Неотложная задача

Е. Тамаркин
Звуковое кино все глубже проникает в деревню. Колхозник в самом отдаленном углу Советской страны знает радиоприемник. Нет больше глухой деревни: радио доносит туда последние новости, кино—лучшие советские картины, в деревенской библиотеке вы найдете последнюю книжную новинку, на сцене деревенского клуба идет современная советская
или классическая пьеса, часто в исполнении лучших сил страны. Деревенская молодежь учится играть на рояли, прыгает с парашю
том, пилотирует самолет. В деревне есть ясли, детский сад, культурный магазин, появляются кафе и рестораны. Но в деревне нет фотогра
фии. Фотографии нет не только в деревне, ее нет и в ряде районных центров. С ростам культуры и зажиточности появился спрос и на фотографию. Колхозник хочет запечатлеть на фото лучшие, значительнейшие моменты своей
жизни, своего быта. Таких моментов у него все больше и больше. Их рождает колхозный труд, бесчисленно множит замечательнейшая сталинская эпоха. А фотографии нет, за фотографом надо ездить часто десятки километров.
Колхозник требует фото, и он прав: у фотографии есть свой, особый, изумительно образный и убедительный язык. Старые, выцветшие от времени фотографии рассказывают о
бескультурьи царской России, о голодных, усталых, измученных людях, о взятых на прокат (чтобы только сняться) пиджачках и са
погах, о бутафорской гармошке на колениях, так как настоящая гармошка так, до конца жизни, и оставалась только мечтой.
Наши фотографии расскажут будущим поколениям о счастливой жизни миллионов со
ратников великого Сталина и ело ближайших товарищей, о полных кипучей энергии людях, о великих событиях и малых делах в великой истории строительства социализма, о растущем богатстве, о сытости, о цветах и радо
стях, щедрой рукой партии Ленина—Сталина рассыпанных на нашем пути. Трудящиеся Страны советов любят фотографию, любят сниматься и фотографировать сами. В нашей стране сотни тысяч фотолюбителей и фотокоров.
Мы умеем производить и производим фотоаппараты. Только за последние два года мы выпустили около полумиллиона камер. Но спрос у нас обгоняет производство. Его рас
ширение должно итти наряду с улучшением качества фотоаппаратуры. Суд над «Фотолюбителем № 1» показал, что затвор и объектив—слабые места наших фотоаппаратов. На
ша оптическая промышленность может и дол
жна давать лучшие объективы. Производимые нами фотоаппараты способны удовлетворить фотолюбителя, в некоторой степени фоторе
портера («ФЭД»), но нет у нас стационарного
аппарата для фотоателье. Наркомтяжпром должен начать производство их. Мы знаем си
лы и возможности нашей промышленности и не сомневаемся, что в 1937 г. страна полу
чит, наряду с прекрасным массовым фотолюбительским аппаратам, и стационарные фото
аппараты для ателье. А пока? Пока придется использовать для фотоателье на селе имею
щуюся фотоаппаратуру. Она, правда, для этих целей мало удобна, но работать ею можно, и работать не без успеха.
Развитию фотографии и фотолюбительского движения мешает также недостаток пласти
нок, химикалий, бумаги, фотопринадлежностей. У нас нехватает штативов, кювет, рамок, бачков для проявки и прочих принадлежностей. Производят или вернее должны производить их артели промкооперации. Производство это чрезвычайно простое и крайне нуж
ное. Этого однако не понимают руководители промкооперации, сокращая производство фотопринадлежностей. Была в Рязани артель «Астра», производившая фотопринадлежности. По каким-то соображениям руководители Промкооперации переключили артель на вы
работку чертежных принадлежностей. Слов нет, чертежные принадлежности тоже нужны, но почему они нужны вместо фотопринад
лежностей, да еще в период, когда растет производство фотоаппаратов в стране, мно
жатся фотолюбительские кружки, развивается фотолюбительское движение?
Качество выпускаемых на рынок фотопринадлежностей из рук вон плохое. Штатив неуклюжий, хромой, непрочно сделан, очень до
рог. Кюветы размокают при соприкосновении с жидкостью, фонарь поступает в продажу без стекла, сделан он так, что пользоваться им без того, чтобы не порезать рук—невозможно; рамка не открывается, размер ее не стан
дартен. Мы делаем сложнейшие машины и делем хорошо и прочно. Неужели промкоо
перации, ее артелям не стыдно, когда рядом с замечательным фотоаппаратам, сделанным тщательно и любовно, положенным в краси
вый кожаный футляр, рядом с камерой «ФЭДстоит неуклюжий, слонообразный штатив или грубый, зияющий черным отверстием фонарь?
В системе Комитета по делам искусств есть трест Союзфото. Его прямое дело следить за
качествам выпускаемой продукции, но этим правом Союзфото, к сожалению, пользуется пока очень слабо. А рабочий и колхозник ждать не хотят. Покупая фотоаппарат, они требуют к нему принадлежностей, пластинок,
бумаги. У нас достаточно стекла, достаточно сырья для бумаги, фотохимикалий, но у на
ших организаций, ведающих этим делом (Наркомлес, местная промышленность, промкоопе
рация), мало инициативы, мало желания побольшевистски взяться за фотодело. А де
ло—большое, нужное. Через кино, радио, книгу и газету люди приобщаются к культу
ре. Правильно в этом ряду поставить и фото. Его нельзя недооценивать. Нужно и можно принять ряд мер, которые усилили бы уже сейчас, уже в этом году обслуживание насе
ления фотографией. Там, где нельзя открыть сейчас фотоателье, следует периодически по
сылать фотоателье-передвижки. Надо открыть сеть лабораторий, где фотолюбители могли бы проявлять свои негативы. Надо решительно улучшить работу наших фотоателье, заняться подготовкой квалифицированных кадров для фотоателье и фоторепортажа. Это —неотложная задача.