко всем выступлениям, —
говорит он, — все это отражало же-
лание изыскать практические пути
лля расширения международной тор-
Говли.

Различные мнения, высказанные
здесь, в этом зале, позволяют утвер-
ждать что в области экономическо-
	го сотрудничества можно наити мюо-
	На Международной конференции
	в защиту детей
	нием. БВ стране растет движение в
защиту мира и за лучшие жизнен-
ные услозия трудящихся.

Представительница Японии Такако
Мацумото рассказала о страшных
последствиях второй мировой войним.
Тысячи детей погибли, многие оста-
лись без родителей, крова и хлеба.
Ужасы развалин Хиросимы и  Нага-
саки, говорит Мацумото, призывают
нас всеми ‘силами бороться за мир,
против сеёпаратного’ договора с Япо-
нией, являющегося ширмой, за кото-
рой готовится новая война.

В результате военных приготовле-
ний положение детей в Японии не-
прерывно ухудшается. В прошлом
году в стране было продано 300 ты-
сяч детей. Широко применяется труд
малолетних. Далеко не все дети по-
сешают школу, а во время уборки
урожая учится всего 20 проц. детей.
Население почти не получает меди-
цинской помощи. Более 60 проц.
бюджета страны идет на военные
приготовления и содержание амери-
канских оккупационных войск, а на
образование и другие культурные
	нужды расходуется менее одного
процента бюджета. Дети являются
жертвами военных. приготовлений.
	Они не только не имеют возможно-
сти учиться, плохо питаются, не име-
ют одежды и обуви, но их в допол-
нение ко всему этому в принудитель-
ном порядке заставляют давать кровь
для раненных в Корее американских

солдат.
	го точек  соприкоснобБения между
представителями различных стран,
между государствами, независимо от
различия экономических и политиче-
ских систем».

Нестеров пожелал участникам соз
вешания успешной работы в направ-
лении, которое было намечено на
совещании. .

— Мы все благодарим правитель-
ство Советского Союза, — заявил
О. Ланге (Польша), — которое сде-
лало возможным это собрание в сто-
лице своей страны.

Ланге ‘выражает благодарность
Советскому подготовительному коми-
тету, руководителям советской сто-
лицны и ее жителям, «чья  сердеч-
ность встречала нас везде и всюду».

— Подлинное значение нашего со»
вещания, — отмечает оратор, — со-
стоит в том, что оно открыло пер-
спективы на будущее. Оно показало
огромные возможности развития меж-
дународной торговли и международ-
ного экономического сотрудничества
между народами. Совешание пред-
приняло практические шаги для со-
действия такому сотрудничеству. Ос-
новав Комитет содействия развитию
международной торговли, совещание
тем самым создало механизм для
продолжения своей работы.

Затем председательствующий Лал-
чанд Хирачанд, подчеркнув единоду-
шие, с которым были приняты на
совещании документы, об’явил Меж-
дународное экономическое совещание
	закрытым.
(ТАСС)
	Мацумото отмечает, что в Японии
нтирится движение в защиту мира,
против восгитания детей в духе
войны. Так, конференция учителей в
прошлом году единодушно выступила
в поддержку требования о заключе-
нии Пакта Мира между пятью вели:
Кими державами.

Будем же общими силами, сказала
в заключение Мацумото, бороться за
	счастье наших детей! Агрессоры, ру-”
ки прочь от Кореи! Вон американз-.
	ки прочь от Кореи: Вон американ+
ские войска из Японии! Мы привет-
ствуем требования 0 заключении
Пакта Мира межлу пятью великими
державами.

Председательское место занимает
Кан Кэ-тин (Китай). Она предостав-
ляет слово заместителю министра
здравоохранения Румынии Виктору
Димитриу. Димитриу рассказал 06
огромной заботе румынского прави-
тельства о детях. Число детских яс-
лей, например, в этом году по срав-
нению с 1934 г. возросло в шесть
раз, число дошкольных учреждений
по сравнению с 1939 г. увеличилось
втрое, количество начальных школ —
в шесть раз. Пятилетним планом
предусмотрена на повышение куль-
турного уровня трудящихся сумма в
74 миллиарда лей, из них 40 милли-
ардов лей на образование.

Выступает член Сирийского коми-
тета в защиту детей Мона Фуад.
Сирия, сказала Фуад, обладает ог-
ромными богатствами. Однако мил-
лионы трудящихся живут в страшной
нужде. Детская смертность доходит
	до 40 проц. Причина — нищета и
голод. Дифтерия, туберкулез, тиф,
оспа, рахит и другие болезни — по-
	стоянные спутники наших детей. B
стране на 15 селений имеется всего
один врач. Права матери и ребенка
ничем не зашишены. В Сирии широ-
ко распространена продажа детей.
	50 проц. населения страны — негра-
	мотно. Нищета и голод вызываются
прежде всего колоссальными расхо-
дами на подготовку к войне. На воен-
ные приготовления сирийское прави-
	тельство расходует 60 проц. бюд-
жета.
Наш народ, заявила Фуад, решн-
	‘тельно борется против угрозы новой
	войны и проклинает американских
империалистов, применяющих в Ко-
рее бактериологическое оружие.

В прениях выступили также пред-
ставители Англии, Венесуэлы, Фин-
ляндии, Канады, Камеруна, Албании,
Австралии, Италии и других стран.

На’ имя конференции поступили
приветственные телеграммы из мнс-
гих стран мира.
	Ообытия
в Порее
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
НАРОЛНОЙ АРМИИ
	ПХЕНЬЯН, 13. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
соединения корейской Народной ар-
мии совместно ‘с частями китайских
народных добровольцев продолжают
вести оборонительные бои против
американо-английских интервентов и
лисынмановских войск.
	Отовсюду
	* TIO саоБЩЕНИЮ кОорреспонден-
та газеты «Санди таймс» из Мафрака
(Трансиордания), в ближайшее время
в Мафраке будут начаты paGotst no
созданию новой крупной базы анг-
лийских военно-воздушных сил. Счи-
тают, что эта база будет приспособ-
лена к обслуживанию самых тяже-
лых самолетов.

* TASETbI СООБЩАЮТ, что в мае
‚в Греции будет проведен новый судеб-
ный процесс группы коммунистов. Дво-
их обвиняемых будет судить военный
суд по закону № 315 (который преду-
сматривает смертную казнь в. качест-
	ве меры наказания)..
	апреля вечером состоялось за-
ключительное пленарное заседание
Международного экономического со-
вешания.

Заседание открыл Нан Хань-чэнь
(Китайская Народная Республика).

Проф. Добретсбергер (Австрия) от
имени президиума представил на
рассмотрение совещания проект Об-
ращения к Генеральной Ассамблее
Организации Об’единенных Наций,
содержашего предложение созвать в
ближайшее время совешание  прел-
ставителей правительств с участием
деловых кругов, а также профессио-
нальных союзов и других обществен-
ных организаций всех стран — с
целью содействия расширению меж-
дународной торговли.

Проф. Матин-Дафтари (Иран) по
поручению президиума. огласил пред-
ложение о ‘создании Комитета содей-
ствия развитию международной тор-
говли.

Генеральный секретарь Междуна-
родного экономического совещания
Р. Шамбейрон внес на утверждение
пленарного заседания проект коммю-
нике об общих итогах совешания.

Пленарное заседание приняло Об-
рашение к Генеральной Ассамблее
ООН, решение о создании Комитета
содействия развитию международной
торговли и Коммюнике о Междуна-
родном экономическом совешании в
Москве. Сообщение председателя о
единодушном принятии ‚этих доку-
ментов было встречено горячими,
длительными аплодисментами участ-
ников совентания.
	ВЕНА, 14. (ТАСС). Вчера на ве-
чернем заседании Международной
конференции в защиту детей нача-
лись прения по докладам. Председа-
	тельствующий профессор Килборн
(Англия) предоставляет слово г-же
Джонсон (Южно - Африканский
	Союз). Она говорит о крайне тяже-
лом положении коренного населения
ее страны. ‚Более 87 проц. всей зем-
ли в Южно-Африканском Союзе при-
надлежит европейцам и только
13 проц. — африканцам. Коренное
население голодает. Оно не имеет ни-
каких политических прав. В стране
есть закон о регистрации скота, но
нет закона об учете рождаемости и
смертности. И это не удивительно.
Правительству невыгоден учет смерт-
ности, ибо смертность населения
очень высока. Дети плохо питаются,
не получают медицинской помоши.
60 проц. детей коренного населения
не доживает до одного года. В стра-
не свирепствуют кишечные заболева-
ния, туберкулез, менингит и другие
болезни. Большинство детей не
учится.

На трибуне представительнина Кип-
ра г-жа Федра Кайойаки. Местное
население Кипра, говорит она, жесто-
ко угнетается. Дети плохо питаются,
живут в плохих квартирах, не полу-
чают медицинской помощи. Лишь
немногие посещают школу. ‘Власти
заботятся не о благе детей, ао
строительстве аэродромов и казарм.
Но народ не мирится с этим положе-
	Как и в Голипынской больнице Казакова, в центре Страннопри-
имного дома под куполом располагалась церковь, внутреннее поме-
щение которой, украшенное мраморными колоннами, поражало
простотой и величавостью. Над хорами церкви размещались боль-
шие барельефы работы скульптора Гаврилы Замараева.
	Правое крыло здания было занято больницей, левое — бога-
ьней. Флигели во дворе предназначались для администрании
	Общая планировка здания напоминает городские дворцы-усаль-

бы ХУШ века, с парадным двором перед центральным зданием и
боковыми флигелями, выходящими на линию улицы.
	Композинионным центром, об’единяющим все здание, является
его центральная подкупольная часть. Кроме портика с фронтоном
архитектор ввел здесь полукруглую двойную колоннаду, приподня-
тую нап уровнем земли и окруженную полукруглой же лестницей.
Этот оригинальный прием, смело примененный зодчим, еше более
подчеркнул и выявил центр здания По бокам от центра, внутрь
парадного двора, выходят небольшие портики, перекликающиеся с
центральной колоннадой Стены фасада украшены пилястрами.
Торцы здания, выходящие на тротуар, также имеют портики, ко-
лонны которых стоят на высоком поколе.
	Сейчас эта замечательная постройка русского классицизма от-
дана одному из крупнейших лечебных учреждений Москвы — ин-
ституту имени Склифосовского и служит делу охраны здоровья
		Архитектор С. Хан-Магомедов.
	Центральная часть здания научно-исследователь-
	ского института скорой помощи имени Склифосовского.
Фото И. АКУЛЕНКО.
	Нлуб ‘высотного здания МГУ
	морщиков тт. Болотникова и Бори-
сова.

Массивные колонны фойе покры-
лись искусственным мрамором. Из
огромного зрительного зала, в ко-
тором разместится 800 человек, уш-
ли последние штукатуры и лепши-
ки, Зал готов к окончательной от-
делке.

Коллектив строителей клуба на
предмайской вахте добивается боль-
ших трудовых успехов. Бригада сле-
сарей тов. Николаева на пятнадцать
дней раныне срока установила худо-
жественные металлические решетки
и кронштейны на балконах. Стаха-
новцы, руководимые тов Жуковым,
закончили укладку художественного
паркета в круглом вестибюле. Из
дерева разных пород с большим ма-
стерством они выполнили на полу
восьмигранную звезду, ухоляшую
лучами к мраморным колоннам.

Встречая первомайский праздник,
самоотверженно трудятся строители,
отделывающие помещение клубной
части Дворца советской науки.
	Здание клуба Дворца советской
науки примыкает к главному KOp-
пусу университета с юго-западной
стороны. Из его окон открывается
чудесный вид на внутренний двор с
его корпусами физического, химичес-
кого, биолого-почвенного факульте-
тов, института механики.

Закончилась наружная облиновка
стен клуба керамикой и гранитом.
Сейчас все усилия строителей и от-
делочников направлены к тому, что-
бы быстрее закончить внутреннюю
отделку помещений.

В фойе клуба появился большой
транспарант: «Строители, монтаж-
ники, отделочники! Досрочно выпол-
ним почетное задание — сдадим клуб
к 1 Мая!»

Стахановским трудом подкрепля-
ет коллектив свое обязательство.
Напряженная работа кипит во всех
250 помещениях клубного здания.

Две белокаменные лестницы ведут
в фойе зрительного зала. Досрочно и
с высоким качеством закончили их
облицовку молодежные бригады мра-
	ГАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	Херсонщины книга   — это уже человев
	Для пропагандистов кружков по изу-
чению дналектического - и историче-
ского материализма
	О подготовке и проведении итого:
вых занятий в кружках.

Докладчик — А. П. Белкина.

Начало в 18 часов.
	Для руководителей семинаров про-
пагандистов кружков (основного
типа) по изучению «Краткого курса
истории ВКП(б)».

О подготовке и проведении итого-
вых занятий в кружках (основного
истории ВКП(б)».

Докладчик — Н. М. Беляев.

Начало в 18 часов.
	16 АПРЕЛЯ
	Для консультантов и руководителей
семинаров по политэкономии
	Монополистическая стадия капи-
тализма — империализм. Работа
В. И. Ленина «Империализм, как
высшая стадия капитализма» 29-я
лекция.
	Лектор — кандидат экономических
	наук И. И. Шелымагин.
Начало в 19 час 30 мин.
	КНИГИ ЛАУРЕАТОВ С
		ее издание, в которое нужно вкию-
чить и очерки 1951 года.
		переносит читателя к Жигулям, на
Волгу; затем в Заволжье и ‘опять на
Украину, но уже на Полтавщину, а
позднее в Запорожье; в Воронеж-
скую область и в Горки-Ленинские
под Москвой, под Костромуив Мол-
давию, в Чувашию и под’ Влади-
мир... Характерно, что с некоторы-
ми из своих героев автор встречался
в разное время. Так, с председате-
лем колхоза имени Сталина на
Херсонщине Григорием Литовченко
(очерк «Строители мира») он впер-
вые виделся еще до войны, на Все-
союзной сельскохозяйственной вы-
ставке; весной 1949 года ездил В
колхоз; в конце ‘лета снова встре-
тился с Литовченко в Москве, на
Всесоюзной конференции cTOpOHHu-
ков мира. С армейским политработ-
ником Голубевым писателю довелось
беседовать на Букринском плацдар-
ме под Киевом в 1943 году и в Мо-
скве после демобилизации Голубева.
Под Острогожском Полторацкий  бы-
вал в дни войны и в годы послево-
енной сталинской пятилетки, в Про-
хоровке под Белгородом — в 1943
году и четыре года спустя...

В очерках Полторацкого нет внеш-
них красивостей, но простота стиля
отнюдь не означает упрошенчества.
Портрет в ряде случаев удачно вы-
рисовывается через диалог. Речь
волжского бакенщика Мвана Чекано-
ва («Старый бакенщик») совершенно
не похожа, скажем, на речь волж-
ского же колхозника Федора Кад-
никова («Москвич»). ‘

Содержание подсказывает писате-
лю ту или иную форму. Полторан-
кий умеет ее разнообразить. В очер-
ке «Народ, увидевигий свет» он до-
бивается цели сравнением не только
с прошлым, но и с нынешней загра-
	ницей. Люди Чувашии — He-
когда темной, нищей, вымиравшей
области старой России — на повер-
	ку оказываются сознательнее и раз-
витее очень многих австрийцев, с
жизнью которых в годы войны хо-
зяину избы, где идет беседа, дове-
лось познакомиться. Культура ав-
стрийца — зачастую внешняя, с го-
сударственной точки зрения там че-
ловек смотреть на жизнь не при-
учен. А чувашский колхозник, как и
почти каждый советский труженик,
— это уже человек — сознательный,
	рацкого озаглавлен «По ту сторо-
ну». Здесь собраны произведения,
явившиеся результатом поездки пи-
сателя во Францию и Соединенные
Штаты Америки.
	Попадая из СССР в страны капи-
тала, советский человек как бы со-
вершает путешествие назад, в глубь
истории. Но и в этих странах на
каждом шагу можно встретить про-
стых людей, для которых сознание
общественного долга, судьбы родной
страны и мира дороже всего. Вот
одна из миллионов таких людей,
смело идущих за коммунистами, —
честная рабочая женщина Мария
Люмэ. Пренебрегая собственной без-
опасностью, она принесла к мэрии
Обервилье в Париже, откуда вели
бой с гитлеровцами участники дви-
жения Сопротивления, корзинку С
гранатами. Снаряд, выпущенный из
фашистского танка, убил патриотку.
Но на смену отважной Марии Люмэ
растет ее дочь Жанна. Рассказ о
Жанне («Настоящая парижанка»), о
которой взволнованно и просто ска-
зал во время одной из парижских
манифестаций Морис Торез, — один
из лучших среди произведений Пол-
торацкого на зарубежные темы.
	Париж 1946, 1948 и 1949 годов
рельефно запечатлен писателем. Сто-
липу Франции, как и всю страну,
год от года все больше прибирают
к рукам заокеанские оккупанты, и
это также нашло правдивое отраже-
ние в книге. Хорош метко разящий
американских агрессоров и их при-
служников очерк о третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН «В
борьбе за мир».

К сожалению, разоблачению пре-
словутого «американского образа
жизни» посвящен лишь один чрез-
мерно короткий очерк «За океаном».
Достоинство стиля, приобретенное ав-
тором благодаря работе вы газете,
превратилось здесь и в недостаток.
Совершенно очевидно, что это произ-
ведение только выиграло бы, если бы
писатель, готовя сборник, расширил
и дополнил его.

Книжка «В дороге и дома» была

издана в 1950 году и, конечно, уже
разошлась. Настоятельно необходи-
	разбирающийся не только в жизни
СССР, но и в международных BO-
просах.

В очерке «Из глубины России» пи-
сатель останавливает внимание на
фотографиях, которыми украшены
стены избы костромской колхозницы
Прасковьи Малининой. Как много
говорят они! По старым, пожелтев-
шим от времени снимкам без труда
прочтешь несложную историю кре-
стьянской жизни  при- царизме. . Но
вот — фотография организаторов
колхоза. Среди них,и Малинина. Это
1980 год. Дальше ‘Чдут ‘снимки: в
Москве — на Всесоюзной `сельскохо-
зяйственной выставке и в Кремле,
в момент получения ордена Ленина;
на отдыхе в Ессентуках; на партий-
ной конференции и в дни всенарод-
ных выборов, когда колхозная акти-
вистка стала депутатом Верховного
Совета РСФСР. В конце очерка го-
ворится об от’езде’ Малининой в
Москву, на сессию. Заключительные
слова’ содержат единственно напра-
шивающийся вывод: «..смотрите, ка-
кой народ из глубины России-то по-
дымается». .

Очерки «Запорожье» и «Шахтер-
ская слава» повествуют о людях со-
циалистической промышленности. На
заводе. в шахте, как и в колхозе
	или совхозе, писатель знакомит нас
	с людьми, которые как бы уже всту-
пают в коммунизм.

Общеизвестны высокие ‘заработки
советских шахтеров. Но ведь не ра-
ди этих заработков бьет на шахтах
ключом стахановская инициатива. По-

слушайте, что говорит один из знат-
ных людей Подмосковного угольно-

го бассейна Иван Околелов:

— Не в деньгах дело. Честь шах-
терская для нас дорога.

О чести, славе Родины думал и
агроном с Полтавицины Терентий Ан-
дреевич («Элита»), когда, уходя от
гитлеровцев, бросил все свое имуще-
ство, захватив с собой только не-
большой холщевый мешочек с выве-
денными им семенами нового высо-
коурожайного сорта пшеницы.

Да, везде в стране Советов под-
тверждаются крылатые слова Але-
ксея Толстого: «Человек будущего
уже среди нас».

te
	Очерки Виктора
Полторацкого
	ЧЕРК всегда занимал видное ме-

сто в русской художественной
прозе. Пушкин и Тургенев, Лев Тол-
стой и Чехов внесли ценнейший
вклад в развитие этого жанра. Вспом-
ним «Путешествие в Арзрум» и <«За-
писки охотника», «Севастопольские
рассказы» и «Остров Сахалин».
Крупнейшие мастера советской лите-
ратуры, начиная с Горького и Мая-
ковского, Алексея Толстого и Алек-
сандра Серафимовича, Михаила Шо-
лохова и Николая Тихонова, не раз
обращались к очерку и вдохновен-
ной публицистике.
	«Человек будущего, — писал

А. Н. Толстой, — уже среди нас...
Он будет переходом от нашего
героического поколения борцов за
новый мир к тому человеку будуще-
го, который мерещится нам на осво-
божденной земле среди голубых го-
родов коммунизма», О героических
строителях нового, — а новое рож-
дается у нас повседневно, — созда-
ются произведения во всех жанрах,
но естественно, что наиболее быстро
откликаться на важнейшие события
современности можно именно сред-
ствами очерка, публицистики.
	Художественному очерку. принадле-
Жат в стране Советов все права
гражданства. Он по справедливости
считается большой литературой. Луч-
шее тому доказательство — прису-
ждение Сталинских премий за вы-
дающиеся произведения в этом жан-
ре. Назовем хотя бы отмеченные этой
высшей наградой книги Н. Михай-
лова «Над картой Родины» и Мари-
этты Шагинян «Путешествие по Сс-
ветской Армении». В нынешнем году
за книгу очерков «В дороге и дома»
и очерки 1951 года Сталинской пре-
мии удостоен писатель и журналист
Виктор Полторацкий. Его произве-
	дения, публикуемые, главным обра-
зом, на страницах газеты  «Изве-
	стия», давно полюбили советские чи-
татели.

Работа в газете требует от писа-
теля многих ценнейших качеств, KO-
торые прививаются- только  повсе-
дневной практикой. Важнейшие из
них — оперативность, сжатость, яс-
ность, максимальная выразительность
литературного письма, точность, до-
кументальность. Все эти достоинства
в полной мере присущи произведе-
ниям Полторацкого.

У писателя-очеркиста есть право
на художественное обобщение, но у
него, как и у автора документаль-
ного кинофильма, нет права на вы-
мысел. Вот почему многие рассказы
писателя-очеркиста своей  фактиче-
ской достоверностью — напоминают
очерки, а лучшие очерки столь похо-
жи на рассказы. Не случайно Борис
Полевой в авторском предисловии к
также удостоенному Сталинской пре-
мии сборнику рассказов-очерков «Мы
— советские люди» писал: «В этой
книге нет вымысла. Мне не прихо-
дилось искать сюжет, выдумывать
характеры». А в предисловии изда-
тельства «Известий» к книге «В до-
роге и дома» говорится, что очерки
В. Полторацкого представляют несо-
мненный интерес для читателя «как
документальные записи».

Очеркист — разведчик нового. Чем
чаше он ездит, чем разнообразнее
круг людёй, с которыми он встре-
чается. чем больше он видел, тем
больший интерес представляют для
читателя его произведения. Полто-
рацкий знакомит читателя со многи-
ми людьми в самых различных кон-
пах страны, и в образах передовых
из них мы отчетливо видим зримые
черты коммунизма.

Читая произведения, вошедшие в
первый раздел сборника «В дороге
и дома», как бы совершаешь увле-
кательнейшее путешествие по совет-
	ской стране. Из
	Красной нитью в книге Полторац-
кого проходит тема Москвы. О са-
мой Москве писатель, казалось бы,
говорит мало, но роль столицы мо-
гучей социалистической Родины, го-
рода, где живет и работает великий
Сталин, всюду ощущается в очер-
ках.

Костромской колхозник Федор Кал-
ников («Москвич») рассказывает:
«Я, знаете ли, из Бранденбурга де-
мобилизовался. Уже в другой части
служил. Но все равно, встретишь
где-нибудь’ человека, увидишь по
ленточке, что под Москвой был, и
сразу он тебе вроде родственника.

«Москвич? — спросишь. — Москвич
с сорок первого... — На Можай-
ском? — Нет, на Волоколамеком».

Не нашей дивизии, а все-таки моск-
вич...»

В столице Франции на первомай-
ской демонстрации 1946 года среди
многочисленных демонстрантов про-
шла группа юношей и девушек, одз-
тых в костюмы парижских коммуна-
ров 1871 года. «И вдруг коммунары
запели песню. Они пели ее по-фран-
цузски, но это была наша молодая,
звонкая песня:

«Страна моя, Москва моя,
Ты самая любимая...».
	Рассказ в сборнике Полторанкого
соседствует с призывной публици-
стикой. Наличие публицистики зако-
номерно в произведении любого жан-
ра, а тем более — в очерке. Наибо-
лее впечатляющш по силе художест-
венного обобщения и публицистиче-
ской заостренности заключительный
очерк книги—«Звезда». Задушевно
говорится в нем о сердце мира—Мо-
скве, о вожде трудящихся, знаменос-
	це мира во всем   мире товарише
Сталине.
Москва — не только имя пре-
	краснеишего из ‘городов мира, но и
символ. «..Если собрать все самое
хорошее на свете, самое светлое, то
это и будет Москва», — пишет ав-
тор книги «В дороге и дома».

Вот это-то самое светлое ‘вдохно-
венно прославляют очерки Виктора
Полторацкого:
	Бор. ВБолгин.
	Второй раздел сборника В. Полто- ! мо новое, существенно дополненное