Союзфото-центр советской фотографии

Н. Герасимов
В прошлом номере «Советского фото» мы приведи решение Всесоюзного Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР
об отделении руководства фотографией от руководства кинематографией и о реорганизации Союзфото.
Для всех друзей и активных работников фотографии это постановление является празд
ником, потому что оно по своему значению выходит далеко за рамки обычной ведомственной перестройки и знаменует собой поисти
не новый этап в истории советской фотографии. Это решение кладет конец организацион
ному разброду и кустарщине в руководстве фотоделом в стране и создает необходимые условия для наведения порядка в нашем «фо
тографическом даме». Фотография перестала, наконец, быть «привеском» к кинопромышленности; различные сферы ее применения—хроникальная, творческая, культурно-бытовая, промышленно-техническая, любительская —могут быть теперь гармонически увязаны между собой и планомерно служить делу социалистического культурного строительства.
Вряд ли нужно доказывать в настоящее время гигантски возросшее значение фотоискусства — «искусства масс». Особенно важно
вспомнить ряд замечательных реплик товар. и- ща Сталина в связи с фоторепортерской работой на кремлевских совещаниях (о них рассказывает статья т. Ф. Кислова в № 4 на
шего журнала), поднимающих значение фотоработы до уровня крупной государственной и партийной задачи и мобилизующих вею армию советских фотоработников на преодоление какого бы то ни было отставания на их участке.
Корни этого отставания ясны. «Правда», а вслед за ней и наша фотографическая печать не раз указывали, что основной причиной слабости фотографии и фотопромышленности являлось отсутствие «хозяина», который объединял бы все отрасли фотодела, разбросанные по самым различным организациям, смот
ревшим часто на фотографию только как на источник доходов для покрытия убытков по другим видам своей работы. ГУКФ не только не был таким рачительным «хозяином», а на
оборот, считал для себя фотографию «побоч
ным занятием», чуть ли не обузой и являлся по сути дела тормозящим фактором ее развития.
Новое Союзфото, будучи органом Всесоюзного Комитета по делам искусств на правах Главного управления, должно стать этим, столь долгожданным, во до оих пор отсутствовавшим хозяином фотодела.
Для самого Союзфото дело идет вовсе не о простой перемене вывески. Наряду с прежни
ми организациями, которые входили в состав Союзфото и деятельность которых сейчас рез
ко расширяется, создается ряд новых в связи с теми дополнительными и весьма ответственными задачами, которые на Союзфото возложены (руководство фотохимической промыш
ленностью, портретной фотографией и т. д. ). В общем, если брать показателем только мате
риальную продукцию, годовой оборот Союзфото вырастет с 12 млн. до 100 млн. рублей.
Задачи и перспективы предстоящей работы чрезвычайно широки и серьезны.
На первом месте стоит задача «собирания
земли фотографической»—иными словами, реализация и конкретное воплощение той идеи объединения фотодела, которой проникнуто решение Комитета искусств.
В области творческой у нас пока еще господствуют «чересполосица» и «мелкотоварное хозяйство». Квалифицированные фотографымастера, немногочисленные по своему составу, разбросаны по ведомствам и организациям, которые соперничают между собою в привлече
нии их. «Фотохудожник», студия Союзфото должны послужить средством собирания и расширения творческих кадров фотоискусства. Здесь должен повышаться его уровень, здесь должны выковываться его нормы и вкусы, здесь через магазины-выставки должны на
ходить выход в свет лучшие художественные произведения фотографии.
«Фотоискусство» — журнал-выставка, который нужно начать выпускать, должен еще более повысить активность и уровень мастерства творческих работников фотографии.
В области фотохроники имеется сложившаяся организация, которая работает кустарно,
крохоборчески, неповоротливо. Нужно, прежде всего, резко расширить корреспондентскую сеть, чтобы в каждом значительно населенном пункте страны сидел человек, внимательно сле
дящий за событиями дня и все существенное отражающий в фотокорреспонденции. Нужно, далее, подвести более совершенную материально-техническую базу под работу фотохро
ники, чтобы почетное место в ней заняли самолет, бильдпередача, лаборатория-передвижка, новейшая съемочная аппаратура (вплоть до киноаппарата на фоторепортаже), механизация и высокая лабораторная культура процессов и т. д. Нужно, наконец, сделать всю ра
боту двух новых агентств — «Фотохроникии «Прессклише» от первого до последнего звена—оперативной. Этот момент приобре
тает сугубое значение, и не будет ошибкой сказать, что он обнимает сейчас все основные проблемы фотоинформации.
В оперативность включается, как составные элементы, и обширная осведомленность редак
ции; и четкая организация съемки, обработка и выпуск; и свежее, актуальное, политическизаостренное содержание фотоиллюстраций; и та привычная установка хорошего фоторепортера и бильдредактора, при которой они дер
жат в голове газету и снимают по-газетному. Для того, чтобы добиться всего этого, по
требуется упорная, кропотливая, углубленная организационная и воспитательная работа.
Совершенно «девственной», почти неизведанной является область портретной фотогра
фии. Здесь еще никогда не делалось попыткине только централизации, но хотя бы планирования и регулирования; самотек, распыленность, халтура, неслыханно низкий качественный уровень царят в этой области, приобретающей огромное значение в деле культурно
го обслуживания народа. Достаточно оказать, что при обмене партдокументов в некоторых краях коммунистам приходилось ездить фото
графироваться за 200 — 300 километров. Тут придется начать с учета того, что есть на ме
стах. Одна эта работа представляет немалые трудности.