№ 9

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Максим Горький о фотографии

Из писем об СССР на стройке
Один из создателей фотоиллюстрированного журнала «СССР на стройке» — Алексей Максимович Горький — уделял ему много внимания.
Для мастеров фотоискусства высказывания
Алексея Максимовича, его конкретная оценка отдельных номеров журнала и снимков имеют актуальное значение.
Мы приводим выдержки из писем А. М. Горького к А. Б. Халатову, одному из членов редколлегии «СССР на стройке», о журнале.
В мае 1930 года Алексей Максимович писал:
«4-й номер «На стройке» — самый удачный, но снимки «Днепростроя» несколько однообразны и слишком много подъемных кранов. «Турксиб» — выдержаннее. Один мой знако
мый видел все три номера в некоем парижском банке, на столе в приемной для публики: она рассматривала журнал с интересом и порицаниями по адресу «политиканов». Здесь «вла
сти» тоже сильно заинтересованы журналом, как сообщил мне Д. Н. Курский.
Пора посвятить номер «Тракторострою», Балахнинскому комбинату и вообще Нижнему с его проектами мостов через Оку и Волгу, автозаводом и т. д.
Затем — целый номер «Дворцам труда», «Домам культуры».
Для заграницы будет интересен номер, посвященный кустарному делу».
В апреле 1932 года А. М. Горький писал:
«СССР на стройке» — весьма солиден и на иностранцев действует внушительно. А № 1 — 1932 г. отлично хорош и наводит на такую мысль: уменьшить его размеры до нормаль
ной книжки, сохранить все снимки по истории карьеры Калмыкова* и дешево издать для ино
странных рабочих. Для американцев, кажется, это удастся. Для европейцев — попробую. Сейчас у меня живет некий парижанин, широко
осведомленный. Между прочим он указывает, что даже «О-во друзей России» получает «На стройке» неаккуратно, а некоторых номеров совсем не получает. Значение журнала он считает весьма солидным. Из всего, что говорит
он американец Лонт и еще один швед, — явствует, что нам необходимо давать иностран
* Речь идет о фотоочерке «Гигант и строительтт. Альпертa и Смоляна (см. № 7 — 8 «Сов. фото»,1932).
цам как можно больше «духовной пищи». Интерес к Союзу растет в прогрессии геометрической».
В 1933 г. в письме А. М. Горький дал суровую оценку одному из номеров журнала.
«№ 12 «На стройке» определенно плох. Фотографии мелки, и делают их какие-то бездарные чиновники, а, ведь, можно делать хорошо; снимки с двух шахтеров на 1-й странице это
го же номера сделаны отлично, скульптурно. Вот так же крупно нужно было сделать и бригаду ударников.
Кого и чем может удивить копер шахты? Или 25 медных слитков? Или — кабель-крон? Слитки алюминия? Образцы минералов? Мо
нолит? Все это и мелко, и не ново, а поэтому в журнале — не нужно, к тому же англичане и французы хорошо знают, что, например, алюминий мы все еще покупаем за рубежом Союза.
Мне кажется, что журнал будет действовать так, как это нам полезно, тогда, когда мы станем действовать на зрителя массовостью, мас
сой слитков меди, массой построек, вообще — массой. И надобно научиться снимать материал «с его казовой стороны.
Где расходятся 60 тысяч экземпляров журнала? В Италии очень интересуются им, но здесь его нет, и сюда торгпредству, консулам, редакции наиболее приличной газеты следо
вало бы посылать экземпляр с французским текстом.
Очень прошу высылать мне три — французский, английский, русский. Нужно послать Р. Роллану, Уэллсу, Голсворти для их клубов. Вообще следовало бы высылать во все пол
предства и торгпредства, внушив им, чтобы они знакомили с этим журналом прессу, а последняя печатала бы наши снимки в своих иллюстрированных приложениях».
Это далеко «неполный перечень высказываний Алексея Максимовича.
Для наших фотографов будет очень поучительно, полезно, если они возьмут соответ
ствующие номера журнала «СССР на стройкеи, ознакомившись с оценкой их гениальным художником, сделают для себя необходимые выводы.