Фотопромышленность

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ

Инж. М. ШОР

Д

о последнего времени в вопросе ассортимента фотобумаг не было абсолютно никакой системы. Освоение и выпуск отдель
ных новых сортов не увязывались с имевшимся уже ассортиментом. Причиной этому служило от
сутствие четкой классификации фотографических бумаг, которая должна была служить канвой работы фабрики № 4 по освоению новых сортов.
Построение ассортимента продукции заграничных фабрикантов базируется, главным образом, на конкуренции между предприятиями, направленной к вытеснению с рынка других фабрикантов.
Этим и объясняется целый ряд «пышных» названий, подчас и не имеющих конкретного смысла и часто не увязанных с данным сортом, вроде «Антик», «Ройаль», «Ривьера» и т. п.
Точно так же, во имя этой же конкуренции, ассортимент чрезмерно обременяется огромным количеством наименований. Так например, в фаб
рикатах фирмы «Гийомино» насчитывается свыше 400 сортов. Однако, если очистить ассортимент иностранных бумаг от внешней рекламной мишуры, то при тщательном анализе можно установить наличие довольно стройной и рационально построенной системы.
Фирма «Гийомино» делит ассортимент по группам, увязанным с условиями применения бумаг для целей: профессиональной, моментальной, любительской, промышленной, авиационной фото
графии, аэросъемочных работ и топографии, прессы и научных учреждений.
Таким образом ассортимент этот предусматривает комплектование сортов по их назначению.
В основу деления по сортам кладется плотность подложки, характер поверхности и окраска.
Градация является внутрисортовым показателем и самостоятельно сортности не определяет.
Фирма «Бик» выпускает бумаги: бромосеребряные, под общим названием «Бромобик», хлоросеребряные — «Телобик» и хлоробромосеребряные — «Гатос».
Таким образом ассортимент этой фирмы построен на базе четкого разграничения сортов по характеру галоидного серебра эмульсии.
В основу деления по сортам кладется, так же как и в бумагах фирмы «Гийомино», плотность
подложки, окраска и характер поверхности, однако с большим акцентом на последней.
Так же как и в бумагах фирмы «Гийоминоградация является внутрисортным показателем.
Для упрощенной характеристики сорта разработан специальный шифр (последний приведен с левой стороны показания сорта).
Условные обозначения сортов нам удалось расшифровать, причем анализ показал, что цифры характеризуют поверхность, окраску и плотность бумаги.
Ассортимент бумаг фирм «Ильфорд», «Сатрапи «Мимоза» (отличаясь большим количеством сортов и градаций) определяется в отдельных сортах различием поверхности, плотности и окраски.
В бумагах «Сатрап» и «Мимоза» ассортимент объединяется в группы по градации.
Условные обозначения бумаг фирмы «Ильфорд» выражаются порядковой нумерацией.
Условные обозначения бумаг «Мимоза» выражаются также порядковой нумерацией с допол
нительной буквой, определяющей группы сортов, связанных с природой галоидного серебра.
Условные обозначения бумаг «Сатрап» определяются порядковой нумерацией с дополнитель
ными буквенными шифрами (Кр — контрастная, Р — шероховатая, Гр — грубошероховатая, Л — полотняная и т. д. ); тонкие бумаги обозначаются нечетными числами, а картон — четными.
Таким образом приведенный выше анализ показал, что все без исключения иностранные фир
мы делят ассортимент по группам, связанным с природой галоидного серебра, с дополнительными самостоятельными признаками, характеризующими состояние поверхности, характер подложки, плотность ее и цветность слоя.
Существует точка зрения, что классификация советских фотобумаг в настоящее время являет
ся излишней и ни к чему не приводящей, что, вот де, мол, необходимо прежде всего иметь в наличии ассортимент, а классифицировать его можно всегда успеть. Такая точка зрения явно неверна; конечно в основном вопрос заключается в создании достаточного разнообразия сортов, но суть-то в том, что правильно построенная классификация явится безусловным подспорьем для создания самого ассортимента и правильного преподнесения его потребителю.