1 В ЦЕНТРАЛЬНОМ
	ТЕАТРЕ
СОВЕТСКОЙ
АРМИИ
	Коллектив Центрального театра
Советской Армии, недавно начав-
ший новый сезон, готовит сейчас к
показу несколько пьес_советских дра-
матургов.

К 35-й годовшине Великого Октяб-
ря театр репетирует пьесу дальне-
восточного драматурга Е. Бондаре-
вой «Сергей Лазо». Роль героя—пар-
тизана Сергея Лазо поручена арти-
сту М. Майорову. . Режиссеры спек-
такля—И. Ворошилов и А. Харла-
мова. Принята к постановке комедия
грузинского драматурга М. Барата-
швили «Стрекоза» — о людях кол-
хозной деревни. Постановка режиссе-
ра_Д. Тункеля.

Продолжается работа над класси-
ческим произведением советской дра-
матургии — пьесой К. Тренева «Лю-
бовь Яровая».

Произведения, посвященные Совет-
ской Армии, пишут для театра дра-
матурги С. Голованивский, А. Кузь-
мичев, И. Куприянов и-др.

В седьмом номере журнала «Звез-
да» опубликована пьеса китайского
драматурга Ху Кэ «Они выросли в
боях» — о борьбе китайского наро-
да за свою свободу и независимость.
Эта пьеса пойдет на сцене театра
Советской Армии.
	Будет показана также пьеса фран-
цузского драматурга Роже Вайяна
«Полковник Фосгер признает себя ви-
HOBHBIM»,

В этом сезоне будет пополнен
классический репертуар театра. Кол-
лектив приступает к работе над ни-
когда не шедшей пьесой А. М. Горь-
кого «Яков Богомолов». Впервые
на русской сцене ставится пьеса
Н. Г. Чернышевского «Мастерица ва-
рить кашу». Режиссер--В. Канцель.
	Коллектив Центрального театра Со-
ветской Армии неоднократно обра-
щался к произведениям  западно-
европейской классической драматур-
гии и, в частности, к пьесам Шек-
спира. В этом сезоне театр предпо-
лагает показать комедию «Виндзор-
ские проказницы».
	«День Воздушного
Флота СССРУ
	ЦВЕТНОЙ ФИЛЬМ
	В ближайшие дни в московских
кинотеатрах начнет демонстрировать-
ся цветной документальный фильм
«День Воздушного Флота СССР». В
картине запечатлены разнообразные
эпизоды авиационного праздника в
Тушине 27 июля этого года.

Картину снимали 24 оператора
Центральной студии документальных
фильмов. Восемь кинооператоров
производили семки в воздухе, Ре-
жиссер фильма В. Бойков. Текст
Б. Агапова. Главный — оператор
М. Ошурков.

Сегодня в Министерстве кинема-
тографии СССР состоится просмотр
фильма.
	Перед Конгрессом сторонников мира
`--стран-Азии-и Тихого- океана
	Послание ассоциации работников искусства
	и литературы Вьетнама
	ШАНХАЙ, 9, (ТАСС). Вьетнамское ‚Они распространяют свою порногра-

информационное агентство передает фическую и гангстерскую литературу
послание ассоциации работников ис-  во всех все еше оккупируемых ими
кусства и литературы Вьетнама пред-   городах, чтобы отравить сознание
стоящему Конгрессу сторонников ми- народа. Чем больше мы ненавидим

mrp peau ree Aten ew oo
	ae п  с ЕСА Nat INA RRR ENT ES Td

ра стран Азии и Тихого. океана. «   французских и американских агрес-
Этот конгресе, говорится в поела-   соров. Tey глуби му те
	а EE Medd   COPOB, о том, глубже ‘мы ` понимаем
нии, выразит ‘нерушимое единство   страдания братских ‘народов, жертв
народов стран Азии и Тихого океана,   угнетения и агрессии империалисти-
которые борются за мир, ‘а также   ческих поджигателей войны. Чем
	упорнее борьба за независимость и
новую культуру нашего народа, тем с
большей радостью мы слушаем сво-
бодный, миролюбивый и демократи-
ческий голос деятелей прогрессивной
культуры стран Азии, Тихого океана
и всего мира.

Веря в искреннее единство между
нами, мы желаем еще больше рас-
ширить обмен между странами Азин
и Тихого океана произведениями
культуры, искусства и литературы,
которые служат делу мира и демо-
	послужит суровым предупреждением
империалистическим  поджигателям
войны.

На протяжении семи лет вьетнам-
ский народ под руководством прези-
дента Хо Ши Мина ведет упорную
борьбу против французских колони-
заторов и американских интервентов
за восстановление независимости и
свободы, в защиту мира и за сохра-
нение культуры Азии и всего мира.
В этой упорной борьбе для достиже-
ния победы вьетнамские работники
	ПО ПРОТОРЕННОЙ ДОРОЖКЕ
	Тлава американской охранки Эдгар Гувер похваляется,
что он готов бросить пятьсот тысяч человек за колючую
	проволоку первых пяти кониентрационных лагерей, поч
	(Из газет). г
		строенных в США,
	a all > ме

вокусства и литературы готовы по-  кратии.
жертвовать всем, . даже своей Мы уверены, что этот великий
ЖИЗНЬЮ. конгресс положит начало обмену

Французские агрессоры убили мно-   произведениями культуры народов
гих выдающихся деятелей культуры,   стран Азии и Тихого океана с тем.
	артистов и художников Бьетнама,   чтобы крепить взаимное понимание и
среди которых были ученый Нгуен   единство народов. Это также. помо-
Ван То, юрист Тай Ван Дунг, инже-   жет борьбе против заговоров: импе-
нер Нгуен Нгок, писатель Нам Као, риалистических поджигателей войны,
поэт Тхой Суу и другие. Они разру- борьбе в защиту мирной жизни наро-
шили много храмов н церквей, раз- ‘дов и сохранение их прогрессивной
бомбили много школ ‘и госпиталей, культуры.

ee
	Население Австрии против американских военных
	приготовлении на австрийской земле
	ВЕНА, 10. (ТАСС). По сообщению
Австрийского совета сторонников ми-
ра, рабочие многих предприятий Ве-
ны направили делегации к каннлеру
Фиглю, которые передалут ему лись-
ма с требованием, чтобы австрийское
правительство публично заявило о
своей солидарности с ‘зальцбургским
населением, борющимся против стро-
ительства танкового полигона в райо-
не Зальцахзее, и ‘открыто выступило
за уничтожение склада’ отравляющих
веществ в Лоферской, долине.

На днях горняки Верхней Австрии
заявили решительный ‚ протест против
военных приготовлений’ американ-
ских властей. В резолюции, принятой
на собрании горняков. и направлен-
ной населению Зальцбурга, говорит-
ся: «Мы решительно выступаем про-
тив конфискации земли американца-
ми. Мы присоединяемся к борьбе

зальцбургского населения. Мы требу-
ем от федерального правительства
предпринять решительные шаги для
предотвращения опасности, угрожаю-
щей Зальцбургу».

На имя Венского совета сторонни-
ков мира ежедневно поступают пись-
ма и резолюции протеста против пре-
вращения Зальцбурга в американ-
скую военную базу. «Мы, — гово-
рится в одном из таких писем, на-
писанном рабочими молочной про-
мышленности Вены, — до глубины
души возмушены тем, что, вопреки
желанию австрийского — населения,

конфискуются земли для строитель-
ства военных об’ектов, служащих ин-

тересам поджигателей войны и пред-
ставляющих собой непосредственную
угрозу свободе” ‘и независимости на-
шей страны».

К АНГЛО-АМЕРИКАНСКОМУ ВМЕШАТЕЛЬСТВУ
ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ИРАНА
	Англо-американская борьба за иранскую нефть
	ЛОНДОН, 10. (ТАСС). По’сообще-   США добиваются разработки в ши-
ниям печати, в английских деловых   поких мэаспттабах озер атлет
	п ^ сч модих деловых   роких масштабах американскими
кругах с беспокойством следят за де-  компаниями «неосвоенных» иранских
ятельностью в Иране президента нефтепромыслов. Газета  отмечлет.

oe eee

крупной американской нефтяной ком-  что Джоне перед своим от’езлом в
	пании «Ситис сервис компани» Ол- Иран _виделся с Трумэном. «При
тона Джонса. . данных обстоятельствах, — пишет
Джонс находится в Иране уже  «Санди таймс», — возможно, что
	Джонс считает решение англо-иран-
ского спора не столько непосредст-
венной задачей, сколько удобным
предлогом для выяснения возможно-
	стей более широкой эксплуатации»
(Heranpix месторождений Ирана. —
`Ред.). .
	Как. сообщает. газета «Рейнольдс
юс»,Шжонс. одновременно  заклю-
	UH сделку о закупке иранской нефти,
«несмотря на возражения ‘ачглийско-
го правительства и. крунных нефтя:
ных. компаний, и начнет в ближай-
шие недели  отгружать иранскую
нефть Америке».
	Газета «Фрихетен».
о предстоящем с’езде
компартии Норвегии
	ОСЛО, 19. (ТАСС). Газета «Фри-
хетен» опубликовала сообщение, в
котором говорится:

«Весной будущего года состоится
очередной с’езд коммунистической
партии Норвегии. Этой осенью со-
зывается пленум ЦК коммунисти-
ческой. партии, на котором будет
установлена дата с’езда». .
	Газета далее указывает, что в
порядке подготовки к с’езду будет
	осуществлен обмен партийных  би-
летов, который должен уточнить
количество членов партии, устано-
вить ее социальный состав, содей-
ствовать активизации деятельности
партии, ‘вовлечению -в -ее ряды но-
вых членов, а также наведению по-
рядка в уплате членских взносов.
	Обмен партийных билетов будет
проведен в течение января—февраля
будущего года.
	стей, освобождал от.каких бы то ни
было. обязанностей. ‚И. постепенно
Витя привык к мысли о своей ис-
ключительности, о том, что ему уго-
тована какая-то особая судьба. Но
логика нашей общественной жизни
осуждает индивидуализм Вити.
Мальчик переживает глубокий ду-
шевный кризис.
	Вот ` здесь-то и приходит на по-
мошь коллектив. Поддержка школь-
ников именно в тот момент, когда,
казалось бы, они должны были от-
вернуться от Вити, помогает маль-
чику постепенно избавиться от сво-
их недостатков, стать полноправным
членом дружной школьной семьи.
	Б новой повести А. Мусатов су-
мел показать тесную связь -между
семьей и школой. Директор школы
Федор Семенович — частый гость в
домах у колхозников. Он ‘приходит,
чтобы узнать, как живут его воспи-
танники, и если ‘нужно, то. оказать
помощь. И все же образ учителя не
вполне удался автору. Федор Семе-
нович чаще всего появляется только.
для того, чтобы рассудить, кто прав
	третью неделю.
А’азета «Санди таймс», касаясь це-
лей миссии Джонса, заявляет. что
	Ob EME ABAHE ПУГАЧЕВЕ

TA BPREINOM conse n
	— pm EEE y OE POM

царя». Из деревянного здания
2ацеет пгорсозобынь-- Anhocrucatitu.

чающие с хлебом-солью «мужицкого
’ приказной избы выводят на сид к Пи
	a За 2 ЗА.

от страха помещиков — молодого барина, пый
i ‚ пьшино разодетию помег-
ции учителя-фронциза. В норах ра о РОЗоЧетую поме
	Е о а о ЗЧ вр РЕЯ
одетым в лакенскую ливрею. Па него С гневом указывают крестья-

не, требуя немедленной казни. А на горизонте в облаках пыли
мчатся ‘на лошадях восставшие крепостные из соседние деправриь
	прослышавшие о прибытии пугачевских войск...
	ТЕНЬ ГИТЛЕРА — ГУВЕРУ: — Мы начинали так же. Но, увы, вы
	Рис. Мих. ГРОДСКОГО.
	помните, к чему это привело!..
	ООБЫТИЯ В ROPEE
	СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	ИПХЕНЬЯН, 9. (ТАСС). По сооб-
щению Главного командования На-
родной армии Корейской Народно-
Демократической Республики,  cero-
	дня соединения Народной армии в
тесном взаимодействии с частями
китайских народных добровольцев
продолжали юборонительные бои с
противником.
		Эту картину, названную автором «Емельян Hyeauess, заканччи-
вает лауреат Сталинской премии П. П. Соколов- каля
	Живопись историческая, батальная, жанровая, рисунок, плакаг,
театральная декорация — зо всех этих жанрах ярко проявляется
талант художника. В его произведениях подкупают зрителя мас-
штабность замысла, страстный и подлинно реалистический язык

художника, стремящегося просто и доходчиво рассказать обо всем,
то волнует и интересиет советских людей.
	И все же темы монументальные, исторические, пожалуй, наибо-
дее любимы выдающимся мастером. Его привлекают эванйиозные
	события, совершающиеся в жизни родной страны
	7 ™N
  Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают образы
  geauxux вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина. С увлечением

воплощает художник на своих полотнах и облик многих героев
  прошлого, живущих в народной памяти.
	Одним из образов, который привлекал внимание живописца на
разных этапах его творческого пути, была своеобразная и яркая
фигура вождя кребтьянского восстания Емельяна Пугачева. Вообра-
жение Соколова-Скаля, подолгу жившего в приволжских городах и
других местах, связанных с деятельностью Пугачева, питалось мно-
ими легендами, рассказами, песнями, посвященными одному из
излюбленных народных героев. Впервые художник взялся за разра-
ботку темы Пугачева еще в 20-х годах. Но тогдашнее решение
этой темы не полностью удовлетворило автора. И вот, спустя почти
двадцать лет, он вновь возвратился к этой теме.

Как рассказывает сам художник, картину «Емельян Пугачев» он
начал писать по заказу Исторического музея. В одном из отделов
этого хранилища, посвященном Пугачеву, есть немало экспонатов,
связанных с событиями второй половины ХУШ века. Здесь выстаз-
лены боевое знамя Пугачева, экземпляр его манифеста, его портрет
	ит
	Китайские крестьяне осваивают современные методы
	ведения сельского хозяйства
	чают все большее число усовершен-
ствованных сельскохозяйственных
	орудий.

Хорошие урожаи, полученные
крестьянами в результате глубокой
	вспашки, отбора семян, а также при-
менения других современных методов
ведения сельского хозяйства, в чем
им оказывали . помошь’ станции, в ог-
	ромной мере укрепили доверие
крестьян к этим станциям. В одной
только провинции Сунизян свыше
	1.100 групп взаимопомощи обратились
к станциям с просьбой обучить их
новым методам ведения хозяйства, а
также: лать им взаймы усовершенст-
вованные сельскохозяйственные ору-
Ha.
	ПЕКИН, 10. (ТАСС). Как передает
корреспондент агентства Синьхуа из
Мукдена, в настоящее время в раз-
личных районах Северо-Восточного
	Китая. действуют 87 станций по обу-
	чению крестьян современным методам
ведения хозяйства. В будущем году
будет создано еще, по крайней мере,
300 таких станций.
	Эти станции обучают крестьян об-
ращению с усовершенствованными
сельскохозяйственными орудиями и
помогают им в деле усовершенство-
вания методов ведения сельского хо-
зяйства. В 1951 году таких станций в
Северо-Восточном Китае было всего
три. Рост числа станций в этом году
об’ясняется тем, что крестьяне полу-
		Заявление итальянского врача, посетившего СССР

цию в различных отраслях медиц:
ны, которая осуществляется в совет-
ских университетах с первых же лет
обучения.
	«Советские люди, — сказал в зз-
ключение профессор Гуассардо,  —
ставят серьезно Вопросы‘ и работают.
над ними весьма основательно. Все”
начиная с социального законолатель-
ства, свидетельствует о том, что. дет-
ская проблема является для них ос-
новной проблемой. Итальянская деле-
гация встретила не только замеча-
тельный и сердечный прием со сто
роны властей и официальных орга-
нов, но и со стороны населения, с ко-
торым она поддерживала контакт».
	Трудящиеся
Западной Германии
под бременем ремилитаризации
	БЕРЛИН, 10. (ТАСС). Газета
«Фрейес фольк» поместила собствен-
ное сообщение из Бонна, в котором
говорится, что, по данным, опубли-
кованным боннским министерством

финансов. доходы боннского прави
	тельства от налогов на зарплату,
взимаемых с рабочих и служащих,
	повысились с 228 млн. марок в ап-
реле до 271 млн. марок в июне это-
го года. В то же время значитель-
но снизились налоги с западногер*
манских предпринимателей. Сумма
налогов с концернов в июне соста-
вила только 76 процентов от сум-
мы налогов с этих концернов в де-
кабре прошлого года. В июле бонн-
ское министерство финансов  собра-
ло с трудящихся налогов на сумму
2 млрд. марок.
	Под знаком борьбы
за национальную
независимость
	Программа боливийской
фФедерапии университетов
	НБЮ-ИОРК, 10. (ТАСС). Как
сообщил из Ла-Паса (Боливия) кор:
респондент гаванской газеты «Ноти-
сиас де Ой», на недавно  состояв-
шемся конгрессе студентов, входя-
щих в боливийскую федерацию уни-
верситетов, одобрена программа,
предусматривающая: национализа-
цию всей горнорудной промышлен-
ности Боливии без выплаты ком-
пенсации владельцам; создание раз-
личных отраслей национальной про-
мышленности с целью обеспечения
экономической независимости Боли-
вии от эксплуатации местными и
иностранными  империалистическими
группами; выработку обширной про-
граммы по вопросам культуры;
увольнение иностранных так назы-
ваемых технических миссий. Про-
грамма далее предусматривает на-
ционализацию железных дороги
других видов транспорта;  свобод-
ную торговлю со всеми странами;
мероприятия против незаконного
обогащения; контроль над квартир-
ной платой и ценами; проведение
аграрной реформы за счет экспро-
приации земли у богатых землевла-
	дельцев;5 приобщение индейского
населения к политической жизни;
реформы в области просвещения,
	направленные на ликвидацию He-
грамотности, существуюшей в ог-
ромных масштабах среди крестьян-
ского населения; повышение ‘зара-
ботной платы и улучшение условий
жизни боливийского народа вообще.
	РИМ, 10. (ТАСС). Газета «Унита»
спубликовала интервью с директором
педиатрической клиники Туринского
	университета Гуидо Гуассардо, посе-
тившим 8 составе итальянской леле-
	“Гуассардо выразил свое
вбсхишение замечательной организа-
цией санитарной помоши детям в Со-
ветском Союзе и отметил тот факт,
что советская медицина стремится
прежде всего к предупреждению бо-
лезни, опираясь на теорию академика
Павлова ‘об условных  рефлексах.
Профессор’ `Гуассардо также заявил,
что полностью одобряег специализа-

Репрессии против коммунистов
		Пебольшая по первоначальному замыслу картина превратилась
в процессе работы в огромное живописное полотно, занимающее
целиком одну из стен просторной мастерской П. Соколова-Скаля:
	— Над этой картиной, — рассказывает автор, — я работал три
года. Мне хотелось решить ее в традициях русской исторической

‚ живописи. Самого Пугачева`я стремился показать как’ народного

героя `Во’всей’ картине, `в’образах` повстанцев” ” я`‘старался как
можно шире отразить русский народный колорит.
	НА СНИМКЕ: П. СОКОЛОВ-СКАЛЯ в своей мастерской у кар-
ы «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ», Фото к. вловинояй.

i
	Уже давно изучает китайский му-
`зыкальный фольклор лауреат Ста-
инской премии композитор К. Корч-
марев. В основу многих его произве-
ний положены китайские народные
мелодии. В частности, эти темы раз-
раббтаны в сюите «Свободный Ки-
lay, за которую композитор удо-
сен Сталинской премии.
	Сейчас по мотивам китайской на-
одной музыкальной драмы «Седая
зушка» К. Корчмарев пишет оперу
‘Дитя радости». В беседе с нашим
корреспондентом он рассказал:
	— Как известно, «Седая девушка»
— одно из популярнейших в китай-
ком народе произведений. Его по-
любили и советские зрители, позна-
юмившиеся < этой народной драмой
на сцене советских театров. В «Се-
хй девушке» привлекают яркие, ре-
алистически очерченные характеры,
инамичный напряженный сюжет,
хтрые конфликты, ярко выраженное
	народное начало. ое эи черты
представляют благодарнейший мате-
	риал для оперного. воплощения.
	К последнему изданию «Седой де-
вушки», вышедшему в Пекине в
1950 году, были приложены 12 на-
	родных песен. Это — интереснейшие
мелодии, расширяющие и обогащаю-
щие наше представление о характе-
ре китайского музыкального фольк-
лора. Они положены в основу оперы
«Дитя радости». Вскоре я надеюсь
познакомить композиторскую обще-
ственность с недавно законченным

мною первым действием этой оперы.

Кроме того, я пишу музыку для
мультипликационного кинофильма
«Братья Лю», создающегося по мо-
тивам китайской народной сказки.
	тивам квитаиокояй пароднов ълегАе.
Злесь я также использовал подлин-
	ные народные мелодии, опубликован-
ные в фольклорных музыкальных
	ные в фольклорных музыкальных
сборниках, вышедших за последнее
время в Пекине,
	НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ КОМПОЗИТОРЬТ
	Опера ‚Дитя радости“
	НЬЮ-ИМОРК, 10. (ТАСС). Как. со-
общает корреспондент газеты «Нью-
Иорк таймс» из Лос-Анжелоса. фе-
деральный судья Матес приговорил
лидера организации коммунистиче-
ской партии в штате Калифорния
Олету Иэйтс, еше к трем годам тю-
ремного заключения по обвинению
в: «неуважении суда», которое’ вы-
разилось в отказе Иэйтс выступить
в роли осведомителя на судебном
процессе. Как и. остальные 14 ру-
ководящих деятелей коммунистиче-
ской партии в штате Калифорния,
Onera Иэйтс уже приговорена к
5 годам тюремного заключения по
обвинению в «нарушении» закона
Смита. `Матес отдал распоряжение
о том, что оба приговора Иэйтс бу-
дет отбывать одновременно.
	тонет, и оба раза по. вине. Вити Ко-
раблева. Первый раз — в злополуч-
ной лодке, а второй раз, когда Витя,
не послушав отца, направляет обоз,
груженный ‘зерном, по тонкому льду
реки.
	Зачем же понадобилось автору.
чтобы один и тот же герой дважды
тонул? Как видно, А. Мусатов соб-
лазнился Легким решением — пока-
	зать на сходных ситуациях различ-
	ное поведение Вити Кораблева.
	Навязчиво повторяется в повести
одно и то же описание — полновод-
ной реки. Сначала о ней говорит
дед Новоселов: «Учение — это вро-
де как  матушка-Волга — Волга
или Енисей-река. А уж если пере:
плыл, далеко шагать будешь». Позд-
нее учитель Федор Семенович, рас-
сказывая о погибшем отце Кости
Ручьева, вспоминает: «Сам-то Гри-
горий Васильевич всегда на стрем-
нину выходил, на главное течение...»
Глава «Разговор. по душам» начи-
нается словами: «Урок продолжал-
ся. Он был словно река, которая,
побурлив на камнях, вновь потекла
мирно и ровно...»
	Несмотря на 3TH недостатки по-
вести «Дом на горе», автору в целом
удалось показать, какое высокое и
почетное место занимает в нашей
стране школа.
	Не случайно поэтому герои пове-
сти называют свою школу «домом
на горе». И мысль автора о высо-
ком предназначении школы отлично
доходит до маленьких читателей.
	Автор убедительно раскрывает
душевный мир и высокие мораль-
ные качества советских школьников
и вселяет уверенность, что они вы-
растут достойными гражданами своей
Родины, активными строителями ком-
мунизма.
	А. Воинов.
	У гранитных трибун Центрального парка культуры и отдыха имени
	восьмерки-скиф на Москве-реке.
		Торького проходят соревнования на
требле. HA СНИМКЕ: восьмерки
	зяйства приходят в школьную брига-
ду. передают ребятам свой трудовой
опыт. - ;

Тема воспитания в труде прони-
зывает все содержание книги.

Главные герои повести  восьми-
классники Костя Ручьев и Варя Ба-
лашова с малых лет ‘воспитаны в
добрых трудовых традициях, в ува-
жении к старшим, к коллективу. И
не случайно в школьной среде они
показывают себя настоящими това-
рищами, ‘признанными вожаками,
проявляя при этом лучшие качества
советских школьников — Пытли-
вость, активность, настойчивость,
принципиальность. .

Развивая повествование, А. Муса-
тов стремится полнее раскрыть мно-
гогранный внутренний мир “своих
юных героев, показать воспитываю-
шую силу коллектива.

Косте Ручьеву и Варе Балашовой
противостоит образ Вити Кораблева.
Варя дружит с Витей. Но Кораблев
соверщает нехороший поступок. Не
желая, чтобы на его лодке катались
ребята, он пробил в днише дыру и
	замаскировал ее ‘досками, — из-за
этого чуть не утонул его друг Костя
Ручьев. кк
	Варя требует, чтобы Виктор при-
знался`в своем поступке. В ее кон-
фликте с Кораблевым выражено не
только столкновение двух различных
характеров. В нем автор увидел то
особое качество, которое присуще
лишь нашей, советской морали.

Лодка принадлежит Вите. Каза-
лось бы, он может распоряжаться
ею, как захочет. Но именно пото-
му, что отношения советских детей
прежде всего определяются чувст-
вом товарищества, настоящей друж-
бы, поступок Вити вызывает возму-
щение Вари. Она не может больше
дружить. с мальчиком, который ока-
зался собственником, плохим товари-
шем.
	Витя все больше и больше отда-
	первенство СССР по академической
		ляется от. коллектива, свысока отно-
сится к товарищам, а если и_оказы-
вает поддержку отстающим, то лишь
‘для того, чтобы подчинить себе ре-
бят, поставить их в какую-то зави-
симость от себя. По этому поводу и
происходит большой и суровый раз-
говор у ребят с Витей перед тем,
как комсомольское собрание долж-
но обсудить его заявление © приеме
в комсомол.

Поводом для этого разговора по-
служило следующее происшествие.
На уроке литературы преподава-
тельница поставила ученикам в при-
мер сочинение Кораблева на тему о
молодом человеке нашего времени.
	«Больше всего я ценю в человеке
такие чувства и душевные качества,
— писал Витя Кораблев, — как
умение всегда и во всем выполнять
свой долг, ставить общественное
мнение выше личного, быть правли-
вым и честным перед товарищами,
уметь ‘`держать слово, не бояться
никаких трудностей...».

Эти слова вызвали бурный про-
тест Вари. Она считает, что Витя
	Путь в будуглее
	В ПОВЕСТИ «Стожары» Алексей

Мусатов талантливо рассказал
0 том, как в годы Отечественной
ohn колхозные ребята помогали
8рослым восстанавливать разрушен-
#0 гитлеровцами хозяйство.

Много трудностей, горя и лишений
перенесли юные герои повести. Но
оветские люди не остаются одино-
Кими. Они находят свое место в кол-
лективе. Спасенные Федей Черкаши-
ным зерна дают богатый урожай
«оншаковки», выращенной. чкольни-
хами на опытном участке.

Читатель расстается со «Стожара-
XH ‹ ощущением глубокой веры в
10, что из Сани Коншакова, Феди
Черкашина, Тимы Колечкина, об’еди-
ненных дружбой, помощью и заботой
Взрослых, вырастут подлинные хозяе-
ва земли.

Повесть А. Мусатова «Дом на го-
p> также посвящена колхозной
иколе. Но события в ней происхо-
дят через пять лет после вой-
ik, в наши дни. Новое поколе-
Н#е ребят заполнило учебные клас-
ы, Оно не знает тех невзгод, KOTO-
рые переживали стожаровцы. И ес-
ли пафос повести «Стожары» выра-
жался в стремлении как можно ско-
рее восстановить разрушенное вой-
Hol, TO B книге «Дом на горе» зву-
чит тема завоеванного мира, счаст-
ТИВОГО детства наших детей, которые
Могут свободно учиться, мечтать ©
будущем, развивать лучшие стороны
‘воего характера.

А. Мусатов поднимает многие зна-
чительные проблемы: о связи школы
‹ жизнью, о воспитании в труде,
®просы дружбы, товарищества, вы-
кого морального облика советско-
о школьника,

Особенно отрадно, что автор, ло-
Мая установившийся штамп в школь-
	ных .повестях и пьесах, герои кото-
рых — подростки из сельской деся-

тилетки — обязательно идут в го-
род, показывает новое жизненное
	явление — желание многих ребят по
окончании сельской школы остаться в
своем колхозе, быть его передовыми

людьми: бригадирами, тракториста-
ми’ опытниками, то-есть ° сельской

колхозной интеллигенцией.

Больше того, повесть «Дом на
горе» рассказывает о том, как шко-
ла, вместе с колхозниками, готовит
ребят к трудовой колхозной деятель-
ности, прививает им задатки буду-
	ших мастеров сельского .‚ хозяйства,
	преобразователей природы.
Писатель верно передал в книге
благородное стремление колхозных

ребят-школьников с юных eT
быть полезными своему . колхозу,
участвовать в его „жизни, Ребята
		их отцы и матери.
	передовых
	торой заняты ИХ OTH
Самостверженный труд
	не имеет права так писать. Он сов-  или виноват, читатель почти не
сем не такой, каким хочет себя   сталкивается с ним, как с челове-
представить. ком, имеющим собственную судьбу.
	Значительно ярче и многосторон-
нее раскрыт ‘образ ‘молодой учитель-
ницы Галины Никитичны. Читатель
видит ее любовь к школе, первые
неудачи на педагогическом поприще.
Но силой личного примера она за-
воевывает доверие ребят, растет ее
мастерство.

Но не все характеры удались авто-
ру. Особенно это относится к таким
	Битю в комсомол не приняли.

Сначала` он: не может понять пра-
воты Вари, правоты товарищей, с
которыми его связывают многие го-
ды детства. Он хочет перейти в дру-
гую школу. Отец Вити — Никита
Кузьмич требует у директора шко-
лы, чтобы тот выдал документы. Но
директор отказывает Кораблеву, он
верит в силу воздействия коллекти-
	ва, верит в то, что Витя изменится.   второстепенным персонажам пове-

Рисуя образ Вити Кораблева,   СТИ, ` как Митя Епифанцев, Вася
А ‘Мусатов показывает причины, Новоселов, Катя Прахова. Бледно
	обрисован секретарь комсомольской
организации школы Ваня Воробьев.
	Имеются .в повести длинноты,  за-
тянутые места, повторы.
Костя Ручьев, например, дважды
	которые породили эгоизм, высокоме-
рие у этого мальчика. Причины эти
— в плохом домашнем воспитании.
Отец. считая ‘сына талантливым,
	оберегал. его от малеиших трудно-
	людей колхоза вызывает в них хо-
om ere pre aganurctTth ronavuee экелание
	чтобы ceé-
	рошую зави 15, а
онять его «секреты»,
	годняшними, пусть еше малыми де-
лами положить начало своего пути
	В будущее.
	На помощь школьникам приходят
учителя. Они замечают стремление
ребят к труду и организуют школь-
ную’ бригаду высокого * урожая. Une-
ны бригады изучают передовую MH-

чуринскую науку, работают на поле-
Л ee ee лопат OAONGLITH по
	вом участке, проводят опыты
	агротехнике. Все это расширяет по-
Suwa пебат готовит их. к будущей
	знания ребят, готовит HX !
практической деятельности.
	Школа действует при этом в те-
ной связи с Колхозом. Лучшие лю-
пл ижроа. ‘мастева. сельского хо-