Сплам войны противопоставить
грандиозное развитие сил мира!
	Заявление председателя МЛФЖ Эжени Коттон
	БЕРЛИН, 10. (ТАСС). Председа-
тель Международной  демократиче-
ской федерации женщин вице-пред-
седатель Бюро Всемирного Совета
Мира Эжени Коттон сделала заяв-
ление по поводу решения Чрезвы-
чайной сессин Всемирного Совета
Мира:

«Чрезвычайная сессия Всемирного
Совета Мира, проходившая с 1 по
6 июля в Берлине, приняла очень
важное решение, а именно — созвать
5 декабря этото года в Вене вели-
кий Конгресс народов в защиту ми-
ра. Это решение в особенности обо-
сновано существующей международ-
ной обстановкой.
	В нарушение Потсдамских реше-
ний был заключен сепаратный мир-
ный договор с Японией, а 26. мая
этого года был подписан боннский
«общий договор».
	Работа комиссии (ООН. — Ред.)
по разоружению затягивается, и в
то же время ускоряется ремилитари-
зация Западной Германии. Посред-
ством вовлечения Западной Герма-
нии в Атлантический блок ее натрав-
ливают на Германскую Демократиче-
скую Республику. Саботируется ра-
бота конференции в Паньмыньчжоне
по установлению перемирия и про-
изводится бомбардировка крупной
электростанции на реке Ялу. Отрн-
цают применение бактериологических
средств войны, но ассигнуют огром-
ные, все увеличивающиеся суммы на
их изготовление и отказываются
подписать Женевский протокол, за-
прещающий ведение такой войны.
	В результате всего этого и в ре-
зультате все более многочисленных
ограничений свободы мысли и свобо-
ды слова, которые человечество за-
воевало с таким трудом, задета со-
весть всех честных люлей.
	В некоторых странах нельзя боль-
ше открыто выражать свое мнение,
и правительства этих стран прибе-
гают к полицейским мерам, направ-
ленным против людей,‘ против демо-
кратических организаций, против га-
зет и против художественных произ-
ведений.
	Серьезная опасность угрожает все-
му тому, что составляет смысл
жизни. Этому все усиливающемуся
подавлению наших свобод, мешаю-
щему нам свободно дышать И
угрожающему миру, должен быть
положен конец,

В необходимости предотвратить
войну больше, чем ‘кто-либо другой,
убеждены женщины, Уже одна под-
	ПАРИЖ, 10. (ТАСС). Депутат
Андрэ Марти поставил в извест-
ность председателя Национального
собрания о своем намерении от
имени парламентской группы Фран-
цузской коммунистической партии
сделать запрос правительству по по-
воду приглашения  западногерман-
	ских авиаконструкторов, в частно-
	7 Жара

в Италии
	готовка к войне затрудняет матерям.
жизнь. В какой мере растут воен-
	ные бюджеты, в такой же сокраща-
ются средства на социальные цели.
Происходит непрерывное вздорожа-
ние жизни, в то время как зарплата
становится всё более и более недо-
статочной».
	«В настоящее время, — продол-
жает Эжени Коттон, — мирное на-
селение Кореи испытывает ужасные
мучения. Детей заживо зарывают
рядом с трупами их убитых матерей,
и целые семьи заживо сжигают в
сараях.
	Какие страдания для матерей
жертв и для матерей палачей! Мно-
гие женщины Великобритании и
Соединенных Штатов требуют от
своих государственных деятелей пре-
кратить эти. преступления. Все ма-
тери солидарны с матерями Кореи.
Все матери боятся, чтобы их дети
не были. подвергнуты таким муче-
ниям, какие испытывают маленькие
корейцы. После этого ужаса должен,
наконец, наступить мир!
	Воззвание, принятоё Всемирным
Советом Мира в Берлине, призывает
пгирокие массы честных людей вы-
разить свою волю к миру. Невзирая
на различие политических и рели-
гиозных воззрений, мы имеем общую
цель: защита будущего всего мира.

18°июля в Бухаресте’ соберется
исполнительный комитет МДФЖ. На
его повесткес‹дня стоит вопрос об
участии МДФЖ в выполнении за-
дач, поставленных Всемирным Сове-
том Мира.
	Шесть месяцев тому назад МДФЖ
постановила, провести большой кон-
гресс женщин в защиту мира. При
нынешних обстоятельствах федерз-
ция призовет всех женшин всех
стран об’единить свои силы © сила-
ми борцов за мир, чтобы придать
необычайную широту Конгрессу на-
родов в защиту мира, который от-
кроется 5 декабря в Вене.
	Бсе матери понимают друг друга,
когда речь идет о спасении жизни
их детей.
	Каждая из 135 миллионов жен-
цин, об’единенных в МДФЖ, будет
рассматривать задачу довести до со-
знания других женщин и других ро-
дителей значение конгресса в Вене
как свое кровное дело. Они соберут
сотни миллионов новых подписей за
заключение Накта Мира в самых
различных кругах и во всех странах.
	Силам войны мы можем противо-
поставить грандиозное развитие сил
мира во всем’ мире».
	сти Хейнкеля и Дорнье, — посетить
французские авиазаводы.

Как сообщило агентство’ Франс
Пресс, это посещение связано с
установлением — «сотрудничества в
области научных исследований и
	авиационного производства».
	БЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ
нам на площади Свободы :
	Запрос Андрэ Марти в парламенте
	СОБЫТИЯ
В КОРЕЕ
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
НАРОЛНОЙ АРМИИ
	ПХЕНЬЯН, 9. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
соединения корейской Народной ар-
мии совместно с частями китайских
народных добровольцев вели на от-
цельных участках фронта оборони-
тельные бои с американо-английски-
ми интервентами и лисынмановски-
ми войсками, нанося им большие
потери в живой силе и технике,

На западном фронте противник
при поддержке танков и артиллерии
несколько раз предпринимал атаки
против позиций Народной армии.
Однако был отброшен, понеся по-
тери.

На восточном фронте в районе
Пенамдона противник свыше 10 раз
предпринимал атаки. Атаки отбиты.

Сегодня зенитная артиллерия На-
родной армии и отряды стрелков—
охотников за вражескими самолета-
ми сбили над районами восточного
и западного побережьев несколько
самолетов противника.
	2-я конференция
Социалистической
единой партии Германии
	БЕРЛИН, 10, (ТАСС). На вчераш-
нем вечернем заседании 2-й конфе-
ренции СЕПГ председательствующий
Вильгельм Пик под бурные аплоди-
сменты делегатов. и гостей огласил
приветственные телеграммы, посту-
пившие в адрес конференции от ЦК
Китайской коммунистической партни
и Албанской партии труда.

Затем В. Пик предоставляет слово
для продолжения доклада генераль-
ному секретарю ЦК СЕПГ Вальте-
ру Ульбрихту. Заключительные сло-
ва докладчика, провозгласившего
здравицу в честь  германо-советской
дружбы, в честь великого Сталина,
были встречены участниками конфе-
ренции бурными долго не смолкав-
шими аплодисментами,

Конференция приступила к об-
суждению доклада В. Ульбрихта.

Первым в прениях выступил сек-
ретарь партийной организации ме-
таллургического комбината «Макс-
Хютте» Лейпин. Он выразил твер-
дую уверенность в том, что фабрич-
но-заводские партийные организации,
руководствуясь в своей практической
деятельности указаниями ЦК СЕПГ,
достигнут еще больших производст-
венных успехов.

От имени трудового крестьянства
Германской Демократической Ре-
спублики взволнованную речь произ-
нес крестьянин-новатор Хорн. Он
подчеркнул, что своей новой, счаст-
ливой жизнью трудовое крестьянст-
во Германской Демократической Ре-
спублики обязано руководству Со-
циалистической единой партии Гер-
мании. Хорн отметил, что внедрение
новейшей техники, применение пере-
довых методов труда советских но-
ваторов в сельском хозяйстве’ дали
возможность — успешно развивать
сельское хозяйство республики.
	НАЯ РЕСПУБЛИКА. Памятник советским BOM-
ды в Будапеште.
ото В. КОЛЕСНИКОВА. (ТАСС).
	 . На международные темы ___
МАРШАЛЛИЗОВАННЫЕ РЕПТИЛИИ

АЧНЕМ. с маленькой справки.

Рептилин по Брэму — это вся-
koro ‘рода ‘пресмыкающиеся. В пере-
носном смысле рептилиями `назы-
вают газеты, подкупленные правящи-
ми кругами буржуазных стран В
Германии при Бисмарке существовал
даже особый «рептильный фонд» для
подкупа редакторов и издателей га-
зет.

В наше время кличка «маршалли-
зованные рептилии» крепко пристала
ко многим западноевропейским газе-
там и журналам, продавиимся за-
океанским хозяевам. Уолл-стрит по-
купает газеты и редакторов пачками
и в одиночку. Главное условие,
пред’являемое американским  хХозян-
HOM при покупке подобного рода «то-
	вара», — это верно служить инте-
ресам доллара и делу подготовки
ВОЙНЫ.
	Во Франции, Италии, Бельгии, За-
палной Германии десятки’ газет, жур-
налоз и других изданий — правых и
«левых», национальных и местных —
регулярно получают крупные амери-
	канские Подачки из особого фонда.
За эту плату рептилии послушно,
	ревностно поют с голоса хозяина.
	Особую склонность продавать себя
проявляет правая социал-демократи-
	ческая печать. Так, французская
«социалистическая» газета «Попю-
лер» по окончании второй миро-
	вой войны одной из первых перешла
на содержание Уолл-стрита. Эта
связь ни для кого не является тай-
ной, равно как и долларовые связи
газеты «Франтирер», органа продаж-
ного профсоюзного вожака «Форс
увриер» Леона Жуо. и многих дру-
гих газет.

Золотой цепью привязана к колес-
нинце американского империализма ни
большая часть печати Западной Гер-
мании. Как недавно обнаружилось,
только за последний квартал 1951 го-
да западногерманские газеты полу-
чили из американского фонда «по-
мощи», т. е. из «рептильного фонда»
Уолл-стрита, 15 миллионов марок.
Среди получивших субсидии — круп-
ные газеты и мелкая рыбешка, орга-
ны партии Аденауэра — христиач-
ско-демократического союза, и газе-
ты социал-демократической партии—
партии Шумахера.

Социал-демократическая газета
«Вестфалише рундшау», ° например,
получила 600 тысяч марок, христнан-
ско-демократические «Райнише пост»
и «Любекер нахрихтен» — по такой
же сумме. Газета «Франкфуртер
цейтунг», именуюнгая себя «незави-
симым органом», получила от вер-
ховного комиссара США Макклоя в
подкрепление своей «независимости»
солидный куш в 1,6 миллиона марок.

Давно известно, что торгующие со-
бой перезрелые грешницы в свобод-
ные часы любят поговорить с пафо-
сом о нравственности, чести, высо-
	ких идеалах. Западногерманские га-
зеты — получательницы = американ-
ских даров тоже затеяли дискуссию
о морали, Социал-демократическая
«Фрейе прессе» выступила против
газеты <Вестфалише цейтунг» с гроз-
ным обвинением в пролажности,
Поводом для выступления  послу-
жило то, что редакция обвиняемой
газеты, не довольствуясь американ-
ской субеилней, перешла  дополни-
тельно на содержание к Союзу пред=
принимателей металлопромышленно-
сти. «Фрейе прессе» в связи с этим
неголующе писала: «Мы не можем
уважать газету, которая получает
вознаграждение от  предпринимате-
лей за занимаемую ею позицию. На-
ша газета никогда не питалась из
рептильного фонда, никогда не нахо-
дилась под влиянием  продажного
капитала какой-то деловой группы».
«Вестфалише цейтунг», разумеется,
не осталась в долгу. Отвечая своей
суровой обвинительнице, газета язви-
тельно напомнила об «американской
кредитной акции в интересах немец
ких газет, в реализации которой со-
циал-демократическая печать заняла
особо привилегированное положение».
«Вестфалише цейтунг» далее иро-
нически добавляет: «Фрейе прессе»
не могла противостоять золотому
счастью и взяла четверть миллиона
марок. Вот почему кому-кому, а ей
следовало бы воздержаться от ссыл-
ки на «рептильный фонд», коль ско=
ро она сама охотно из него черпает».
	‚ в. &..
	Но дело не в перебранке двух ‹о=
держанок американского капитала,
двух рептилий. Их «полемика» яв-
ляется лишь красочной иллюстра-
пией нравов, царящих в печати бонн-
ских реваншистов, лакеев американо-
английских поджигателей войны, и в
социал-демократической, шумахеров-
ской печати в особенности.
	М. Лазарев.
			5 изостудии при клубе московского завода «Сери и молот» занимает.
	летом CTYIHU-
	ся осльшая группа рабочих и служащих прелприятия.
	цы пинтут этюды в живописных уголках Подмосковья. НА СНИМКЕ:
студийцы в Кузьминках. На переднем плане — руководитель изостудии
	рует студинцат. м. ЩЕНОТИНА.
Фото В. ВЕСЕЛОВСКОГО (ТАСС).
	художник Б. НП. КОРОТКОВ консультирует студийца Г. И.
	КЕЛАННЫИЙИ ГОСТЬ
РЕБЯТ
	Мало кто знает этот своеобразный   цевать. Надо решить общую цвето-
	театр, хотя он находится в Москве и
существует уже около пятнадцати
лет. Что же это такое — теневой
театр? Это театр, в котором действу-
ют плоскостные куклы, отбрасываю-
шие четкие отражения на экран.
Спектакли теневого театра по своей
творческой природе особенно близки
зрителю-ребенку. Аудитория теневого
театра — московские школьники. Те-
атр дает спектакли в школах, домах
пионеров, детских клубах. На неболь-
шом пространстве экрана разыгрыва-
ются увлекательные представления,
которые детворе приходятся по душе.
Под непосредственным воздействием
театра в школах возникают кружки,
где ребята сами мастерят куклы, ста-
BAT незатейливые спектакли. Так
рождается любовь к’искусству. Pe-
пертуар теневого театра разнообра-
зен: русские народные сказки, произ-
ведения Пушкина, Гоголя, Крылова,
Некрасова, современная советская
литература — Маяковский, Маршак,
Михалков. Недавно театр осуществил
постановку китайской сказки «Об от-
важной Лин».
	Свою последнюю постановку «Май-
ская ночь» театр приурочил к гого-
левским дням. Бессмертное произве-
дение Гоголя дало благодарнейший
материал для воплощения на экране
теневого театра, Постановка «Май:
ской ночи» удачно выполнена режис-
сером В. Громовым, принесшим в
театр болыной опыт работы в театре
кукол и в области мультипликацион-
ного кино,

Зайдемте «за кулисы» теневого Te-
атра. Мы увидим здесь довольна
сложные сооружения;  треножники,
осветительную аппаратуру, peocra-
ты, трансформатор, позволяющие,
кстати сказать, играть спектакли
всюду, где есть электричество.
А вот и самые куклы. Устройство их
оказывается замысловатым. У них
подвижные голова, шея, ноги, руки,
Вся кукла укреплена на подставке,
по которой проходят особые рычаж-
ки, приводящие в движение отдель-
ные части кукольного «тела», У не-
которых кукол бывает до шести-семи
таких рычажков, напоминающих ма-
ленькие перевернутые коромысла.
	Рождению каждого спектакля пред-
птествует болышая работа: надо соз-
дать внешний образ куклы, продумате
ее техническое оснашение в зависи-
мости от того, что ей придется де-
лать — ходить, бегать, прыгать, тан.

70 июля -—-
	АЧАЛИСЬ работы по газифика-

ции Брянска. Газ будет исполь-
зоваться населением и коммуналь-
но-бытовыми предприятиями. При-
был первый вагон с газовыми пли-
тами. В пятиэтажном доме завода
дорожных машин, строительство ко-
торого приближается к концу, ведет-
	ся устройство внутренних газовых
сетей («Известия»).

Полные впечатлений  возврати-

И В а К а Е
	<“ лись в Калинин из экскурсии по
Москве заслуженная учительница
школы РСФСР М. Митропольская,
учительницы Н. Ожимкова, А. Куре-
шова и другие. Они посетили мав-
золей В. И. Ленина, побывали в му-
зеях, театрах, на выставках, озна-
комились с высотными `стройками,
новыми станциями метрополитена и
другими  собружениями. По путев-
кам обкома профсоюза работников
начальных и средних школ сотни
учителей горола Калинина совершат
летом увлекательные  экскурсии° в
Москву, ‘Ленинград, Закарпатскую
Украину, по Черноморскому  побе-
	режью, Кавказу. Многие поедут на
павохо-яе mn menuinvry Москва—
	пароходе по маршруту wit pasar
Астрахань, побывают в Горьком,
Ульяновске, Куйбышеве, Сталингра-
	де, увидят величественные  сооруе-
ния Волго-Донского канала. В сана-
ториях Крыма, Кавказа, Прибалти-
ки и в местных здравницах отдох-
нут около 1,400 работников школ и
детских учреждений — значительно
больше, чем в прошлые годы («Из-
вестия»).
	Групповая консультация
в партийном кабинете
	МК и МГК ВКПИбСб)
	14 ИЮЛЯ
Dina локладчиков-международников.
	Консультант Я. Ц, Миров.
Начало в 19 часов.
	вую гамму спектакля, создать деко-
рации, Театр добивается того, чтобы
в спектакле не было перерывов, пауз,
зрительных провалов, вызываемых
чисто техническими причинами: пере-
меной декорации и пр. В спектакле
«Майская ночь» мы увидели интерес-
ную новинку: световой колеблющий-
ся занавес, создающий удачные пере-
ходы от картины к картине, Когда
все решено, продумано, предусмотре-
но, слово предоставляется актеру,
он выступает на сцену. Впрочем,
это неточно: он остается за сценой,
направляя все усилия на’ то, что-
бы его «герой» — теневая
кукла — как можно верней,
убедительней жил и действовал на
экране. В спектакле «Майская ночь»
запоминаются: простая,  непосред-
ственная девушка Ганна (артистка
Н. Смаженевич), гуляка Каленик (ар-
тист С. Омиров), поэтически сказоч-
ная панночка (артистка К. Туль-
ская), веселый удалец Левко (артист
А. Новиков). Труппа театра, возглав-
ляемая С. Свободиной, невелика, но в
ней работают настоящие энтузиасты
своего дела. Почти каждый несет до-
пслнительную «нагрузку»: тот же
Новиков удачно играет Винокура, . а
Омирову приходится исполнять еще
роли писаря, сотника и одного из де-
сятских. Текст Гоголя хорошо доно-
сит до слушателей артистка В. Гар-
бузова. Удачно музыкальное оформ-
ление П. Берлинского и Н. Уликов-
ской; песни и музыка умело введены
режиссером в ткань спектакля.

Театр идет путем творческих по-
исков. У него есть еще много нере-
шенных вопросов. Главный из них —
репертуар. Думается, что искания те-
атра должны быть направлены по ли-
нии репертуара героического, роман-
тического, научной фантастики и осо-
бенно политической сатиры, где театр
может сказать свое самостоятельное
слово, В»системе Московской  rocy-
дарственной эстрады театр делает
скромное, но важное и полезное дело.
Он — настоящий помошник школы,
желанный гость ребят, а они в свою
очередь — его искренние друзья.
		С. Богомазов.
	Газета «Арбетартиднинген» об американской угрозе

суверенитету северных страя
СТОКГОЛЬМ, 10. (ТАСС). Газета] в первую очерель Дании, заявляе?
	газета. Но это также несет опас-
ность всей Скандинавии и тем са»
мым шведскому народу.
	Товоря о позиции шведского ‘нароз
да, газета пишет, что он по традиз
ции выступает против военных сою-
зов и внешнеполитических авантюр.
Шведский народ должен сделать все
	для того, чтобы угроза миру была
устранена, ибо речь идет о будущ-
ности самого народа, его  нацио-
нальной независимости.
	Однако тревожным является  то%
факт, отмечает газета, что в Шве-
ции имеются определенные группы,
которые уже приветствуют ожидае-
мое прибытие иностранных войск в
Данию. Гетеборгская газета народ-
ной партии «Гетеборгс хандельс ок
щефартстиднинг», например, pacto-
чает похвалы по поводу действий
датского правительства и порицает
Норвегию за то, что та еще медлит
с предоставлением норвежских баз
для американских войск. Другая га-
зета—«Афтонпостен» заявляет, что ©
американских баз в Дании «можно
достичь жизненно важных районов
России».
	«Арбетартиднинген» гюдчеркивает в
своей передовине серьезную  опас-
	‚ НОСТЬ миру и независимости сканди-
 Навских стран в связи с американ-
	скими планами размещения воиск на
территории Дании.

Американские империалисты . ре-
шили разместить свои вооруженные
силы в присоединенной к Атланти-
ческому пакту Дании, пишет газета.
Они намереваются также использо-
вать базы в качестве — исходного
пункта для проведения маневров
своего ` военно-воздушного и военно-
морского флотов в районе Балтий-
ского моря. Размещение войск ино-
странного государства в Дании 0о3-
начает, что страна еще сильнее под-
падет под влияние США, что само-
стоятельность правительства, KOTO-
рая уже до этого была ограничена,
теперь исчезнет полностью или по-
чти полностью. Датский народ ока-
жется в таком положении, когда
борьба за национальную самостоя-
тельность станет еше более тяже:
лой. Таким образом,  задуманные
американцами планы означают окку-
пацию соседней страны, и она яв-
ляется оскорблением народа.

Чрезвычайная опасность угрожает
	РИМ, 10. (ТАСС). В течевие де-
сяти последних дней на всей терри-
тории Апеннинского полуострова сто-
	ит исключительно жаркая погода. В
	некоторых пунктах страны, особенно
	на севере, максимальная температу-
	ра превысила все показатели, отме-
ченные за последние десятилетия. По
данным метеорологической службы,
вчера в Пьемонте и, в частности, в
Турине температура днем достигла
41,5 градуса в тени, В Риме днев-
ная температура держится в послед-
ние дни на уровне 35—38 градусов
в тени.

Газеты ежедневно сообщают о слу-
чаях солнечных ударов со смертель:
ным исходом. За пять дней в Мила-
не зарегистрировано 17 смертных
случаев в результате солнечного уда-
ра. В связи с перекалом рельсов на
ряде участков железнодорожной се-
ти было прервано движение поездов.
		герои повести, их роднят, сближают
	важнейшие свойства, равно присущие
всем. Особенности эти проистекают из
их природы людей советского, социа-
листического мира, уже обозначив-
шего, определившего важнейшие
стороны их характера и склонностей,
их помыслы и симпатии. Никто из
них не помышляет о том, чтобы
стать разбойником,  завоевателем,
богачом.. Проблема собственности,
идея стяжательства просто отсутству-
ют в их сознании. Им совершенна
чуждо чувство неравенства, происте-
кающее из имущественного, нацио-
нального или общественного положе-
ния. их родителей. Им, конечно, в
высшей степени свойственен дух со-
ревнования, но это борьба в равных
условиях, с равными шансами; кто
скорей доплывет, добежит, кто выше
прыгнет. Первенство здесь достается
в компенсацию за личные усилия и
отвагу.
	Ничто и никто не препятствует их
жизни, развитию, их самовыявлению.
Каждый знает: он станет тем, кем
захочет. Все дороги жизни открыты
перед ними. Нюра уверена, что ста-
нет специалистом; «Каким захочу,
таким и стану». Это убеждение жи-
вет в них во всех, как безусловный
рефлекс, И все они — коллективи-
сты. Ибо ничто не разделяет их, а
все об’единяет, организует для дей-
ствий совместных, коллективных.
	Идея общественно-полезной, целе-
устремленной деятельности — вот
что обогащает Костю за время его
пребывания в Полянской Гребле. И
пусть он не сформулировал и даже
не осознал сам глубоких перемен,
происшедитих в нем, мы знаем, что
Костя вошел в новый фарватер, ко-
торый выведет его к жизни радост-
ной, трудовой, счастливой,
	С чувством глубокого признания аз-
тору ознакомится читатель с повестью
«Огни на реке», Создается ощущение,
точно сам ты окунулся в живитель-
ную атмосферу, освежающую и ра-
достную, ласковую и целительную.
Это — атмосфера подлинной совет-
ской жизни, воспроизведенная худо-
жественным дарованием Н. Дубова.
	Млечин.
	ному, сдержанному у Гимы. Мише на-
до непрерывно действовать, видеть
об’ект и результат своих усилий. Ти-
ма сосредоточен, терпелив. Это —
живые, красочные и правдивые порт-
реты наших ребят.
	Прекрасно выписана и Нюра, за
стремительность, за мгновенные ре-
акции, быстрый бег прозванная «Pa-
кетой». Веселая, жизнерадостная и
неугомонная Нюра счастлива, что к
ней приехал ее «родной двоюродный
брат», ревниво относится к каждому
его шагу и бесконечно рада, когда
Костя в состоянии чем-нибудь выде-
литься среди ребят, Его пластически
чистые, «ласточкины» прыжки в воду
рождают бурный восторг Нюры. Но
даже ему не уступит она первенст-
ва в беге, тут ее преимущества об-
щепризнанны.
	Детские образы повести, в частно-
сти самый маленький персонаж ее--
Горка-Егорка, по художественной це-
AOCTHOCTH, жизненности и обаянию
могут быть поставлены в ряд лишь с
замечательными созданиями В. Ката-
ева, большого мастера детско-
го портрета. Егорка такое же пре-
восходное создание творческой фанта-
зии художника, как «пестрая девоч-
ка» Галочка из романа «За власть
Советов». Они запоминаются навсег-
да во всем неповторимом  очарова-
нии.
	Егорка — не просто мальчик, рас-
тущий на сельском просторе, дейст-
вующий самостоятельно там, где ре-
бенок городской растерялся бы и
оробел. В Егорке намечаются черты
определенного характера. В нем есть
упорное терпение и пристальная на-
блюдательность. Да, это действитель-
но родной брат Тимы — по повадке,
по складу. Егорка часто спрашивает
«почему». Но он отнюдь не «почемуч-
ка», привыкший засыпать взрослых
вопросами, не интересуясь ответами,
как бы играющий в вопросы и отве-
ты. Каждый новый факт, слово
взрослого рождают у Егорки упор-
ную работу мысли. И он может не
согласиться, если ответ кажется не-
достаточно очевидным или вызывает
неясности. Портрет этого ребенка
соткан из материалов подлинных и
драгоценных, написан красками жи-
выми и органическими.
	Как ни различны и самобытны
	ураганной ночью, когла Костя так
блестяще показал себя настоящим
мужчиной и героем.

Собственно, ничего выдающегося он
не совершил. Когда снесло бакен у
опасной каменной гряды, а дядя по-
вредил руку, Костя старался посиль-
но помочь бакенщику, греб изо всех
сил. Конечно, жутко ночью на вспе-
ненной реке, на мечущейся волне в
маленькой, беззащитной лодчонке. И
	очень трудно. Но Костя выгребал,
забыв свой страх, чтобы во-время
поднять сигнал и отвести идущий
	пароход от опасного места.

Эта ночь как бы подвела итоги
тому сложному, трудно уловимому
воздействию, которому — подвергся
юный герой в новой обстановке сре-
ди новых людей. Это экзамен в сле-
дующий класс жизни, переход из ми-
ра детства в юнощеское — бытие.
Серьезное, «взрослое» отношение к
технике, к радиоделу, которое он
усмотрел в Мише, творчески нова-
торские усилия Тимы, целенаправлен-
ность их деятельности поразили Кос-
тю. Участие в заготовке лозы впервые
приобщило его к настоящему делу,
важному для окружающих. Это были
зерна, легние на плодотворную поч-
ву. Советская школа, пионерский от-
рял, память об отце,  отдавшем
жизнь Родине, упорный, многообраз-
ный труд матери, вся атмосфера со-
зидательной жизни народа’ готовили
мальчика к восприятию важнейших
норм социалистической морали, фор-
мировали его сознание. воспитыва-
ли чувство ответственности перед
окружающими, перед обществом. Ис-
тория дяди, во время войны снявше-
го человека с пловучей мины, глубо-
ко запала в душу Кости, И страсть
к подвигу, вначале абстрактная и
романтически  бесплотная, обрела
очертания явственные и конкретные:
подвиг рождается из повседневной
готовности служить людям, из целе-
устремленной  общественно-полезной
практики,

Каждый детский портрет в пове-
сти — индивидуален и самоб! ‘тен. Дза
товарища — Миша и Тима — обозна-
чены не только разными профессио-
нальными склонностями, уже опре-
делившими их будущий жизненный
путь. Они различаются по характеру,
	по темперзаменту — стремительно -
	нетерпеливому у Миши, уравновешен-!
	долге смотрит на уплывающие вдаль
Трипольские кручи».

Вся повесть — история множества
маленьких разочарований и болыних
открытий Кости. Выросший в городе,
взращенный, выпестованный заботли-
вой, даже самоотверженной матерью,
Костя еще не успел приобщиться к
настоящей жизни, познать радость
общественно-полезных усилий. Пред-
ставления его во многом носят отра-
женный характер. Он мечтает стать
моряком, но © море и кораблях знает
лишь по романам приключений. Костя
«знал и умел множество вещей и про
себя очень этим гордился. Он знал
всех знаменитых киноактеров, знал
поименно почти всех мастеров спор-
та... все марки автомашин — совет-
ские и иностранные; сделал сам ак-
варнум, а если рыбки в нем подох-
ли, то виновата хлорированная во-
допроводная вода, а не он; а когда
он собирал марки, то у него были
такие, что даже из девятого класса
приходили с ‘ним меняться. Лучше
его в пятом «Б»’ никто не умеет пла-
вать кролем».

И вот новая обстановка, новые лю-
ди начинают ‘вносить серьезные кор-
рективы в понятия Кости. Оказывает-
ся, на пароходе даже нет компаса,
речникам он не нужен. Тайная ‘на-
дежда на кораблекрушение оказы-
вается несостоятельной: помощник ка-
питана, взявший на себя попечение о
Косте, начисто отвергает такую всз-
можность.

Подобные же разочарования пости-
гают Костю во время пребывания у
дяди, Заросли тальника на днепров-
ском острове кажутся мальчику
джунглями, Ему покоя не дают ге-
рои «Дерсу Узала», и он воображает
себя Арсеньевым, прокладывающим
тропы через непроходимые дебри Си-
хотэ-Алиня. А когда своими мыслями
о джунглях он поделился с предсе-
дателем совета пионерского отряда,

он услышал замечание, звучавшее до.

ужаса прозаически: «Это тальник-то
джунгли?»,

Тем более увлекательными и зна-
чительными оказываются события
действительности. И трудный искус
обучения гребле, и ночная рыбная
ловля, и заготовка тальника для кол-
хоза всем составом пионерского отря-
	да. и дружба с Мишей и Тимой и,
конечно, все происшедшее страшной
	Ом А РЕХЕМ
		оторванный от общего потока жизни,
Сила и значение произведения как
раз в том, что оно раскрывает под-
линную жизнь детей в органической
связи со всей окружающей действи-
тельностью, во всей конкретности
еального общественного процесса.
же завязка сюжета ориентирует нас
во времени и обстановке, овевает со-
бытия атмосферой великих дел, совер-
шающихся в стране, Матери Кости
надо ехать в командировку. И
не куда-нибудь, а именно в Каховку,
где развертывается строительство од-
ного из грандиозных сооружений
сталинской эпохи. И хотя Ка-
ховка упоминается лишь несколько
раз, образ этого прекрасного начи-
нания незримо веет над судьбой дэй-
ствующих лин повести — взрослых
и ребят, И на пароходе люди едут в
Каховку, и ребята спорят о том, кто
нужен строительству, и Костя в коН-
це повествования оказывается участ-
ником события, связанного с Кахов-
кой. В бурную грозовую ‘ночь, когда
снесло бакен, Косте выпадает на до-
лю почетная и трудная возможность
помочь дяде направить идущий в
Каховку пароход по верному фар-
ватеру, предотвращая опасность, гро-
ЗИБШУЮ судну.
	Под талантливым пером автора
	оживают на первый взгляд пустынные
берега Днепра. Чувствуется напря-
женная, мерно пульсирующая, интен-
сивная деятельность. Возникают вол-
нующие образы, навеянные дыханием
минувшего, Триполье вызывает у Ко-
сти печальные и гордые мысли о
доблестных киевских комсомольцах,
павших в девятнадцатом году в борь-
бе за советскую власть. Богатое зо-
ображение мальчика подсказывает
ему картину их трагической гибели:
«Вот, может быть, с этой самой кручи
Люба Аронова, Миша‘ Ратманский в
последний раз смотрели на Днепр,
на безбрежные приднепровские дали,
посылая прощальный привет роди-
не». Ему хочется, чтобы на этом ме-
сте стоял большой памятник и паро-
ходы салютовали монументу длинны-
ми гулками.. «Костя становится
«смирно», отдает пионерский салют и
	Ane известно, что хорошее про-
изведение для детей всегда инте-
ресно и для взрослых. Повесть Нико-
лая Дубова «Огни на реке», напе-
чатанная в № 3 журнала «Новый
мир» за текущий год, не только ин-
тересна. Она увлекательна. Вместе с
тем много занимательного и важного
рассказывает она о нашей жизни, о
наших детях, дает пишу для серьез-
ных и плодотворных размышлений о
воспитании, о законах детской психо-
логии.
	«Огни на реке» не содержат ниче-
го необычного, ничего сугубо занима-
тельного, придуманного для развле-
чения. Повесть жизненно достоверна
и естественна. Разве есть необыч-
ное в том, что мальчик на каникулы
едет к дяде, живущему на реке, что
мальчик этот встречается там с ро-
весниками, гуляет, купается с ними,
удит рыбу, катается на лодке и, обо-
гащенный впечатлениями, загоревший
H окрепший, возвращается в родной
город, в школу? Неожиданна только
	профессия дяди — бакеншика, Но
само По себе это обстоятельство не
могло, конечно, предопрелелить ни
	занимательности произведения, ни его
большого содержания, ни той особой
теплоты, которую излучают повесть и
ее герои.
	Главный источник этой теплоты —
подлинная человечность  произведе-
ния, интерес и любовь к нашим лю-
дям, к нашей действительности, кото-
рую автор умеет наблюдать и изобра-
жать. У него приметливый глаз ху-
дожника. фиксирующего важные де-
тали событий и обстановки. Поэтому
все происходящее, все сказанное
строго мотивировано, закономерно, а
характеры героев раскрываются в
развитии, в движении. Наблюдая ве-
селые затеи ребят, знакомясь с их
увлечениями, наклонностями, pas-
мышлениями, мы как бы становимся
свидетелями роста, формирования
личности каждого и особенно главно-
го героя — Кости Голованова, уче-
ника пятого класса одной из киев-
	ских школ.
«Огни на реке» воспроизводят не
	особый, искусственный «ребячий» мир,