ТРИБУНА БИЛЬДРЕДАКТОРА

Бильдредактор

О наблюдательности и тренировке

... Воробьевы горы. Два подростка — Герцен и Огарев, воодушевленные идеями братства, клянутся в вечной верности дружбе. На
глазах слезы. Далеко внизу, за Москва-рекой, расстилается город. Это произошло сто лет назад.
... Весна. В «Вечерней Москве» заметка об окончании учебного года в школах. Экскурсия десятиклассников-выпускников на Воробьевы горы. Через несколько дней редакция дала специальную полосу в газете о десятиклассниках. Тема найдена! Отличная тема.
Беседую с фоторепортером. Опасаюсь равнодушия. Нет, «зажегся». Просит дать почи
тать «Былое и думы». Заинтересовался темой: на том же самом месте снять наших счастливых ребят. Дружбу!
Звоню знакомому знатоку старой Москвы, поясняет, как отыскать место встречи Герцена и Огарева. Фоторепортер развивает план, задумывается о композиции. Говорю, что в случае удачи снимок окажется равноценным литературному очерку.
Специальные полосы — самое уязвимое место в работе отделов иллюстрации. А вдруг «сорвется»? Надо «застраховаться». Эту же тему даю другому фотографу. Выслушал с меньшим воодушевлением. Прочитал страничку из Герцена, хлопнул рукой по столу: «Ручаюсь, будет сделано».
Литературные аналогии — большое подспорье в работе. Ими часто пользуются очер
кисты, писатели, поэты, — «отталкиваясь» от цитаты, образа, реплики какого-нибудь из
вестного литературного героя. В фотографии этот прием прививается медленнее. Люди мало читали и читают. «Работа с аналогиями» приучает к профессиональному отношению к книге, к своеобразной наблюдательно
сти. Связать книгу с профессией — лучший способ заставить фотографа полюбить ее.
Успокоенный удачным выбором темы из Герцена, жду результатов. Первый фоторепортер звонит по телефону: говорит, что читает Герцена, ждет очередную экскурсию. Через два дня — то же самое. За день до сда
чи полосы оказывается, ничего не получилось. Но том «Былого и дум» все же прочитан и то польза. Другой автор приносит готовые снимки. Тема явно снижена. Хорошие ребята смотрят, якобы, на Москву. Над ними обла
ка, снятые с фильтром. Ни гор, ни леса, ни большой мысли. Снимок удачный, но рядовой: задуманный образ не создан. Иллюстра
ция полосы, однако, обеспечена. Разбираем с автором недостатки снимка. Помогаем понять, чего нехватает в нем. «Помните, — го
ворю я, — место, когда Огарев... » Автор сму
щен. Наконец, выясняется: заглянув в книгу раз при первой нашей встрече, он больше Герценом не интересовался.
Известно значение записной книжки в профессии писателя, журналиста. Путешествующий художник делает зарисовки в путевом
альбоме. На днях собралась группа фоторепортретов. Зашел разговор о записи замыслов в блокнот. Поводом послужил снимок Н. Пет
рова «У источника в дагестанском колхозе». Девушка набирает в кувшин воду. Рядом стоит молодой парень. Жанровый снимок на знакомую по живописи тему: сельская лю
бовь. Идиллия. Поспорили, можно ли так подражать, не внося в снимок, как выра
зился один из присутствующих, «элементов
советского быта». Голоса раскололись. Кто-то заметил, что он давно держит в памяти два сюжета, заимствованных из старинной лубочной картинки. Один из них у околицы. Па
рень проводил после свидания девушку и вот у калитки прощаются. Другой сюжет (он бе
режет его до маневров): девушка-колхозница поит у колодца либо бойца, либо его коня, все равно. Разгорелся спор. Замысел автора охаяли. Пожалуй, справедливо: слащавость.
Снимок Н. Петрова — на грани: чуть бы из
менило чувство меры, и фальшь погубила бы
снимок. Но метод заимствования тематики у других искусств был одобрен. Разъездной фо
токорреспондент вытащил записную книжку. На одной стороне запись тем, сюжетов, за
мыслов, на другой — их выполнение. Кто-то попросил показать запись... не дал. Прочел несколько тем сам, Вот они: «Чеховский полустанок теперь», «Семья казака: опытник,
комбайнер, «ворошиловский кавалерист», может быть, летчик или парашютистки; например, «Колхозный счетовод» сравнить со старо
режимным сельским писарем. «В бригаде комбайнера X повар, говорят, во всем бе
лом и в колпаке, как в городе. Проверить и т. д. Фоторепортер известен, как выдумщик.
Говорят — способный. Проведенные записи
свидетельствуют о самодисциплине. Это — выработка метода. Позже он показал мне все записи. Своеобразные «творческие заготовки». Стало ясна, почему автор работает быстрее и интереснее многих, даже более опытных фотографов. У него есть «полуфабрикаты».
Надо приучить фоторепортеров к таким записям. Это разовьет наблюдательность и научит выдумке.
***
Сегодня заговорил о пользе блок-нота с Г. Он пришел предложить снимки приезда знат
ного иностранца. Разложил их, как товар. Ответил, что записной книжкой не пользует
ся. Все «творческие замыслы», как он сказал, держит в памяти. Редакции его ценят. Он все знает, все слышит, со всеми знаком. Сам темы выдумывать не может. С грамотой не в ладах, но всегда в хорошем расположении духа. Носит брюки-гольф. Он может смело воспользоваться словами гамсуновского героя:
«Я всем доволен, а мои тридцать лет — не бог весть какой возраст». Ему и того мень
ше. Пока я просматривал снимки, Г. занимал меня новостями, услышанными в других редакциях