Пролетарии всех стран, соединяйтесь:

В. Кривелев и Н. Калиновский

Задачи

фотографического образования

Товарищ Сталин учит нас: «Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна,
нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства. Техника
без людей, овладевших техникой, — мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими тех
никой, может и должна дать чудеса. Если бы
на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших совхозах и колхозах, в нашей Крас
ной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффект втрое и вчет
веро больше, чем она имеет теперь. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой».
Совершенно очевидно, что указания товарища Сталина относятся не в меньшей степени и к вопросам подготовки кадров фотоработкиков. И в области фотографии вопрос о людях, овладевших техникой, является чрезвычайно актуальным.
Кадры советской фотографии еще в большей своей части представляют собой очень низкий по политическому, общекультурному, техническому и творческому уровню состав работников. Это очень часто люди с дореволю
ционной кустарной практикой, очень слабо и нехотя воспринимающие все то новое, что приносит наука и жизнь в область фотографии. Обвинять их в неполучении специаль
ного образования до революции не приходит
ся, так как в старой России никакой системы фотографического образования не было. Слу
чайные, бессистемные лекции, читавшиеся в Русском фотографическом обществе и предназначенные для небольшого сравнительно круга, нельзя серьезно принимать во внимание.
Новые кадры, пришедшие в фотографию после революции, не могут также блеснуть хорошим знанием своей техники и культурно
политической и творческой подготовкой. Это либо любители, самостоятельно дошедшие до профессиональной работы по фото опытным путем, либо ученики старых работников, у ко
торых они почерпнули крохи знаний, подчас достаточно устаревших.
Между тем, задачи фотографии и ее значение в нашей стране чрезвычайно возросли.
Печать широко использует фото, издаются специальные книги и фотоальбомы, промыш
ленность постоянно использует фото. Спрос на высококачественные снимки предъявляют музеи, различные отрасли науки — медицина, астрономия, физика, геология, бактериология, химия. Множится число фотовыставок.
Союзфото — Всесоюзный трест фотографии и фотопромышленности — насчитывает у се
бя в настоящее время 6 фабрик, из них 5 в Москве и 1 в Ленинграде, 14 отделений в крупнейших городах Союза, свое издательство массовой художественной фотопродукции, («Фотохудожник»), контору «Пресс-кли
ше», обслуживающую 1816 районных газет, и контору «Фотопортрет». Союзфото за последние два года непрерывно расширяет свою работу.
В 1937 г. по плану треста, принятому Всесоюзным комитетом по делам искусств при СНК СССР, предусмотрен рост объема производства на 65% по сравнению с 1936 г. Зада
чи велики, выполнить их могут только люди, овладевшие техникой, а их пока явно недостаточно.
В области подготовки кадров до сих пор сделано еще очень мало. Этим делом государственная организация в лице Союзфото начала всерьез интересоваться сравнительно недавно. До последнего времени кадры готовили ку
старно все, кому не лень. Среди педагогов было немало невежественных технически и неграмотных политически людей. В Союзфото
работа по подготовке кадров долгое время также велась бессистемно.
Незнание контингентов работников, потребных для той или иной области фотографии, приводило к тому, что в одних случаях испытывался голод на кадры, а в других получалось перепроизводство, и подготовленных ра
ботников приходилось нередко отпускать из системы Союзфото после затраты на их обу
чение значительных средств. Учебные планы и программы до 1936 г. были неудовлетвори
тельны. Некоторые из них являли собой «добросовестные» выписки оглавлений из книг. Не
которые педагоги старой школы нередко искажали наше понимание задач фотографии, протаскивали теории чистой фотографии, игнорировали все то новое, что дала советская и за