граничная техника. Отсутствие годных учебников и доброкачественной фотолитер-атуры,
отсутствие стационарных учебных заведений с продолжительным сроком обучения и постоянных учебных помещений, — все это дополняет неприглядную картину состояния дела подготовки кадров. Кроме того, у многих руко
водящих работников Союзфото укоренился взгляд, к сожалению, сохранившийся и до сего времени, — что подготовку кадров (вне зави
симости от специальности) нужно осуществлять через институт ученичества, хотя очевид
но, что этот путь подготовки кадров не дает желательных результатов, почти исключает возможность контролировать учебу, является явно кустарным и в то же время дорогостоящим мероприятием.
В системе подготовки кадров заметное место занимали всякие краткосрочные курсы, кон
ференции, стоившие 25 тыс. рублей за группу в 20—25 человек (1935 г. ). Признавалось совер
шенно нормальным проводить работу курсов, насчитывавших к началу занятий 10—12 чело
век, а к концу после отсева 6—7 человек. Нор
мативов стоимости одного обучающегося не было (кстати, точно не выработаны они и сей
час), и поэтому расходы, как бы велики они ни были, не могли сопоставляться с какиминибудь показателями.
1936 год может по праву считаться для Союзфото переломным годом в деле подготовки и переподготовки кадров, хотя и в этом году не сделано всего того, что нужно было сделать.
Для характеристики того, что было проделано в 1936 г., по сравнению с 1935 г., приведем некоторые цифры (см. табл. 1).
Таблица 1 Показатели по заочному и очному
обучению
В этом году подобран удовлетворительный по своему образовательному уровню, хотя недостаточный но количеству, штат педагогов
специалистов. Пересмотрены и вновь переработаны программы и учебные планы. Значи
тельно выше было поставлено учебно-методи
ческое руководство, были разработаны учебно-методические материалы по организации. техникумов в 1937 г. и т. д.
Помимо того, в 1936 г. коренным образом реорганизовано дело подготовки кадров. Вме
сто разбросанной сети курсов по подготовке и повышению квалификации создан учебный
комбинат фотообразования в. Москве с двумя отделениями. Заочное отделение должно обслуживать весь Советский союз; заочным обу
чением могут заниматься все желающие за небольшую плату. Второе отделение обслуживает все учебно-курсовые мероприятия в Москве (на фабриках и по аппарату Союзфото), а
также все курсы, проводимые для отделений. В комбинат, помимо того, вошла сезонная школа фотолюбителей при ЦПКиО им. Горького и туда же войдет школа ФЗУ, организуемая в 1937 г.
Руководство работой по подготовке и переподготовке кадров на периферии остается непосредственно за сектором кадров Союзфото.
Новые и более серьезные задачи в области фотографии ставят вопрос о пересмотре систе
мы фотообразования с упором на стационарную подготовку кадров. В связи с этим Всесоюзный комитет по делам искусств на 1937 г. утвердил организацию техникума и Москве, открытие которого намечено на ян
варь 1937 г. — с контингентом в 300 человек в первом году обучения. Техникум будет готовить четыре профиля: фоторепортера, ма
стера портретной фотографии, техника-техно
лога по выработке светочувствительных слоев и техника-технолога но обработке светочувствительных слоев.
Ори организации техникума совершенно не была учтена потребность в кадрах по техни
ческой (прикладной) фотографии, в частности для музеев, архивных учреждений, наркоматов и д-р. Сейчас необходимо выявить такие уч
реждения и заинтересовать их в организации добавочных групп при техникуме.
Помимо того, на 1937 г. намечается охватить заочным обучением с одногодичным сро
ком 3000 человек, заочным обучением с трехмесячным сроком — 2000 человек, организо
вать 3 сезонные школы фотолюбителей (в
Москве, Ленинграде и Киеве) на 2000 человек. Открылись курсы ЦК союза на 40 слушате
лей — творческих работников; 700 человек на фабриках Союзфото пройдут техминимум; та
кой же техминимум пройдут 130 работников отделений Союзфото.
Будут созданы курсы на 120 фоторепортеров, 85 фотокоров и 20 техников-технологов. Всего же в 1937 г. Союзфото займется подготовкой 8.605 человек. Цифра достаточно внушительная!
В силу большого наплыва желающих обучаться фотографии без отрыва от работы, придется, повидимому, с января организовать еще на 2000 человек краткосрочные заочные курсы фотолюбителей (за небольшую плату),
что возможно будет сделать при Учебном комбинате фотообразования без особых на то затрат.
Из планов на 1937 г. и из показателей, характеризующих проделанную работу в 1936 г., видно, что известные сдвиги в отношении постановки фотообразования -сделаны. Сущест
венным шагом вперед является массовое рас