В деле портретной фотографии не намечается ни централизации, ни, тем более, монополизации этого дела за Союзфото. В условиях сегодняшнего дня это (было бы бюрократической затеей. Стране нужны десятки тысяч бла
гоустроенных фотопортретных павильонов, и эта громада должна быть поднята в бли
жайшие годы совместными силами местных управлений (искусств и (кооперации. За Союзфото остаются в этой области три основных задачи: а) планирование и регулирование всего этого дела, б) обеспечение материальной
базы и кадров (портретной фотографии (одних павильонных съемочных камер потребуется тысячи штук, потребуются (новые художественные сорта фотобумаги и т. д. ); в) органи
зации небольшого количества образцовых портретных ателье в крупнейших центрах. Союзфото будет наряду с этим бороться за
продвижение портретной фотографии в район и колхоз, добиваясь, чтобы в ближайшие два-три года начал рабо
тать по крайней мере один фотопавильон в каждом районном центре (с разъездной фотопередвижкой).
В области руководства и помощи фотолюбительскому движению вырастает целый ряд задач. Прежде всего, это задача дать сотням тысяч фотолюбителей материалы, которых нехватает на рынке: фотобумагу,
проявляющие вещества, пленку, пластинки хорошего качества, принадлежности. Это удаст
ся не сразу; придется энергично реконструировать и расширять фототехническую про
мышленность, которая только что перешла в ведение Союзфото.
Не разрешен еще пока вопрос об организационных формах советского фотолюбительокото движения. В этом — одна из причин его медленного развития. Этим вопросом придется заняться теперь же. Разрешение его облегчается тем, что, наконец, удалось начать регу
лярный выпуск вашей двухнедельной газеты «Фотолюбитель». Тираж ее пока еще недоста
точен: 30 000 экз. Но с улучшением бумажного снабжения он увеличится, периодичность выпуска может быть доведена до трех раз в ме
сяц. На страницах этой газеты должно быть теперь же открыто живое и широкое обсуждение по поводу организационных форм мас
сового фотодвижения. При этом заранее ясно, что, каковы бы ни были эти формы, руководство фотодвижением будет проходить в тесном контакте с профсоюзами.
На рынке нет массовой фотолитературы для кружков, для начинающих и для опытных фо
толюбителей: выпуск этой литературы через издательство «Искусство» надо наладить.
По образцу западноевропейских стран, предстоит постепенно внедрить порядок, при котором фотомагазины я портретные ателье давали бы техническую консультацию для фото
любителей и принимали у них негативы для проявления и печатания. Нетрудно предвидеть, насколько это усилит проникновение фотографии в массы.
Одним из самых больных мест фотодела является его материальная база: производство Фотобумаги, негативных материалов, химика
лиев, аппаратуры. Об этом сказано и написано очень много; повторять общеизвестные характеристики не имеет смысла. Все внимание те
перь должно быть сосредоточено на мероприятиях по увеличению производственных мощностей и повышению качества продукции су
ществующих фабрик: наряду и одновременно с этим должно быть приступлено к капитальному строительству и реконструкции фотохимической промышленности.
На 1937 год запроектировано выжать из этой промышленности все возможное. Благо
даря успехам стахановского движения, наме
чен рост продукции больше чем на 30 пращ (но бумаге —11, 8 млн. кв. м. вместо 8, 3 в те
кущем году; по пластинкам —1, 65 млн. кв. м. вместо 1, 2; резко увеличивается выпуск химикалий). Для выполнения этой программы дол
жен быть еще в этом году пущен баритажный цех на фотобумажной фабрике № 4 в Ленинграде. Сейчас баритует подложку только Гознак, делая это в виде подсобной работы, нехотя. Когда начнется свой баритаж — качест
во (бумаги значительно повысится и удастся тать новые сорта для художественной фотобумаги.
Предстоит (жестокая борьба за преодоление сырьевых затруднений (желатина, фотоподложка).
Но все это — неполноценные (меры, которые могут лишь уменьшить, но не уничтожить отставание фотохимической промышленности. Поэтому Союзфото ставит перед правительст
вом вопрос о строительстве нового фотобумажного комбината, который должен быть пу
щен не позднее 1939 года. Поставлен также вопрос о постройке новой фабрики для производства всех нужных фотографии химикалий.
Важнейший вопрос — техническая политика в деле выпуска фотоаппаратов. Наркомтяж
пром и Всекопромсовет выбирают типы аппаратуры для массового производства без на
стоящего учета потребителей фотографов как профессионалов, так и любителей. Союзфото должно добиться права определять типы и ас
сортимент камер и принадлежностей, которые будут производиться. Этим будет обеспечено должное влияние потребителей на производство.
Для всего богатства и разнообразия отраслей, объединенных теперь системой Союзфото, нужны кадры и еще раз кадры.
Союзфото приступает к созданию широкой системы, образования, контуры которой еще не уточнены, но в которую войдут курсы пе
реподготовки, и повышения квалификации для творческих и технических специальностей; тех
никумы для подготовки фотокорреспондентов, портретистов и фотографов - прикладников, специалистов фотохимической промышленности и т. д., заочные курсы различных профилей.
Сталинская эпоха характерна бурным подъемом миллионных народных масс к знанию, к культуре к творчеству. Сердце каждого ра
ботника фотографии переполняется радостью при одной мысли о том, какое почетное и бле
стящее место займет наше родное фотографическое искусство в семье искусств социалисти
ческой страны! Какая ширь перспектив, какое нале для творческой и сознательной работы!
Наш участок культуры выходит из состояния прозябания на дорогу быстрого развития. Нужно только одно: чтобы партийные и не
партийные большевики фотографии, стахановцы и ударники, творческие работники и специалисты, руководители и технические сотрудники тесно сплотились вокруг организации, созданной государством для объединения фото
дела и, защучив рукава, дружно принялись за работу.