ПОДАРОК XVIII СЪЕЗДУ ВКП(б)

Ю. ПРИГОЖИН

С

огромным творческим воодушевлением принесли XVIII съезду ВКП(б) свой подарок
московские фоторепортеры—выставку своих лучших работ, открытую 14 марта в просторном фойэ Большого театра.
Это — не строго тематическая выставка, ее экспонаты размещены по авторам, но взятые вме
сте эти 400 с лишним работ дают в образах, в художественно-обобщенных фотодокументах представление о всемирноисторических победах социализма, об облике любимой родины, о ее замечательных людях. Выставка демонстрирует также большие достижения советского фотоискусства, обогащенного рядом новых значительных произведений.
Среди работ, ранее не показанных на выставках, надо в первую очередь отметить несколько портретов руководителей партии и правитель
ства. Это — портреты товарища Сталина работы Я Халипа, В. Мусинова, работы Г. Зельма «Това
рищи Сталин и Ворошилов», Н. Петрова — «Товарищ Ворошилов», Г. Вайля — «М. И. Калинин».
Впервые на общей выставке экспонируются, как материал к творческому отчету, хорошо известные работы Я. Халипа и С. Лоскутова, посвя
щенные снятию с дрейфующей льдины папанинцев и возвращению героев на родину.
Группа авторов [Ф. Кислов, Д. Дебабов, М. Альперт, Г. Петрусов, С. Фридлянд, М. Калашников, А. Штеренберг, М. Марков, П. Клепи
ков, Н. Андреев, Ю. Еремин, С. Шиманский, Н. Кулешов и др. ] отобрала для настоящей выставки несколько лучших своих работ с 1-й Все
союзной выставки фотоискусства. О большинстве из этих экспонатов уже писалось в свое время в общей печати и в «Советском фото».
Среди авторов, выступивших почти целиком с новыми работами, надо отметить Г. Зельма. В их числе — запоминающаяся работа 1931 г., впервые экспонируемая автором, — «Первое собрание в колхозе». Исторический документ, сделанный как значительное художественное произведение.
Нельзя без волнения и гордости смотреть на снимок Г. Зельма «Первая вода», на этот мощ
ный поток падающей воды, открывший движение по каналу Москва—Волга. Содержателен, компо
зиционно скуп кадр «Уборка урожая». Передовая техника на колхозных полях шагает вперед: красавец ЧТЗ ведет сразу два комбайна, снима
ющих урожай и автоматически выгружающих его на автомашины.
Глубоким лиризмом проникнута работа Г. Зельма «Два друга»: два отважных летчика в кабине самолета, связанные между собою общностью задач и узами дружбы.
Заслуживают одобрения и другие работы автора: панорама «На учениях»—поход танков, преодолевающих местность, изрезанную оврагами, «Пограничники Севера»—строгая по композиции работа, и веселая, жизнерадостная «Маевка».
Впервые выступил на выставке Д. Шулькин, показавший серию отличных снимков, посвященную советским парашютистам.
Замечательны и другие его работы. Обращает на себя внимание снимок «Нащупал»: под покро
вом темной ночи движется «неприятельский» танк на тактических учениях, но его отыскал мощный свет прожектора. Автор обнаружил в своих работах художественную зрелость и высокое техническое мастерство.
Радует своими творческими удачами молодой, талантливый фоторепортер В. Микоша, также выставивший новые работы. Его снимки, посвященные Магнитогорскому металлургическому комбинату им. Сталина, сделаны мастерски. Это — образ нашей величественной и мощной социалисти
ческой индустрии, вооруженной самой передовой техникой.
Вдумчивым художником показал себя автор в пейзаже: «Зима на Волге» лирична, полна опти
мизма. Нет и намека на меланхолию в этом скованном снегом зимнем пейзаже.
С рядом новых работ выступил В. Ковригин. Лирик по своим творческим устремлениям он дал снимок девочки, полный непосредственности, — «Чарита» и работу — «Мать». Тема материнства не раз привлекала внимание советских фотографов. В. Ковригину удалось передать в снимке глубокое чувство счастья, охватившее молодую мать, кормящую ребенка.
Несколько новых работ выставили и зрелые фотомастера. А. Скурихин посвятил свой стенд колхозному строительству. Здесь — замечатель
ный «Урожай», сделанный в плакатном плане. Молодая колхозница держит над головой тяже
лый сноп спелой пшеницы. Прекрасно развивает тему зажиточной жизни колхозного села и сни
мок «Трудодни». Вот оно изобилие, пришедшее в колхозную семью в результате стахановской производительности труда! Хороши «Яблоки», не утратившие своей утренней свежести. Это — превосходный натюрморт.
Показал образец художественной архитектур
ной съемки Б. Игнатович. Отлично сделана им