ФОТОРЕПОРТАЖ

Виктор Темин

С заданием „Правды“

В момент вылета самолета АНТ-25 из Москвы, я только что прилетел в Красноярок из большой поездки за полярный круг.
Закончив съемку перед отлетом в Арктику Героя Советского союза В. С. Молокова в Красноярске, я получил от редакции «Правдысрочное и ответственное задание — немедленно вылететь на встречу самолета Чкалова, заснять героический экипаж АНТ-25 и быстро доставить всю съемку в Москву.
Задание было получено 21 июля в 3 часа дня. Через час я был уже в полете. Наш само
лет держал курс на Читу.
После вылета из Красноярска, часа через два, погода изменилась — пошел дождь, види
мость пропала, было уже около 9 часов вече
ра. Дальше лететь было нельзя. Летим над лесной тайгой. Летчик т. Бобылев начинает искать площадку для посадки. Самолет делает посадку — подходит люди. Узнаем, что находимся в 90 км от г. Иркутска.
Уже совсем темно, идет проливной дождь. Добираемся до первой жилой квартиры, телеграфируем запрос в иркутский аэропорт о погоде. Рано утром 22 июля получаем радиограм
му — «Ввиду проливных дождей самолеты не принимаются. Аэродром в Иркутске закрыт».
По радио узнаем движение самолета АНТ-25. Вычисляю время. Оказывается, можно добрать
ся даже поездом до Читы.
Ближайшая ж.-д. станция находится от места нашей вынужденной посадки в 3 км. Сроч
но добираюсь на станцию. Поезд стоит здесь всего одну минуту. В 11 часов вечера 22 июля вновь в пути. Ехать до Читы — 1 1/2 суток. 24 июля в 10 час. утра я в Чите. Там узнаю подробности посадки самолета АНТ-25 на остров Удд. Через два часа — на аэродроме в Чи
те. Самолет готов к отлету, но дежурный не хочет меня выпустить на самолете. Почему?
Да потому, что трасса Чита — Хабаровск одна из труднейших, самолет летит на высоте до
2.500 метров над Яблоновым и Хинганским хребтами, а я одет по-летнему.
Я настойчиво уговариваю дежурного аэропорта отправить меня ввиду срочности вылета. Лететь я привык при всяких условиях. Уже налетал за 4 года до 700 часов. Наконец, де
журный согласился. Летчик т. Елипашев занял свое место в самолете, и через несколько минут мы в воздухе. От Читы до Хабаровска лететь 12 часов. В этот день — 24 июля, успеваем долететь до ст. Тыгда, откуда до Хабаровска лететь 5 1/2 часов. Уже ночь.
Просыпаемся рано, но лететь нельзя — погода не летная, — туман. Наконец, в 11 час. дня
погода более или менее улучшилась. Снова — в воздухе. Летим долго в сплошном тумане. Видимости нет ни горизонтальной, ни вертикальной.
Но летчик т. Елипашев прекрасно ориентируется в полете. Туман немного рассеивается, открывается красивейшая панорама: высо
кие, высокие горы, сопки, покрытые лесом. Самолет набирает все большую высоту. Летим более, чем на 2500 метров над Хинганским
хребтом — облака прижимают наш самолет все ниже, ко лететь низко опасно, крупом горы.
Летчик Елипашев прекрасно знает трассу полета. Он уверенно ведет самолет. Через 1 1/2 — 2 часа кончается Хинганский хребет, и
мы летим над Биробиджаном. Внизу плывут колхозные поля, луга. До Хабаровска еще 80 — 100 км. Вот и знаменитая Волочаевка.
Здесь в память погибших в бою установлен памятник. Самолет пролетает над самым па
мятником. Еще несколько минут в воздухе, и показывается широкий Амур — Хабаровск. Самолет делает круг над городом и снижается на хабаровском аэродроме.
Это было 25 июля в 4 часа дня. Здесь подробно узнаю о самолете АНТ-25. Сразу вылететь на остров Удд нельзя, так как перво
начально самолет ожидался 25 — 26 июля в Хабаровске.
Только 27 июля, вечером, точно выяснилось, что самолет АНТ-25 вылетит с острова Удд через несколько дней. Нужно немедленно лететь на остров на гидросамолете.
28 июля в 4 ч. дня лечу на гидросамолете, который ведет опытный летчик майор Аполлон Александрович Нехлопоченко. На гидросамо
лете летит также специальный корреспондент «Правды» Л. Хват. Через 4 часа показывается Николаевск на Амуре — хочется скорее попасть на остров Удд, но лететь дальше нельзя... поздно. Темнеет.
В Николаевске на Амуре приятная встреча — встречаемся с прилетевшим сюда Героем Со
ветского союза Александром Беляковым, и утром 29 июля в 9 час. утра вместе с ним летим на -остров Удд.
Снова гидросамолет разрезает волны Амура, плавно набирает высоту. Скоро показывается остров Лангер. Погода резко меняется. Пас
мурно, низкий туман, — неприветливо нас встречает побережье Охотского моря. Вот Татарский пролив, залив Счастье вырисовывается узенькой полоской земли. «Это остров Удд», — говорит т. Беляков. Самолет снижает
ся. Летим на высоте 100 — 200 метров над островом Удд. Я использую время — снимаю остров Удд с -самолета.
Прошу летчика Нехлопоченко еще разок пролететь над островом — хочется еще лучше запечатлеть на пленке далекий остров, к которому приковано внимание всего мира!
Летим еще ниже. Прекрасно виден краснокрылый самолет АНТ-25, самолет, на котором славные герои сделали свой блестящий исторический перелет.
Затвор аппарата работает безотказно, — пролетаем над АНТ-25. Снимаю последние кадры — кассета снята.
Самолет идет на посадку — мы на острове Удд.
Первыми нас встречает группа гиляков-колхозников — они помогают прирулить нашему самолету к берегу, поставить самолет в без
опасное место: через некоторое время начинается морской прилив.
Выходим на берег, снимаю первые кадры —