Испанские события

в зеркале зарубежного фоторепортажа

К. Брацкий
Продолжающаяся гражданская война в Испании, борьба народных масс против фашист
ских мятежников находит широкое отражение в зарубежном фоторепортаже. Интерес к испанским событиям огромный. Все заграничные газеты и журналы, за очень небольшим исключением, полны снимков из Испании. Героическая оборона Мадрида, белый террор мятеж
ников, зверства фашистской авиации, — все эго глубоко волнует и интересует рядового чита
теля за рубежом. Этот зарубежный читатель инстинктивно чувствует, что в Испании решается его собственная судьба...
Усиление борьбы народных масс против фашизма и войны в международном масштабе, бешеная подготовка войны фашистскими стра
нами ускоряют процесс формирования двух фронтов: антифашистского фронта мира и фашистского фронта войны.
Эту размежовку, которая происходит на любом участке общественной жизни в капиталистических странах, можно наблюдать и в за
рубежном фоторепортаже, поступающем из Испании.
Каждый снимок из Испании в этих условиях получает ярко выраженную политическую тенденцию. В борьбе между фашизмом и народ
ными массами не может быть нейтралитета. Линию фактического военного фронта в Испании разделяют фронты фашистского и антифашистского фоторепортажа, хотя в части Испании, занятой фашистскими мятежниками, работают исключительно фоторепортеры фашистского направления, а в части республиканской Испании работают не только антифа
шистские фоторепортеры. Однако, все работы фоторепортеров из республиканской Испании, несмотря на политические убеждения самого фоторепортера, являются объективно антифа
шистскими. Здесь не помогают ухищрения и позировки, организованные фоторепортерами, нс помогают специальные доработанные тек
стовки фотоагентств. Факты — упрямая вещь, и никаким образом не скрыть буржуазному фоторепортеру того факта, что народ Испа
нии— за правительство -народного фронта и против фашизма, что гражданская война глубоко всколыхнула массы, активизировала от
сталые слои населения и, в первую очередь женщин, втянула их в борьбу не на жизнь, а на смерть—против фашистских варваров.
Если возьмем любой снимок из республиканской Испании, будет ли это обычный снимок, например: «Отряд женщин-бойцов правительственных войск» или «Отряд бойцов обстрели
вает мятежников», то, несмотря на не очень поенную выправку и часто неправильный спо
соб ношения винтовки, который может вызвать насмешки военных специалистов, — снимок всетаки имеет большую революционную силу и ценность. Зритель понимает, что эти необученные бойцы пришли из гущи народа и почти
безоружные участвовали в подавлении фашистских мятежей в Мадриде, Барселоне, Астурии и т. д. Неудивительно, что фашистская за
рубежная пресса, которая раньше печатала иногда такого рода снимки для того, чтобы показать, что правительственный лагерь — это
неорганизованные группы партизан и женщин, скоро вообще перестала помещать снимки из республиканской Испании. В редких же случаях, когда такие снимки печатаются, они снабжаются фальшивым текстом. Снимок, изображающий бойца народной милиции, обстрелива
ющего мятежников под прикрытием лошади, фашистская пресса снабдила подписью: «Солдат национальных войск обстреливает правительственные войска». В этом нет ничего удивительного. Фашистскому фоторепортажу приходится заниматься фальшивками для прикрытия своей идейной нищеты. Что может пока
зать фашистский фоторепортаж? Бандитов из иностранного легиона, диких марокканцев, или звериные рыла фашистской военщины и свя
щенников, благоговейно благословляющих эти «национальные войска» на насилия, грабежи и убийства.
Вот и вся тематика фашистского репортажа, весь его идейный багаж.
Иногда фашистский репортаж силится показать силу фашизма, рекламировать его успехи на фронтах. Тогда он показывает, например, несколько молодчиков из фашистских фаланг, ведущих под конвоем безоружных молодых пленных бойцов правительственных войск. На снимке, однако, видно, что пленные бойцы имеют связанные руки, указывающие на то, что их ведут на расстрел; снимки вызывают
негодующий протест против осатаневшего фашизма.
В последнее время фашисты начали прибегать к более грубым методам фальшивок по рецепту своих гитлеровских союзников. Снимки германских и итальянских танков и самоле
тов снабжаются текстами — «Захваченные рус
ские танки», «Сбитые русские самолетыи т. д. Но все же фальшивки не помогают. Сшитые белыми нитками ухищрения фашистского фоторепортажа не могут скрыть того факта, что испанский народ против фашизма и иностранных фашистских интервентов, что испанский фашизм не имеет опоры в массах, что он удерживается только благодаря шты
кам иностранного легиона и марокканцев и помощью фашистских государств.
Первое, что бросается в глаза на любом снимке из республиканской Испании, — это ли
цо испанского народа. Обычные снимки: «Старик-боец с оружием в руках на позиции», «Мо
лодые девушки на передовой линии фронта», «Отряды бойцов», «Астурийские шахтеры-динамитчики», «Крестьяне и батраки с оружием в руках патрулируют на дорогах», «Грандиозные, никогда не виданные в Испании демон