МОСКОВСКИЕ ВИЕЧАТЛЕНИЯ
	Моника ФЕЛТОН,
	лауреат международной Сталинской премии мира
		Новая жизнь... Эта фраза опять и
опять звучала в моих ушах, когда я
еще ближе познакомилась с Мо-
сквой во время своего второго посе-
щения столицы, когда я встречалась
с сотнями москвичей, Меня поража-
ло чувство уверенности в будущем;
наблюдавшееся повсюду и создавав-
шее атмосферу, столь отличную от
той, которую я видела в Лондоне,
Париже, Глазго или Франкфурте. И
снова и снова я возвращаюсь к
мысли о том, что это — новый мир,
мир, который советские люди созда-
ют для себя и для будущих поко-
лений.

Особенно остро почувствовала я
этб, когда побывала в одной из мо-
сковских женских школ. В течение
почти двух часов я оживленно бесе-
довала с девочками. Они расспра-
шивали меня об Англии и о Корее,
а я в свою очередь интересовалась
их жизнью и их планами на буду-
щее. Меня поразили их желание
узнать обо всем как можно лучше,
их искренность и правдивость, кото-
рые сквозили в каждом ‘слове. И
что меня еще больше поразило, это
то, что их планы на будущее исхо-
дили не из узко личных интересов,
а из стремления избрать путь, на
котором они’ в качестве врачей,
учителей, архитекторов, инженеров и
ученых смогли бы принести Hale
большую пользу своей родине.

Я вспомнила, как двадцать лет наз
зад известный американский журна-
лист Линкольн Стеффенс сказал о
Советском Союзе: «Я видел будущее
— оно существует». И, разговаривая
с этими улыбающимися, милыми де-
вочками, я почувствовала, что я за-
глядываю далыне в это будущее...

Этим же чувством была я пере
полнена и в день  1 Мая. Чудесный,
веселый и нескончаемый поток лю-
дей, льющийся через Красную пло-
щадь, счастливые люди, танцующие
на улицах, люди, с’ехавшиеся со всех
концов необ’ятного Советского Сою-
за, — все это убеждало меня в том,
что именно они и являются подлин-
ными хозяевами своей страны. Вече-
ром вместе с английскими и амери-
канскими друзьями я снова пошла
на Красную площадь. Царившая во-
круг нас атмосфера дружбы и госте-
приимства, которым славится совет-
ский народ, вселила в нас уверен-
ность в том, что мы являемся не
простыми свидетелями’ этого  боль-
шого торжества, а его участниками.

Побывав в Москве дважды, с не-
большим промежутком в один год,
я была поражена той быстротой, с
которой столица CCCP меняет свой
облик, становясь все величественнее
и прекраснее. Москвичей не удивля-
ют эти темпы, но для меня, как и
для всякого приехавшего с Запада,
именно быстрота и размах строи-
тельства новой Москвы являются
наиболее запоминающимся и волну-
ющим впечатлением. Отлучиться из
Москвы на месяц — это значит по
возвращении увидеть строящиеся но-
вые дороги, новые здания, увидеть,
как высаживают новые деревья и
как сносят старые дома, расчищая
путь всему новому.

..Да, я полюбила Москву, полюби-
ла необычный ритм ее жизни, ее
гостеприимство, ее смелую  поступь
вперед. Меня восхитили ее чудесные
театры и несравненная красота со-
ветского балета. Но болыше всего
мне понравился радушный прием,
оказываемый гостям Москвы. И по-
этому теперь, накануне моего от’ез-
да в Китай, мне приятно сознавать,
что я вернусь в Москву ее верным
другом, который с глубоким волне-
ннем и нежностью будет искать но-
вых перемен в знакомых чертах лю-
	бимого города. .
(Перевод `с английского)
	BY’ РБЫЕ я увидела Москву в

мае прошлого года, когда BMe-
сте с другими делегатами Между-
народной демократической федера-
ции женщин направлялась в Корею.
Конечно, все мы знали, что Hac
ожидает в Москве. Мы видели не-
мало фильмов и фотографий, прочи-
тали много книг о Москве, а неко-
торые из нас даже побывали в со-
ветской столице раньше. И все же
	в тот момент, когда наш самолет
опускался на подмосковный аэро-
дром, мы внезанно почувствовали
себя, как в  сказке, — чувство, кото-
	рое охватывает человека тогда, ког-
да то, о чем он долго мечтал, на-
конец сбывается.

Был погожий весенний день, и зе-
леные листья молодых берез блесте-
ли на солнце. Большой комфорта-
бельный автомобиль мчал нас по
широкой, красивой дороге, и мы
смотрели вокруг < почти „детским
любопытством, как будто бы попали
не в новую страну, а в новый мир.
	Внезапно налево, на горизонте,
возникли величественные силуэты
огромных стальных башен. «Перел
	вами новое здание университета», —
об’яснил наш переводчик и начал
увлекательно рассказывать о его ко-
лоссальных размерах и о том, что
многие молодые строители дворца
науки станут вскоре его студентами.

Наконец, мы в’ехали в город. Про-
езжая мимо громадных жилых до-
мов, мы видели сцены мирной мо-
сковской жизни: женщины накры-
вали на стол, кто-то поливал цветы
на подоконнике, по улицам прохо-
дили люди с портфелями. Наше лю-
бопытство достигло предела. Нам
захотелось выйти из машины, сме-
шаться с толпой, итти ‘и смотреть
на большие, яркие витрины магази-
НОВ. : .

В этот же вечер, хотя мы и очень
устали после долгого путешествия,
четверо из нас вышли из гостини-
цы, чтобы прогуляться по городу.
Прежде всего мы отправились на
Красную площадь. Молча смотрели
мы на величественный — мавзолей
Ленина, на причудливые очертания
кремлевских башен, четко вырисо-
вывавшихся на фоне вечернего не-
ба. Было уже почти одиннадцать
часов, когда мы медленно вышли на
центральную улицу столицы. Мы
были чрезвычайно удивлены, когда
увидели, что двери многих магази-
нов были еще гостеприимно раскры-
ты. В тех странах, откуда мы при-
ехали — Англии, Дании, ° Бельгии,
большинство магазинов закрывается
в то время, когда служашие и ра-
бочие кончают свою работу.

На следующий день мы познако-

мились с работой московских мага-
зинов и позавидовали тому, что жи-
тели столицы имеют все возможно-
сти легко приобрести то, что они
хотят. В болыном  продовольствен-
ном магазине нас поразили царив-
шая повсюду чистота и громадный
выбор самых разнообразных и при-
влекательных продуктов.
. Но больше всего нас поражали
сами москвичи. «Как они, должео
быть, счастливы!», — говорили мы
все время. И это действительно было
так. Мы не могли припомнить вре-
мени, когда вокруг нас было бы
‘столько, улыбающихся лиц, столько
радостных и счастливых людей, ко-
торые всем своим видом говорили,
что жизнь прекрасна.

Мы вошли в метро и долго любо-
вались чудесными подземными двор-
цами, как бы явившимися из сказки.

«Вы знаете, — сказала бельгий-
ская делегатка, — я была в Москве
двадцать лет назад, но то, что я
вижу сейчас, это больше, ‚ чем но-
вое поколение и новые здания, —
это Расцвет новой жизни...»
	Первый смотр немецкого
народного творчества в Берлине
	прогрессивному, демократическому
строю нашей республики. Но поли:
тика западногерманских предателей
нации не имеет за собой ни боль-
шинства народа, ни его согласия.
Немецкий народ — против Бонна.
Он не хочет американсхой колоия-
альной политики, он не хочет Атлан-
тического пакта, он не хочет военно-
го боннского договора, он не хочет
также имперналистической войны.
Немецкий народ, ив особенности его
молодое поколение, хочет обезпечить
себе мирное будущее. Немецкий на-
род стремится к общегерманским вы-
борам, общегерманскому правитэль-
ству и мирному догозору.
Национально-освободительная борь-
ба немецкого народа является за-
конным и открытым ответом наше-
го народа на политику наших вряа-
гов, так как в основе этой борьбы
лежит элементарное празо Hauler
нарсда на ‚единство и мир. Прави-
	тельство Германской Демократяче-
сксй Республики будет делать ‘все
для того, чтобы  поддержагь эту
	борьбу и сделать ее эффективной,
Требованием настоящего момента яв-
ляется об’единение трудящихся Гер-
мании всех политических партий,
всех мировоззрений и вероиспозеда-
ний со всеми. беспартийныма в мош-
ном фронте единства. Требозачием
момента является об’единечие всех
течений напконально-освободительной
борьбы в единый мощный поток с0-
противления, чтобы добиться победы
народа.

Гротеволь подчеркнул в своей ре-
чи, что немцы питают глубохую бла-
годарность к ссветскому народу и
его великому вождю Иосифу Висса-
рионсвичу Сталину.
	Мы можем свободно жить, сказал
далее Грстеволь, так как Созотскай
(.оюз положил в ослову своей полн-
тики в Германии принции уважения
и признгл жизненные праза немец-
кой нации... Яркое доказательство
этой политики дружбы немецкий на-
род видир в нотах Советского пра-
вительства от 10 марта и 9 ап-
реля западным державам. Ослозы
мирного договора с `Германаей, пред-
ложенные советским правительством,
и указанный кемецкому народу мчъ-
ный путь к созданию единого, миро-
любивого, незевисимого и сузеренно-
го государства полноетью  соответ-
ствуют национальным интересам не-
менкого народа. Благодаря помоши
Советского Союза в Восточной Гер-
мании создан прогрессивный, демо-
кратический строй нашей Германской
Демократической Республики как
оплота нанионально-освободитэльной
борьбы, и были достигнуты боль:ине
успехи: в деле нашего строительства.
	‘Благодаря помощи Созетского Союза
	жизнь в нашей республике стапевит-
ся день ото дня прехраснел и бога-
че, и плоды выполнения пятилетнего
плана вырисовываются все ясне».

Смотр немецкого народного творче-
ства, заяврл в захлючение / Гро-
теволь, должен способствовать тому,
чтобы молодое поколение немецкого
нерода могло итти вперед к победе,
за счастливое будущее без капита-
листического угнетения и без импе-
рналистических войн. Мужаественно и
энергично вы прокладываете путь к
социализму, к высшей ступени куль-
туры, помня прекрасные слова рели-
кого поэта Шиллера: «Честь челове-
чества в ваших руках — берегите
ее!».
	вать за время овоей службы в Чер-
коморском флоте последние дости-
жения русских специалистов. По его
инициативе использовались лучшие
отечественкые образцы корабельной
артиллерии, значительно  превосхо-
дившие образцы иностранчой артил-
лерии.

егулярные выходы в море, систе-
матические артиллерийские ‘трени-
ровки и учебные стрельбы, проводив-
шиеся по нахимовскому принципу
«действовать, как на войне», подня-
ли боевую готовность флота, которо-
му предстояло победоносно проявить
себя в начавшейся в 1853 году
Крымской войне
		БЕРЛИН, 5. (ТАСС). Вчера в Бёр-
лине открылся первый смотр немек-
кого народного творчества, в кото-
ром принимают участие победители
смотров художественной  самодея-
тельности из всех земель Германской
Демократической Республики, а так-
же из целого ряда городов Западной
Германии. Смотр немецкого народно-
го творчества продлится до 6 июля.

Торжественное огкрытие перзого
смотра немецкого народного тзорчс-
ства состоялось в берлинском  теат-
ре Фридрнхштадт-паласт.

На торжественном открытии смот-
ра присугствовали президент Герман-
ской Демократической Республикч
Вильгельм Пик, члечзы правительства
Германской Демократической Респу-
блики вс главе с премьеэ-министром
Отто Гротеволем, представители Со-
ветской Контрольной Комиссии в
Германии и дипломатических мис-
сий, аккредитованных при правитель-
стве Германской ‹ Демократической
Республики, многочисленные  пред-
ставители общественности германской
столицы.

В торжественном открытии смотра
немецкого народного творчества нр-
няли участие также члечы советской
делегации, находящейся в Герман-
ской Демократической Республике в
связи с празднованием 5-летия Обще-
ства германс-советской дружбы, и
болыное число участников смотра из
самых различных частей Западчой
Германие.

Собравшихся приветствовал лауре-
ат Национальной премии Гане   Ро-
денберг. Смотр немецкого народного
творчества, заявил он, является РЫ-
ражением любви немецкого народа к
своему отечеству, выражением пооч-
Бой овязи немецкого народа со взз-
мирным лагерем мира и демокра-
гии, выражением любви и уважения
	к великому вождю всего передового
человечества И. В. Сталину.
	Затем выступил премьер-министр
Германской Демократической Pec-
	публики Отто Гротеволь. :
В своей речи Гротезоль отметил,
что проведекие демократических пре-
образований в Германсхой Демокра:
тической Республике обэспечивает
быстрый под’ем материального урэв-
ня жизни трудящихся и тем самым
ведет к всемерному развитию культу-
ры и нскусства немецкого народа.
	В центре внимания нашнх усилий
в области. культуры, продолжал Гро-
теволь, находится борьба за мир,
борьба за национальное единство и
борьба за прогрессивное развитие
Германии. В настоящее время, когда
немецкий народ все рэшитэльнее тре-
бует заключения мирного догозора и
когда народное движение против зоз.
рождающегося немецкжо имнерча-
лизма и против американского импе-
риализма принимает все болыший
размах, необходимо разбудить нацио-
нальное ин патриотическое сознание
трудящихся. В связи с этим народ-
ное искусство приобрегает болыное
значение... Народное искусство имеет
глубокое демократическое и патрно-
тическое содержание, оно исходит от
варода и поэтому может в самом
лучшем и глубоком смысле обра-
щаться к народу, воспитывать и
вдехвовлять его на услешное выпол-
нение великих национальных задач,
возникающих во воемела националь-
ных бедствий. Такое национальное
бедствие переживаем мы в Германии
в настоящее время. Марный путь к
единству Германии находится под
угрезсй. Иод угрозой раскола на де-
сятилетия находится единство немец-
кой нации. Под угрозой находится
мирное строительство нашего отече-
ства, под угрозой находится мирное
будущее всего немецкого народа.
Вся западногерманская мололежь на-
ходится гол угрозой массового иет-
ребления ради интерэсов америкай-
ских и немецких империзлисгоз, под
угрозой находятся общестзечные, эко-
номические и культурные успехи на-
щих трудящихся.

Все наши шаги и предлэжэняя о
создании Общегерманского Учреля-
тельного Совета, о проведении 0Об-
шегерманского Совещания с целью
выработки избирательного закона и
скорейшего заключения мирного до-
говора были отклонены предстазите-
лями беннского государства из-за их
зависимости от американских импе-

риалистов и бешеной ненавлсти к
	ВЫСТУПЛЕНИЕ ОТТО ГРОТЕВОЛЯ.
	СОБЫТИЯ ТТ
	b ROPEF
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
НАРОЛНОЙ АРМИИ
	ИХЕНЬЯН, 4. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня:

Части корейской Народной армии
во взаимодействии с частями китай-
ских народных добровольцев на от.
дельных участках фронта вели бои
местного значения и артиллерийскую
перестрелку.

Сегодня зенитные части Народной
армии и стрелки — охотники за вра-
жескими самолетами сбили четыре
самолета противника, ‘участвовавших
в налетах на районы восточного и за-
падного побережья.
	На строительстве канала
Дунай-— Черное море
	БУХАРЕСТ, 5. (ТАСС). На строн-
тельстве канала  Дунай— Черное мо-
ре увеличилось количество сложных
машин и механизмов, изготовленных
в самой Румынии. Вступил в экс-
плуатацию первый румынский грей-
дер, изготовленный на браильском
мантиностроительном заводе «Про-
гресул». Работая на прицепе трак-
тора, «Сталинец», он. выравнивает
около трех километров дороги, заме-
няя труд 200 человек. На строитель-
стве домов и дебаркадеров успешно
действует созданный в механических
мастерских гор. Меджидия тяжелый
электропортальный кран. Высокую
производительность показывают
бульдозеры, скреперы, серийное про-
изводство которых освоено бухарест-
ским заводом тяжелого машино-
строения имени 23-го августа и бра-
ильским заводом «Прогресул». Элек-
трокомпрессорные — установки на
стройку поставляют коллективы бу-
харестских заводов «Динамо» и име-
ни Матиаса Ракоши.  Воздухоком-
прессорные установки изготовляются
на Решицком металлургическом ком-
бинатё.
	Для соцналистической стройки на
румынских предприятиях выпуска-
ются также вагонетки, суда, бар.
жи и другие транспортные средства.
Газеты отмечают, что первые серьез-
ные успехи румынского машиностро-
ения и других отраслей промышлен-
ности достигнуты в результате по-
стоянной братской помощи “Совет-
ского Союза.
		Рост цен
	AHEBHA HK
	HACK VCCTRB
	< КИНОАППАРАТОМ
В АНТАРКТИКЕ
	НГ становился все сильнее и
сильнее. Водяные валы бросали
маленькое сулно-китобоец, как щеп-
ку. Ураганный ветер не унимался.
Вдали показался скалистый остров,
покрытый вечными льдами. К нему
и устремилось судно. Перед командой
была поставлена задача — привезти с
острова на базу несколько пингвинов
— в подарок москвичам. До берега
оставалась не одна миля. В это вре-
мя на судно была передана радио-
	грамма. Радисты с флагманского Ko- }
	рабля «Слава» поздравляли находя-
щегося на борту китобойца киноопе-
ратора С. Когана с только что полу-
ченным известием о присуждении ему
Сталинской премии. Было это 15 мар-
та 1952 года...
	Миллионы советских зрителей с
большим интересом смотрели цветную
документальную картину «Советские
китабои» — о походе в Антарктику
китобойной флотилии «Слава». Про-
сто и вместе с тем выразительно в
фильме было рассказано о храбро-
сти и мужестве советских моряков,
об их трудовых буднях, о суровой
природе Антарктики. Картина ма-
стерски была снята оператором Цен-
тральной студии документальных
фильмов С. Коганом. В течение семи}
месяцев вел он своеобразный кино-
дневник китобойной флотилии. В са-
мых различных условиях приходилось
производить ему с емки. Порой шторм
достигал 12 баллов. Рядом с гарпу-
нером в течение нескольких часов
в: ожидании добычи стаял. оператор.
С каждым днем кинодневник попол-
нялся новыми интереснейшими кадра-
ми. В результате большой. работы
и был создан фильм «Советские кито-
бои», отмеченный Сталинской преми-
ek. ,

Первый рейс оператор  совер-
шил в‘ 1946—1947 гг, сняв тогда

картину «За китами в Антарктику».
Затем он плавал в пятом походе фло-

тилии. И несколько дней назад вер-
нулся в Москву из шестого рейса.
	рейс этот начался осенью прошлого
тода. Отправляясь из Одессы, совет-
ские китобои об’явили свой новый
поход в Антарктику сталинским рей-
сом мира. Проливы Босфор и Дарда-
неллы, Мраморное, Эгейское, Среди-
земное моря, просторы Атлантическо-
го океана, берега Африки, порт Кейп-
таун. Отсюда флотилия, пополнив за-
	пасы пресной воды, овощей и фрук-
тов, отправилась в район китобойного
промысла, находящегося в Ачтарк-
тике между 50 и 70 градусами юж-
	ной широты. Позади — путь в
тысяч миль. В труднейших ледовых
условиях, при бесконечных штормах
шел промысел. На `иестнаднати ко-

раблях флотилии

самсстверженно
вахту мира.

а 3:1 Nee $

советские моряки
несли сталянокую
	Находившийся среди китобоев ки-
носператор вел различные с’емкя.
Он снимал грозные штормы, нео-
бычайной красоты восходы солнца,
бесконечные ледяные поля, айсберги.
На пленку запечатлевалась интерес-
нейшая фауна Антрактики — киты,
альбатросы, капские голуби, пингви-
ны и т. д. В дружном, спаянном кол-
лективе советских моряков в течение
многих месяцев работал в Антаркти-
ке кинооператор.

Советским кинодокументалистам
приходится снкмать в самых раз-
личных условвях. Много интересней-
ших о кинокадров было снято
и С. Коганом. Он первым из совет-
ских кинооператоров вместе с И. Бе-
ляковым поднялся на вершину Эльб-
руса. Им были запечатлены и за
тяжные прыжки советских парашю-
тистов. Эти с’емки производились с
выюоты 5 тысяч метров из кабины
стратостата. В дни войны с белофнн-

нами С. Коган с десантом морской
пехоты принимал участие во взятии
	острова Гогланд на Балтике. Он при-
сутствовал при штурме линии Ман-
	нергеима и взятии Выборга. Вместе с
	нпарламентерами оператор вошел в го-
род. За участие в семках фильма
«Линия Маннергейма» С. Когану бы-
ла присуждена Сталинская премия.
	В дни Великой Отечественной
войны оператора можно было ви-
деть ка Южном, Закавказском, 3-м
и 4-м Украннских Фронтах. Его кино-
аппарат запечатлевал эпизоды, свя-
занные с обороной Одессы, бои на
Главном Кавказском хребте, смелые

рейды донских казаков под Мелито-
полем.
	Бместе со всем коллективом совет-
ских кинодокументалистов С. Коган
участвует сейчас в большой творче-
	ской работе, запечатлевая мирный,
созидательный труд советских лю-
дей.
	НА СНИМКЕ: оператор С. КОГАН
на с’емках в Антарктике.
					во Сранции
	ПАРИЖ, 5. (ТАСС). Как сообща-
ет парижская печать, за последние
дни в Париже резко возросли цены
на овощи и фрукты. По признанию
ряда буржуазных газет, овоши и
‘фрукты за последние дни подорожа-
ли в среднем на 100 проц.
	Параллельно с ростом цен во
Франции продолжается инфляция.
Газета «Комба» пишет, что за пос-
леднюю неделю июня количество на-
 ходящихся в обращении бумажных
  денег увеличилось на 25 млрд.
	‚ франков.
	Успехи ансамбля «Березка» в Берлине
	ских исполнителей, опубликовала
большую статью с Восторженным
отзывом о выступлении ансамбля в
немецкой государственной опере. Га-
зета поместила также снимки участ-
ников выступления.

Газета подчеркивает жизнерадост-
ность, простоту и вместе с тем тон-
чайшее мастерство исполнения на-
родных песен и танцев артистами
ансамбля.
	БЕРЛИН, 5. (ТАСС). Гостящий в
Берлине Государствевный ансамбль
народного танца СССР «Березка»,
прибывииий сюда на празднование
5-летия Общества германо-советской
дружбы, пользуется среди населения
столицы Германской Демократичес-
кой Республики болышим успехом.
	Газета «Нейес Дейчланд», отра-
жая восхищение берлинских зрите-
лей блестящим. мастерством COBET-
	Нонцерты в Зеленом театре
	В течение. четырех дней — 9, 10,
12 и 13 июля — Мосгосэстрада уст-
раивает в Зеленом театре Централь-
ного парка культуры и отдыха име-
ни Горького болышие концерты. В
	них принимают участие государ-
ственные коллективы страны, арти-
сты эстралы Москвы, Украины и
Узбекистана.
	Перед зрителями выступят Tocy-
дарственный украинский народный
хор под художественным руковод-
ством Г. Веревки, народная артист-
ка Узбекской ССР Тамара Ханум и
инструментальный ансамбль, масте-
ра эстрады Москвы. Конферансье и
исполнители интермедий — украин-
ские артисты лауреат Сталинской
премии Ю. Тимошенко и Е. Березин.
	ть тт a gOPPA SIGE aaes rapport
	народа была беззременная смерть
выдающегося боевого‘ адмирала —
героя Назарина, славного победите-
ля при Синопе, несгабаемого  за-
щитника Севастополя. — Сраженный
вражеской пулей на Корниловском
бастионе Малахова кургана у само-
го переднего края обороны, Нахимов
	умер как верный сын Родины на
боевом посту.
Героическая оборона’ Севастополя
	продолжалась. Образ бесстрашного

вогна, великого сына рузскоге наээ-
да, боевого адмирала, ставшего наци-
ональным героем, звалак Победе.
Защитники Севастополя, отвлекая
на себя огромные вражеские силы,
не пропустили противника в глубь
России.
*
	Все величие Павла Степазозича
Нахимова, обогатившего ‘своей дея-
тельностью русское воечное и возЕ-
но-морское искусство и принесчтего
немеркнушие победы русскому фло-
	‚ту, по достоинству оизчено я в
	годы советской власти.  Советекчи
народ, высоко чтя и ценя славные
бсетые дела своих зеликях пред-
ков; сохранил благодарную памать
о выдающемся флотоводце П. С. Нз-
химове. Указом Президиума Верхов-
retro Совета СССР учрежден ордзя
Нахимова 1-й и 2-й степени, которым
награждаются отличизшиеся в бою
морские офицеры за умелое руко-
водство боевыми дейстзиями. Учрож-
nena также медаль Нахимова для
награждения отличившчхея в бою
старшин и матросоз.

В созданных по решению созетско-
го правительства нахимовских учи-
лишах воспитываются молодые кад-
ры будущих офицеров флота.

Советские военные моряки не толь-
ко восприняли, но и развили все
ценное из вековых традиций русско-
го флота и в ожесточенных боях с
врагами социалистической Родины
вписали новые страницы в славную
летопись русской морской славы.

Образ Нахимова близок и дорог
всему нашему народу, горячо любя-
шему Советскую Армию и Советский
Флет.
	Г. Терновскии,
Герой Советского Союза, капи-
тан 2-го ранга.
	лей и несколько транспортов. Спасся
только один корабль, командир ко-
торого англичанин Слэд бросил ту-
рок в самый критический момент и
позорно бежал в Константинополь,
принеся туда весть о гибели турец-
кой эскадры. Турки потеряли уби-
тыми более трех тысяч человек.
Многие были взяты в плен, в том
числе командующий эскадрой Осман-
паша и несколько командиров ко-
раблей. Русские ‹ потеряли в. этом
бою всего 38 человек убитыми и 235

— ранеными.
Это была замечательная победа

над превосходящими силами против-
ника. ?

Боевой соратник и друг Нахимова
адмирал Корнилов писал о Синоп-
ской победе: «Битва слазная, выше
Чесмы и Наварина... Ура, Нахимов!
М. П. Лазарев радузтся сзоему уче-
нику!» Е

Так рушились расчеты англичан и
французов, замышлявших занять рус-
ские территории руками Турции.
Тогда мошный об’едянэчный англо-
фравцузский флот устоемилея про-
тив главной русской базы — Сэва-
стополя.

Велкколепно ‘понимая все страте-
гическое значение ‚ Сэзастополя и
важность его оборокы, Нахимов 3
февраля 1855 года в’ докладной за-
писке на имя главнокомандующего
князя А. С. Меньшикова, писал, что
«..нам остается одно будущее, кото-
рое может существовать только с
Севастополем; враги наши знают це-
ну этому пункту и употребляют все
усилия, чтобы завладеть им». Нахи-
мов придал невидачеый до того в
истории активный характер сева-
стопольской обороне, не дав во мно-
го раз превосходящим морским и су-
хопуткым силам противчика выпол-
H¥Tb поставленную перед ними за-
дачу.

Организовав кругозую глубоко
этелонированную оборону Севасто-
поля, Нахимор умело коотдинирозал
действия сухопутных и морских ча-
стей. Чем сильнее и ожесточеннее
был натиск противника, тем крепче
и неприступнее становилась оборона,
возглавляемая Нахимозым.

Невыразимо тяжелой утратой для
русского флота, для всего русского
	Вылаюнтийся русский флотоводеп
	o>
К 150-летию со дня
	рождения адмирала
П. С. Нахимова
		ского адмирала лорда Пельсона. Его
авторитет преднамеренно раздувался
англичанами в целях сохранения пре-
стижа английского флота, скрытия
полного провала хваленой английской
морсксй политики в войне против
Франции в период Французской ре-
BOJHIOULH.
	Глубоко уверенный в творческих
способностях и силе своего народа,
Нахимов указывал, что пренебреже-
ние славным боевым прошлым сво-
их соотечественников и увлечение
иностранными взглядами На подго-
товку Флота «для нашей службы
чистая гибель...» Хорошо понимая
	всю порочность тактики английского

т к
	военного флота,’’Нахимов не терпел
поклонников иностранщины, которые,
по его словам, «своим пренебрегают,
чужому завидуют и своих выгод со-
всем не понимают».
	Командирские способности Павла
Слепавсвича Нахимоза проявились
особенно ярко, когда он, произведен-
ный 13 сентября 1345 года в контр-
здмиралы, был последовательно
командиром бригады, затем дивизии
	‚и, навсьеш всей эскадры Черномор:
	ского флота.
	с вся наша страна отмеча-
ет 150-летие со дня рождения ве-
ликого сына русского народа, выдаю-
щегося новатора-флотоводца, адмира-
ла Павла Степановича Нахимова.
Морское дело ‘увлекло Нахимова
е юных лет. С жадностью слушал он
рассказы о героических подвигах
русских моряков: при Гангуте и
	Тренгаме, о морских победах Ушако-  но управлял
ва. Жизненный путь был Ви парусами
	3 мая 1815 года, когда. Нахимову ми-
нуло 13 лет, он был зачислен в Мор-
ской кадетский корпус, и через три
года блестяше окончил его, получив
	звание мичмана.
	но управлял артиллерийским огнем
‚и парусами в самых сложных усло-
виях.

Немало славных подвигов  совер-
шил Нахимов,  комаедуя во время
русско-турецкой войны 1828—1829 rr.
корветом «Наварин». “

В 1834 году, будучи уже капята-
ном 2-го ранга, Нахимов получил
назначение на новостроящийся ли-
нейный ‘корабль «Силизтряя», сделав
его виеследствии образловым кораб-
лем ЧерЕоморскогое флота.

Имя Нахимова станозилось самым
популярным во флоте. Крепкой сол-
латской любовью любили своего
командира матросы, видя в нем споа-
ведливого начальника, чугкого вос-
питателя и требовательного коман-
arpa. В годы жестокого  николаев-
ского палочного режима и парадной
муштры Павел Степанозич Нахимов
— ревностный поборчик всего перз-
довото и лучшего, что было создано
его кародом, призывал к уважению
челсвеческого достоинства матрозоз
«Пера нам перестать считать себя
‘помещиками, — указывал он офи-
церам, — а матросов крэпостными
людьми. Матрос есть главный двя-
гатель на военном корабле.. Вот ко-
го нужно возвышать, учять, возбуж-
дать в них смелость, геройство... Вот
это-то воспитание и составляет ое-
новную задачу кашей жизни, вот
‘чему я посвятил себя, для чего тру-
жусь неусыпно и, вндчмо, достигаю
своей цели: матросы любят и пюнч-
мают мекя. Я этой привязанностью
дорожу болыше, чем отзызом кахих-
нибудь чванных дворянчиков-с».

В гервой половине поошлого сто-
летия во всех капчталистическах
странах в особый культ возводилась

флстоводческая деятельчость англий-   химов сумел
	Ii С. НАХИМОВ.
	Огромное влияние на формирова-
ние мировоззрения будущего флото-
водпа — горячего патриота Родины,
непоколебимо уверенного в творче-
ских способностях и силе русского
народа, оказали революционные
взгляды моряков-декабристов.
	Морскую выучку Нахимов получил
У Михаила Петровича Лазарева —
выдаюшегося русского флотоводца,
создателя прогрессивной «черномор-
ской школы» воспитания русских мо-
ряков в духе продолжения лучших
боевых традиций отечественного фло-
та. Всю свою жизнь Нахимов с бла-
годарностью отзывался о своем вос-
питателе. На поздравления с бое-
вым успехом он каждый раз с при-
сущей ему скромностью отвечал:
«Михаил Петрович Лазарев — вот
кто сделал все-с».

В 18322 голу под командованием
М. П. Лазарева Нахимов  отпра-
вился в трехлетнее кругосветное
плавание на фрегате «Крейсер». За-
тем он продолжает службу вместе
со своим командиром о на линейном
корабле «Азов».

Первое боевое крешевие лейтенант
Нахимов получил в Наваринском
сражении 8 октября 1827 годя Про-
явленные им мужество и хладнокро-
ве заслужили высокую оценку ску-
foro Ha похвалы командира. М. IT.
	Лазарев отметил, что молодой, но
спьтвый лейтенант Нахимов отлич-
	лийского советника Слэда вошел в
Черное море с целью оказания по-
мощи своим сухопутным войскам на
юге Кавказа.

В этих условиях Нахимов предла-
гает и блестяще осуществляет рашч-
тельный план уничтожения турецко-
го флота. Он следовал сузоровскому
принципу — бить врагов не числом,
а умением, ушаковекому девизу, гла-
сившему, что «врагов бъют, а He CHH-
тают». Обнаружив 11 ноября 1858
года на Синопском рейде презосхо-
дящие силы турецких кораблей, На-
химов сразу установил закрытую
блокаду Синопа с моря, а затем, от-
лично используя превосходство рус-
ских бомбических пушек, в артил-
лерийском бою 18 ноября уничтожил
весь турецкий флот.

Нахимов, не терпя шаблона и ру-
тины, царивиях в иностранных фло-
тах, всегла развивал и поощрял сме-
лую в разумную инициативу в 6010,

Все предварительные наставления
при переменивигихся обстоятельствах
могут затруднить командира, знаю-
шего свое дело, — ичжсал он в при-
казе накануне Синопского боя, — и
потому я предоставляю каждому со-
вершенно независимо действовать по
усмотрению своему, но непременно
исполнить свой долг».

Не потеряв в бою ни одного ко-
рабля, русские моряки под руковод-
ством Нахимова пустили на дно
	Синопской бухты 11 турецких кораб-
	Нахимов был флотоводцем-новато-
pom, Верный принципам  полковод-
ческого мастерства Суворова и фло-
товсдческого искусства Ушакова, он
развил все лучшее, что было созда-
но в ‘русском флоте его пред:иест-
векниками. Вместе с тсм Нахямов
внес много нового в русское военное
и военно-морское искусство, `доказав
на деле их явное превосходство нал
иностранным военным искусством.

Экономическая отсталость страны
и преступно бюрократическая  дея-
тельность морского министерства бы-
ли главным тормозом создания нан-
более совершенного военно-морского
флота. Находившиеся в строю кораб-
ли во многом отстали по своим тех-
ническим данным от иностранных.
Постройка новых кораблей задержи-
вагась правительством.

Но и в этих трудных услозиях На-
химов сумел мастерски использо-
	Во время Крымской войны во всей
полноте развернулись выдающиеся
способности Нахимова как команди-
ра и флотоводна. Он предвидел, что
Англия и Франция будут стремиться
захватить Кавказ с помощью  турец-
ких войск и снабжаемых англичана-
ми националистических банд Шами-
ля. Переброска армии ‘противника К
Кавказскому побережью могла быть
осуществлена скорее всего флотом.
Нахимов понимал, что если это не
удастся сделать туркам, то это сде-
лает англо-французский флот, вве-
денный в Мраморное море.
	Предвидения Нахимова сбылизь—
турецкий флот под командой турел-
кого адмирала Осман-паши и анг-